Первоклассник иногда ощущает себя космонавтом

Газета, Главная новость, Люди и события , ,

Как адаптироваться к школе и почему детям не всегда удается легко втянуться в учебный процесс

Вслед за праздничным Днем знаний начинаются школьные будни – с уроками и переменами, контрольными работами и общением с друзьями… Втягиваться в процесс после летних каникул приходится всем, но особенно непросто первоклассникам, пятиклассникам и десятиклассникам.

О том, как сделать процесс адаптации легким и комфортным, мы побеседовали с Мариной Карельской – психологом городского центра экспертизы, мониторинга, психолого-педагогического и информационного-методического сопровождения «Леда».

Научить учиться

– Марина Евгеньевна, от чего зависит, насколько легко втянется первоклассник в школьную жизнь, и чем родители могут помочь ему на этом этапе?

– Поступление в первый класс – важный период в жизни, и многие дети с радостью этого ждут. Тем не менее, несмотря на общий позитивный настрой, не всегда адаптация проходит легко. Ребенку необходимо приспособиться к изменившимся обстоятельствам. Его организм начинает привыкать к новой среде, другой форме организации его жизни. Некоторые психологи даже сравнивают процесс адаптации с ситуацией космонавта, который, отправляясь в полет, испытывает серьезные перегрузки. И родителям важно поддерживать ребенка, говорить, что он молодец и у него все получится.

Первоклассник чувствует себя адаптированным, когда его принимает окружение, когда у него есть общие дела с одноклассниками, когда с ним хотят дружить. Большую роль на начальном этапе играет то, как ведет себя учитель: под его влиянием складывается и самооценка детей, и то, как они воспринимают других. Иногда приходишь в класс и спрашиваешь: «Ребята, с кем вы дружите? Кто у вас в классе лидер?». И они сразу говорят: «Вот этот мальчик плохо учится, и мы не хотим с ним дружить»… Очевидно, что так они проецируют на одноклассника отношение педагога.

Задача первого класса – научить учиться, поэтому важно, что ребятам не ставят отметки. Когда что-то не получается, надо не подчеркивать недостатки, а мотивировать на улучшение результатов. Есть правило красных и зеленых чернил. И многие педагоги, например, в прописи у ребенка подчеркивают зеленой ручкой те буквы, которые хорошо получились. И хвалят его за них, а между делом говорят: вот так и должно быть, остальные нужно сделать так же. Не надо с ходу «включать» критику и замечания, любые качества и навыки можно развивать с помощью похвалы.

На успешную адаптацию влияет и то, с кем посадили ребенка. Например, если у тревожной девочки соседом по парте окажется слишком активный мальчик, он будет ей постоянно мешать и она не сможет сосредоточиться на учебном процессе.
Неслучайно говорят: выбирать нужно не школу, а учителя. Нельзя недооценивать роль взаимоотношений родителей с педагогом. Учитель для первоклашки – это «бог», и важно этот авторитет не подорвать. Да, у родителей с ним могут случаться разногласия и даже конфликты, но ребенка в их решение лучше не втягивать и при нем не отзываться плохо об учителе.

– Как понять, что адаптация проходит успешно?

– Прежде всего, по поведению ребенка. Если он хочет идти на уроки и у него хорошее настроение, если ему интересно, он с радостью рассказывает о важных событиях в школе и справляется с учебными заданиями, значит, что все хорошо. А вот, например, если вдруг начинает часто болеть – это один из показателей трудностей.
Сейчас в школах есть психологи, и они должны проводить базовую диагностику адаптации ребенка к школе. Обычно это делается к концу октября, поскольку на то, чтобы освоиться, первокласснику в зависимости от его особенностей требуется от трех недель до полугода.

– Если долго не удается втянуться в учебный процесс – обычно что мешает?

– Дезадаптация ребенка связана, прежде всего, с отсутствием психологической зрелости и, как следствие, физиологической неготовностью к учебному процессу. Некоторые родители отдают ребенка в школу раньше семи лет. Прежде чем сделать такой шаг, нужно посоветоваться с психологом, пройти обследование готовности к школе.

Мамы и папы руководствуются таким принципом: ребенок читает, считает, очень любознательный – значит, можно идти в школу. Да, это все хорошо и поможет на первых порах обучения. Но проблема таких вот шестилеток в том, что они физиологически будут уставать. Особенно если у них есть хронические, соматические заболевания.
Что такое психологическая зрелость? Это не только уровень знаний, которыми обладает ребенок, но и готовность организма преодолевать нагрузки, способность сидеть 45 минут и регулировать свое поведение, это уровень самостоятельности и умение себя обслуживать. Если день рождения у ребенка в сентябре-октябре – это еще приемлемо, а когда январских, февральских детей хотят отдать в школу в шесть лет, я всегда рекомендую родителям подождать год.

– Почему у ряда детей возникает проблема с дисциплиной?

– Тут могут быть и физиологические, и педагогические причины. Физиологические, если, например, у ребенка может быть поставлен диагноз «гиперактивность» или другие органические заболевания, а может, он просто по своей природе активный – холерик или сангвиник.

