А снег не знал и падал…

Газета, Главная новость, Городское хозяйство

Можно сколько угодно удивляться капризам погоды в этом сезоне и раннему снегопаду, но дорожники должны встречать зиму во всеоружии.

В первой декаде ноября город погряз в снегу – за вторые выходные месяца Архангельск буквально завалило, не улучшилась ситуация и в понедельник. Поэтому в среду по инициативе депутата Сергея Пономарева в городской Думе прошли слушания, посвященные этой проблеме. Народные избранники пригласили представителя нового подрядчика по уборке дорог – ООО «Севдорстройсервис» – и попытались разобраться, почему же каждый год начало зимы становится трудно преодолимым испытанием.

За тротуары денег не заплатят

Как доложил директор департамента транспорта, строительства и городской инфраструктуры Алексей Норицын, уборка автомобильных магистралей и пешеходных тротуаров осуществляется на основании технологического регламента, который разработан в соответствии с нормативными актами.

– В нашем городе зимний период обозначен с 20 октября по 21 апреля. В перечень необходимых работ по уборке входят очистка проезжих частей от снега, устранение скользкости, очистка придорожных обочин, парковок, заездных карманов, стоянок автомобилей, уборка тротуаров и очистка их от снега. Также сюда относится вывоз снега, – пояснил Алексей Норицын.

Он рассказал, что цена муниципального контракта, заключенного с «Плесецким дорожным управлением» на 2017–2019 годы, составила свыше 583,5 миллиона рублей. На договор, который будет действовать с 2020 по 2023 год, предусмотрена сумма в размере более 838 миллионов. Пока же, с 22 октября и до конца года контракт заключен с «Севдорстройсервисом». За этот отрезок времени администрация города проведет все необходимые процедуры для подписания большого трехлетнего контракта.

Что касается аномальной ситуации вторых выходных ноября, то за три дня, с 9-го по 12-е, в Архангельске выпало порядка 25 процентов месячной нормы осадков. Норма осадков на этот месяц – 53 сантиметра, а на 12-е число уже выпало 27 сантиметров.

– В связи с такими условиями подрядчик должен работать в интенсивном режиме. По дорогам первой и второй категории сроки соблюдены. А вот по тротуарам у нас есть серьезные нарекания – здесь допущен дорожный перемет и каша. Акты составлены по трем округам города, оплата не будет произведена. Подрядчику указано на необходимость тщательной очистки тротуаров в районе их примыкания к пешеходным переходам, – доложил Алексей Норицын.

По его словам, администрация города держит ситуацию с уборкой на контроле и постоянно находится на связи с подрядчиком. Качество выполнения работ компанией «Севдорстройсервис» регулярно оценивается департаментом транспорта, дорожники предоставили доступ к своей базе в мобильном приложении, чтобы в режиме онлайн можно было отслеживать технику. Правда пока только по центральной части города.

Отметим, что в новом контракте почти на 80 километров увеличена продолжительность дорог, подлежащих уборке. После ревизии туда добавлены новые улицы, в основном Маймаксы, которые ранее содержались как дворовые проезды. Сейчас в договоре с подрядчиком – 782 улицы, ранее было 425.

У семи нянек дитя без глазу

Вадим Коротков обеспокоен уборкой левого берега, в частности, улица Адмирала Макарова не чистилась, тротуары тоже. Забывать про людей на окраинах тоже нельзя, считает депутат.

Алексей Норицын заметил, что дороги не делятся на центральные и окраинные, они разносятся по первой, второй и третьей категории в соответствии с интенсивностью движения, наличием автобусных маршрутов. Третья категория содержится «в накате», первая и вторая должны очищаться до асфальта. И норматив уборки разный: первая категория должна убираться за три часа.

Депутат Сергей Пономарев отметил, что норматив нормативом, но ориентироваться нужно на мнение горожан, а оно за эти дни было негативным – даже на центральных дорогах снег был не почищен своевременно, техники на улицах не наблюдалось. На это у дорожников есть свое объяснение: химреагенты должны отработать «на земле» от часа до четырех, именно на этот период на дорогах лежит снежная каша. После этого она должна быть сметена, поджата к бордюрному камню и затем вывезена.

Олег Черненко напомнил, что еще прошлой зимой он предлагал рассмотреть возможность дополнительного привлечения подрядчиков во время интенсивных снегопадов, приравняв их к ЧС.

– Должна быть возможность заключения разовых контрактов. Аномальных природных явлений у нас за сезон случается два-три раза, а ситуация повторяется из года в год – как снегопад, так проблема. Очевидно же, что подрядчик не справляется, – считает Олег Черненко.

Алексей Норицын с этой точкой зрения не согласен, в соответствии с контрактом подрядчик должен обеспечить нормальное содержание города, несмотря на интенсивность осадков. И это у него должна голова болеть – кого он там будет привлекать дополнительно, хоть армию бульдозеров нанимай и штат дворников. А разовые контракты оперативно тоже не заключишь.

Ростислав Васильев спросил: а есть ли необходимость в едином большом контракте? Не лучше ли вернуться к временам, когда город был разбит на части, контракт заключался сразу с несколькими организациями.

– Может тогда и цена лотов была бы ниже, и конкуренция присутствовала? Сейчас такой дорогой лот заточен под отдельные предприятия. А мы дадим работать нашим предпринимателям, от этого выиграют все, – уверен Ростислав Васильев.

