Приносим атмосферу Петербурга в другие города

Газета, Главная новость, Культура

Актеры Театра имени Ленсовета побывали с гастролями в Архангельске.

В поморскую столицу привезли два спектакля: «Город. Женитьба. Гоголь» и «Без вины виноватые» по одноименной пьесе Островского. Перед выходом на сцену архдрамы, артисты поделились с журналистами, как именитый петербургский театр живет сегодня, и рассказали об особенностях своих постановок.

В последний раз труппа «Ленсовета» бывала в нашем городе в 90-годы. А новый визит стал возможен благодаря поддержке федерального агентства «Большие гастроли». По словам Валерия Градковского, директора театра из Северной столицы, несмотря на внушительный перерыв, питерские и архангельские подмостки многое связывает.

– Наши театры практически ровесники, мы в прошлом году отметили свой юбилей, а вы не так давно отметили свой: наш театр учрежден в 1933 году, ваш – в 1932-м, – подчеркнул Валерий Борисович. – Мы познакомились очень давно, и Архангельский театр драмы был у нас на гастролях в прошлом году, актеры работали на малой сцене. Мы очень рады, что эти гастроли состоялись именно на нашей площадке, они вызвали определенный интерес петербургской публики.

За последние два года питерская труппа по линии «Больших гастролей» побывала во многих городах, и после Архангельска служители сцены вновь повезут свои постановки по стране, причем обещают разнообразный репертуар. А вообще, гастроли для артистов «Ленсовета» – неотъемлемая часть профессиональной жизни.

– Наш театр всегда был гастролирующим, даже в 90-е годы, когда многие театры уже никуда не выезжали, – отметил Валерий Градковский. – Нас часто спрашивают: в каком составе приезжаете – в усеченном или полном? Мы всегда ездили по-честному, всегда везли первый состав исполнителей, привозили все декорации. И для нас общение с публикой других регионов очень важно: мы видим новые реакции на свои спектакли, и это помогает театру оценить качество своей работы.

Многие постановки, с которыми гастролирует труппа, – дело рук Юрия Бутусова, бывшего главного режиссера и художественного руководителя Театра имени Ленсовета. Юрий Николаевич покинул должность в 2018 году, но артисты часто вспоминают о его таланте и новаторском подходе к работе. Анна Ковальчук сыграла роли в трех спектаклях мастера: «Все мы прекрасные люди», «Три сестры» и «Город. Женитьба. Гоголь» – и этот опыт называет не иначе как везением.

– Юрий Николаевич научил нас по-другому воспринимать театр, актерскую кухню, не следовать шаблонным репетиционным установкам: сели, почитали текст – у нас вообще этого не было, – говорит актриса. – В первую очередь Юрий Николаевич предоставил нам свободу: дает название какого-нибудь блистательного автора – иди в костюмерный цех, бери что хочешь, хоть брючный костюм, хоть резиновые сапоги, – я так чувствую эту роль. Понимаете, какое это счастье для актера – сделать так, как он чувствует. Я, например, приносила в спектакли свою музыку, современную песню, и он говорил: здорово, тащи еще. Это тот человек, который подкладывает поленец в актерский огонь, и он разгорается. Большое счастье – работать с таким режиссером, научиться вот так гореть и отдаваться сцене.

После ухода Юрия Бутусова больше года место художественного руководителя оставалось свободным. Новый худрук нашелся лишь в конце минувшей весны – должность заняла народная артистка России Лариса Луппиан, уже более 40 лет играющая на сцене Театра имени Ленсовета. По признанию директора Валерия Градковского, эта роль Ларисе Регинальдовне более чем к лицу.

– Мне кажется, очень интересный и правильный выбор сделан, – считает он. – Когда к руководству приходят те люди, которые имеют большой административный опыт и знают, чего стоит достичь той или иной цели, это часто бывает причиной остановки. Потому что, обладая этим опытом, мы понимаем, через какие трудности надо проходить. А когда есть свежий взгляд, есть знание профессии, понимание, что такое театр, многие вопросы решаются гораздо проще. И на сегодняшний день Лариса Регинальдовна очень много делает для того, чтобы привлечь режиссеров, с которыми нам интересно будет сотрудничать, и репертуар выбирается с учетом занятости всей труппы.

Конечно, зашла речь о спектаклях театра, привезенных на суд архангельской публики. Роман Кочержевский, режиссер-ассистент Юрия Бутусова в спектакле «Город. Женитьба. Гоголь», рассказал, почему в названии постановки на первый план выходит «город».

– Часть спектакля занимают сцены, посвященные Петербургу, но мы их не с потолка взяли – у Гоголя есть много описаний Северной столицы в самой пьесе, – подчеркнул Роман Алексеевич. – И здесь город выступает как определенное действующее лицо, хотя в сценографии это практически незаметно, здесь почти нет декораций, только осколки – стол, стул, дверь, и в пустоте возникает некая атмосфера Петербурга. И как ни странно, именно он диктует мотивации, настроение, поступки героев. Мне кажется, в этом есть доля интереса, что мы приносим атмосферу нашего города в другие города, и люди могут резонировать с событиями другого времени, возможно, ностальгировать по советской эпохе, – есть отсылки к Ленинграду, каким-то знаковым местам.

По словам режиссера-ассистента, «Город. Женитьба. Гоголь» – пример того, что театр бывает разным. Есть классические постановки, в которых все по букве автора: текст, канва, декорации, место действия и порядок действия. И есть новый взгляд на вечные темы.

– В этом спектакле разрушены все правила, здесь есть истории людей, мы укрупнили значение второстепенных персонажей, создали им дополнительные сцены, дополнительные тексты, – рассказал Роман Алексеевич. – Часто принято говорить: современный театр, он такой… вы все разрушаете, непонятно, что вы делаете. На самом деле мы раскапываем то, что написано автором, – нужно просто повнимательнее читать. И этим спектаклем хотелось еще раз показать, что театр – это место не очередной реконструкции пьесы, а попытка поговорить на темы, которые в произведении заложены. Представьте, как было бы странно и скучно, если бы по одной и той же пьесе мы видели одинаковые спектакли.

Народный артист России Сергей Мигицко сыграл в постановке Яичницу, экзекутора. Он рассказал, что в спектакле звучит много отрывков Гоголя не только из «Женитьбы», но также из пьес «Игроки» и «Ревизор», причем тексты зачастую приносили сами актеры. Кроме того, зрители услышат слова из «Идиота» Достоевского, пушкинского «Евгения Онегина» и стихи Цветаевой. По мнению Сергея Григорьевича, это интересный спектакль, который непросто играть и так же непросто смотреть.

– Я всегда говорю всем своим друзьям, знакомым, которые приходят к нам: постарайтесь настроиться и включиться с первых минут и не отпускайте, и тогда в финале вы придете к очень хорошему итогу, – подчеркнул артист. – Вообще, этот спектакль пользуется любовью зрителей, мы его играли в некоторых городах, даже за границей, в том числе на фестивале в Греции.

Наталья ЗАХАРОВА