Конечно, нужно правильно трактовать понятие «дисциплина». Если учитель требует от детей 45 минут сидеть неподвижно, то этого никто не выдержит. Нужно переключать внимание ребят, давать им возможность подвигаться, проводить физкультминутки. Еще я советую внедрить правило трех ладошек. Если показываю зеленую ладошку – кружок цветной бумаги, можно делать все: даже кричать, ходить по классу, это нормально для такого возраста. Если показываю желтую ладошку, то разрешено тихо переговариваться со своим соседом. Ну а если красную – надо молчать.
А вот когда ребенок ни при каких условиях не может усидеть за партой и сосредоточиться, нужно обратиться к специалисту, чтобы своевременно разобраться с проблемой. Всплеск гиперактивности (диагноз ставит невролог или психиатр), как правило, начинается именно в первом классе. Такие дети могут продуктивно работать до пяти минут, потом мозг просто выключается. Для успешного обучения этим ребятам нужны особые условия.

– Бывает, что учителю не удается найти контакт с классом?

– Конечно. Внутренняя уверенность учителя в том, что он справится с классом, играет большую роль. Начинающим педагогам этого качества может не хватать, и здесь важна роль администрации школы, чтобы помочь им. Внутренняя уверенность идет от личности педагога, и этому тоже нужно учиться. Если ты не справляешься с классом – прежде всего стоит подумать, что же ты делаешь не так, а не предлагать всем родителям непременно идти к психологу, чтобы изменить ребенка. И здорово, когда учитель это понимает.

Хочу общаться

– Требуется ли адаптация к школе после каникул ребятам более старшего возраста?

– В школе существует три этапа адаптации: у первоклассников, пятиклассников и десятиклассников. На них и нацелено прежде всего внимание психологов.

Пятый класс – это вступление в подростковый возраст. Другая особенность этого периода в том, что дети переходят в кабинетную систему, вырываются из-под опеки одного учителя, могут ходить по всей школе. Для одних это своего рода эйфория: я свободен, могу делать все что хочу. Для других – более тревожных, робких и стеснительных – наоборот, проблема: большие пространства, разные люди и помещения, необходимость найти кабинет, не опоздать и так далее.

Как правило, в пятом классе случается снижение успеваемости у всех детей. Родителям к этому нужно относиться нормально. Школьникам трудно привыкнуть к разным условиям и учителям, ведь у каждого из них свои требования. И конечно, в пятом классе дети хотят общаться больше, чем учиться. Вступление в подростковый возраст характеризуется тем, что учеба уходит на второй план. Они начинают интересоваться многими занятиями, могут начать ходить в разные кружки, секции, выбирая то дело, которое им интересно.

– А в чем специфика адаптации в десятом классе?

– Десятые классы обычно сборные, так как часть детей после девяти лет обучения уходит в техникумы и колледжи. При объединении разных коллективов могут возникать сложности. Дети достаточно взрослые, у них сложившиеся отношения внутри класса, свои «группировки». Они могут не принимать друг друга либо может начаться борьба за лидерство.

Кроме того, многие подростки воспринимают десятый класс как передышку перед финальным годом в школе, во время которого придется усиленно готовиться к ЕГЭ. И считают, что можно не учиться. Приоритетом для них становится общение по интересам и самовыражение. К нам часто приходят на консультации родители, у которых дети увлеклись пирсингом, тату или, например, перекрашивают волосы в экстремальные цвета… Таким образом подростки заявляют о себе: я индивидуальность, я свободен, обратите на меня внимание. Особенность этого возраста в том, что, с одной стороны, ребенок хочет быть как все – чтобы его принимали в классе, с другой стороны – стремится быть личностью, чтобы выделяться. Это противоречие проявляется у десятиклассников очень явно.

Понятно, что в каждой школе есть правила: форма, прическа, допустимые украшения. И важно, чтобы дети их соблюдали. В то же время иногда нужно позволять им некие послабления: например, раз в неделю или раз в месяц разрешать одеться так, как они хотят. Когда в школах проходит Неделя психологии, мы предлагаем проводить акцию «Цвет дня» – в определенный день все ученики и учителя одеваются, например, в желтых тонах. Кроме того, в рамках Недели психологии проводится День самоуправления, другие мероприятия, призванные на время создать неформальную и более комфортную для всех атмосферу.

– Марина Евгеньевна, какие еще направления работы центра «Леда» нацелены на помощь школьникам и учителям?

– Одно из ведущих направлений деятельности – это консультирование родителей и детей. На бесплатную консультацию можно записаться через регистратуру или через сайт. Кроме того, в центре «Леда» работают различные группы, направленные на помощь детям с проблемами в учебе, в поведении. Для дошколят мы проводим диагностику готовности к школе, результаты которой подскажут родителям, что нужно «подтянуть» за оставшееся до поступления в первый класс время.

У нас есть программы, которые помогают и младшим, и старшим школьникам быть успешными в коммуникативной деятельности.
Мы используем такую форму работы, как выезд в образовательные учреждения – школа или детский сад могут подать заявку на проведение различных программ: «Дружный класс», «Фантазеры».
Сейчас появился новый проект для первоклассников – «Школа безопасности». Мы будем говорить с детьми о том, как чувствовать себя безопасно в окружающей среде, какие стратегии поведения использовать в той или иной ситуации. Результаты этой работы имеют большое значение, ведь ребенку, для того чтобы быть успешным в школе, мало хорошо учиться – надо уметь успешно взаимодействовать.

Наталья СЕНЧУКОВА