Урок на «месте преступления»

Газета, Главная новость, Люди и события

Представители Следкома начали сотрудничество с кадетами архангельской 11-й школы.

В этом году в школе № 11 появился 10-й кадетский класс по направлению «Следственное дело». Инициаторами его создания стали сотрудники Следственного управления Следственного комитета России по Архангельской области и НАО, они будут принимать участие в организации образовательной и воспитательной работы со старшеклассниками.

– Учебный план у ребят особый: в него включены такие предметы, как история криминалистики, математика в криминалистике, юридическая психология, основы государственной и военной службы, основы финансовой грамотности. Представители Следственного управления будут встречаться с кадетами и знакомить их с особенностями своей профессии, – рассказала Ольга Корнева, и. о. классного руководителя кадет.

Уже на первом практическом занятии подростки смогли примерить на себя роль сыщиков – вместе со своими новыми шефами ребята осматривали условное место преступления и учились применять криминалистическую технику. Сотрудники управления оцепили территорию, где по сценарию свершилось злодеяние, поставили быстровозводимую палатку, разложили оборудование, а кадеты организовали костер – так начался, пожалуй, самый необычный в жизни школьников урок.

Старший следователь-криминалист отдела криминалистики Александр Суханов рассказал старшеклассникам, с чем приходится иметь дело представителям его профессии.

– Следователи есть только в трех органах: ФСБ, МВД и Следственном комитете, – пояснил он. – ФСБ работает с преступлениями государственной важности – это  теракты, шпионаж, контрабанда; МВД – с кражами, грабежами, угонами, разбоями. Все, что имеет широкий общественный резонанс, – в ведении Следкома: убийства, изнасилования, получение и дача взятки, превышение должностных полномочий… Кроме этого, мы занимаемся тяжкими и особо тяжкими преступлениями, совершенными несовершеннолетними лицами.

Помимо больших объемов работы, регулярных командировок, ночных выездов, постоянных дежурств, следователь должен быть готов и к другим испытаниям.

– Необходима психологическая устойчивость, умение воспринимать морально сложные моменты как неотъемлемую часть своей работы. Если через себя пропускать все это, то спустя год можно слечь в больницу с расстройством личности, – подчеркнул Александр Суханов. – Но самое главное – это человеческие качества, готовность работать с людьми, притом абсолютно разных категорий – от депутатов и ученых с тремя высшими образованиями до граждан с очень низким социальным статусом, лицами без определенного места жительства. Со всеми нужно, не брезгуя, находить общий язык, располагать к себе, чтобы добыть ту информацию, которая необходима для раскрытия преступления.

– А если следователю при виде крови становится плохо, как от этого избавиться? – поинтересовались школьники.

– Никак, нашатырь под нос – и работать дальше, – отшутился Александр Суханов. – А вообще, все приходит с опытом, конечно, первый раз тяжело смотреть на трупы, кровь, но нужно учиться относиться к этому проще.

Не только моральные и личностные качества помогают следователю на месте происшествия, в его арсенале – высокотехнологичная техника. Школьникам продемонстрировали некоторые из устройств. Так, источник экспертного света ИКС-450 служит для обнаружения следов биологического происхождения – крови, пота, слюны и прочих. В цианоакрилатовой камере обрабатываются поверхности предметов – этот прибор способен увидеть отпечатки пальцев,  которые порой невозможно различить при выполнении обычных процедур снятия следа. Еще один умный помощник – аппаратно-программный комплекс для извлечения информационных данных. К нему можно подключить цифровое устройство и вытащить любые сведения, даже удаленные злоумышленником. Прибор, похожий на металлоискатель, – нелинейный локатор. Он ориентирован на поиск предметов, содержащих в своей конструкции диодные элементы, – мобильников, жучков и другой техники. Телефонные глушители, дальномеры, дозиметр… – следователь на своем рабочем месте располагает целой лабораторией.

После знакомства с криминалистической техникой кадеты отправились на «место преступления». Сотрудники управления рассказали ребятам легенду учений.

– В полицию обратился мужчина и сделал чистосердечное признание. Он сообщил, что накануне вместе со своим другом выехал на охоту в участок местности, где мы сейчас находимся. Здесь на фоне употребления спиртного у них произошел конфликт, итогом которого стало убийство. Мужчина, как он рассказал, застрелил своего товарища из ружья, после чего решил избавиться от трупа, расчленил тело топором и тут же, на этом месте, закопал, – обрисовал жуткую историю Александр Суханов.

На первом участке, оцепленном следователями, школьники искали гильзы и зарытое в земле орудие расправы. В помощь кадетам – металлоискатель.

– Я показываю, как устройство реагирует на цветные металлы, например на золото, и черные металлы. Цель – найти семь гильз и топор. Это вдвойне интересно, потому что мы и сами не помним, где его закопали, – объяснил Александр Афанасов, следователь-криминалист отдела криминалистики.

В следующем квадрате кадеты пытались отыскать спрятанные под слоем земли останки жертвы, роль которых выполняло бревно. Для поиска используют георадар – он призван обнаружить неравномерность грунта. Если в почве происходили какие-то изменения, производились раскопки или туда помещен некий объект, прибор это покажет. С его помощью можно исследовать и другие плоскости, например стены, или даже «заглянуть» в толщу водоема – водрузив устройство на резиновую лодку.

Несмотря на устрашающие обстоятельства «дела», ребята приняли задание с энтузиазмом. Следили за показателями кримтехники, упорно на полусогнутых вглядывались в поверхность земли, пытаясь зацепить взглядом разбросанные гильзы, и даже девушки забыли про сделанный маникюр и с интересом копались в грязной траве в поисках следов преступления. Неудивительно, ведь большая часть школьников, пришедших учиться в «следственный» класс, четко определились со своим выбором, – для них это первый шаг к будущей профессии.

– В будущем хочу работать в Следственном комитете, а здесь очень хороший старт – мы изучаем дополнительные предметы, такие как криминалистика, делопроизводство, и это поможет поступить в хороший вуз, а в дальнейшем устроиться на работу. Радует, что Следственный комитет взаимодействует со школой, что у нас получается вот так выбираться вместе на выездные занятия, сегодня сотрудники показали нам оборудование, поделились профессиональными секретами, – отметил кадет Ярослав Стукалов. – Меня не пугают сложности выбранной профессии, ведь у каждой работы есть свои плюсы и минусы, а человек ко всему привыкает.

Среди будущих следователей-криминалистов немало и девушек. Ксения Литвинова уже отличилась настойчивостью сыщика – собрала больше всех гильз.

– Мне очень интересно следственное дело, и, хоть профессия связана с большими моральными нагрузками, я не считаю, что женщинам она не подходит. Даже наш класс тому доказательство – у нас учится в два раза больше девочек, – поделилась Ксения. – Сегодняшнее занятие очень необычно, мне кажется, нужно устраивать больше таких мероприятий, экскурсий, походов, а не только получать теоретические знания, сидя за школьной партой.

Наталья ЗАХАРОВА,
фото автора