Но в администрации города считают, что разбивка одного контракта на множество подрядчиков сразу нивелирует единую систему мониторинга и контроля за уборкой города. Сейчас генподрядчик тоже может нанимать сторонние компании, но отвечать в итоге будет за них сам и штрафы платить тоже. И. о. главы Архангельска Даниил Шапошников пояснил, что смысл выбранной модели трехлетнего крупного контракта – обеспечить качественную и своевременную уборку города. Наличие единого подрядчика позволяет этот стандарт применить ко всем территориям. Сегодня в техзадании прописано наличие малогабаритных машин для хорошей уборки тротуаров, а благодаря трехлетнему контракту компания может закупать нужную технику, зная свои перспективы.

А может, считать по «квадратам»?

Вице-спикер гордумы Александр Гревцов задал вопрос представителю подрядной организации: а сколько машин реально у них работает?

– У нас четыре-пять машин работает ночью, это наши самосвалы, и у коллег на субподряде два МТЗ и грейдер. Днем больше, – сообщил первый заместитель гендиректора «Севдорстройсервиса» Андрей Тонкий.

Депутаты считают, что такого количества недостаточно во время интенсивных снегопадов.

Андрей Махлягин поинтересовался, когда должны вывозить снежный бруствер, образующийся после расчистки дорог? Как выяснилось, это тоже зависит от интенсивности снегопада и категории дорог. При толщине снега до 5 сантиметров с улиц первой категории дается до трех суток, второй категории – четырех суток, третьей категории – до шести суток. Если толщина снежного покрова до 15 сантиметров, соответственно, шесть, восемь и десять суток. Все это прописано в регламенте контракта, дорожники обязаны его выполнять.

Сергей Пономарев предложил информацию по системе GPS сделать публичной. Чтобы каждый горожанин мог в режиме реального времени увидеть, сколько техники работает на улицах.

Депутат Дмитрий Акишев поднял вопрос в целом по регламенту уборки и вывоза снега: откуда этот документ и на основании чего он разрабатывался. На его взгляд, то, сколько снега вывезено на свалку, вообще не должно являться показанием для оплаты, так как нет стопроцентно четкой фиксации.

– Нужны изменения в принцип работы: дороги и тротуары должны убираться одновременно, тротуары даже раньше, чтобы с раннего утра люди могли спокойно пройти с колясками, не по узкой тропинке. Можно сослаться на опыт наших городов-побратимов, других городов России – там не считают кубометры вывезенного снега, машино-смены и прочее. Там за уборку платят исходя из квадратного метра – весь город поделен на «квадраты». Рассчитывается стоимость уборки одного квадратного метра – дорог и тротуаров. А по итогам сезона на основании справки из гидрометцентра делается индексация в ту или другую сторону. Была зима снежной – добавить денег, мало осадков – снять. Давайте попробуем эту схему хотя бы на небольшом участке. Практика показывает, что при такой методике уборка обходится дешевле.

Что касается нынешнего регламента, Алексей Норицын пояснил, что он разработан на основании федерального законодательства – гостов, национальных стандартов – и доработан конкретно для Архангельска специалистами Санкт-Петербурга.

На дворы норматива не

Александр Гревцов поднял тему уборки дворовых территорий – они-то как часто должны убираться? По словам директора департамента городского хозяйства Владимира Шадрина, как такового норматива на дворы нет, они чистятся по мере необходимости. Главное – обеспечить проезжаемость и избежать колейности. Дворники должны работать регулярно.

Депутат Мария Харченко предложила добавить уборку дворов и дорог в информационную систему «Чистый город», чтобы горожане выкладывали проблему в онлайн-режиме. А Александр Афанасьев напомнил о прошлогодней плохой уборке пешеходных переходов, вернее, об их примыкании к проезжей части.

Вячеслав Широкий озвучил глобальную проблему: а хватает подрядчикам выделенных по контракту денег? Андрей Тонкий заверил, что, действительно, сумма контракта не перекрывает потребности предприятия и не приносит прибыли. Сейчас, по сути, «Севдорстройсервис» несет социальную нагрузку, чтобы занять людей и технику в межсезонье, пока нет основной деятельности – строительства и ремонта магистралей.

– Предприятия знают, на что они идут, контракт они читали, так что будьте любезны выполнять условия, – возразил Алексей Норицын.

А что же думают о ситуации надзорные органы? Андрей Каменский, старший инспектор дорожного надзора отдела ГИБДД по городу Архангельску сообщил, что только за 2019 год на территории областного центра произошло 15 ДТП, сопутствующей причиной которых стали недостатки зимнего содержания, из них 6 – с пострадавшими. На Сульфате, где автобус столкнулся с легковым автомобилем, пострадало сразу девять человек.

– Мониторинг дорог производится круглосуточно, по каждому факту ненадлежащего содержания информация передается в диспетчерскую службу, принимаются меры административного воздействия, выносятся предписания. Основные недостатки – снежные валы на запрещенных гостом участках дорог, в том числе ближе 10 метров от пешеходных переходов, на тротуарах, автобусных остановках. В некоторых случаях – скользскость проезжей части и тротуаров. За 2018 год в отношении подрядных организаций составлено 34 административных протокола за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, за 2019 год – 25, – сообщил Андрей Каменский.

Вот такой бег по кругу. Дорожники пытаются как могут сэкономить деньги на уборке дорог и в итоге выплачивают миллионные штрафы по предписаниям ГИБДД и актам горадминистрации. Недаром говорят, что скупой платит дважды. Так, может, пора перестать лукавить с нормативами, а просто начать нормально делать свою работу – каждому, кто в ответе за уборку дорог и тротуаров.

Софья ЦАРЕВА