На Лимпопо через телепорт

Газета, Главная новость, Культура

На камерной сцене Архангельского театра драмы – «Айболит».

«Айболит» – премьера Архангельского драмтеатра. Режиссер Алексей Ермилышев взял за основу инсценировки три произведения Корнея Чуковского – «Доктор Айболит», «Бармалей» и «Телефон». Но знакомые с детства сюжеты предстают в совершенно новом обрамлении.

Так, постановку нарекли футуристической сказкой. Герои перемещаются вовсе не на своих двоих, как предписывал Корней Иванович, а путешествуют во времени и пространстве благодаря телепорту. Роль самого Айболита (Юрий Прошин) выходит далеко за рамки гениального звериного врачевателя – на сцене архдрамы он то ли волшебник, то ли одержимый наукой изобретатель, кто-то вроде Дока Брауна, трудившегося над машиной времени в фильме «Назад в будущее». У каждого в голове рождается свой образ.

– Мы решили добавить ему волшебные предметы, потому что задавали себе вопрос: кто он? Только ли медик? Я подумал, что он, может быть, какой-нибудь изобретатель. Поэтому у него такой магический пульт, – делится режиссер Алексей Ермилышев. – Вообще, Айболит для меня сродни Деду Морозу. Кто знает, как выглядит этот зимний герой по-настоящему? Не тот, который живет в Великом Устюге, а тот, в которого мы верим. Ведь каждый себе представляет его по-своему. То есть он такой универсальный персонаж и в то же время мистический. С Айболитом та же история. Вот Чуковский придумал доктора, и его имя стало нарицательным. А кто он? Ведь про него мы знаем очень мало – он добрый, и у него все в руках горит, как по волшебству, – он даже комарика лечит! Представляете, какие у него для этого должны быть приборы? Такие вопросы можно задавать бесконечно – он очень загадочный.

Вообще, режиссерских ходов, необычных моментов в постановке немало, даже если вынести за скобки само обрамление спектакля. Алексей Ермилышев попытался придумать для сказочного ветеринара новые приключения. Например, по его задумке, Айболит в финале действа вылечил всех животных. В произведениях Чуковского процесс врачевания был постоянным, а тут новый поворот – все здоровы. И что же теперь он будет делать?

А еще «архдрамовский» Айболит вовсе не седовласый старичок, а молодой и энергичный врач. Его ближайшие помощники – собака Авва (Наталия Латухина) и обезьянка Чи Чи (Мария Степанова). Трем положительным персонажам, как в самом классическом сюжете, противостоят отрицательные. Варвара – злая сестра доктора. Она, мало кому известная героиня, пришла в инсценировку из повести «Доктор Айболит», прозаического переложения по Хью Лофтингу. Варвара не питает страсти ни к зайчаткам, ни к газелям и строит козни брату, пытаясь избавиться от живности, а заодно и от родственника, сослав всех разом в Африку.

В этом ей помогает компания злодеев: самый главный – Бармалей (Евгений Нифантьев) и его соратники-разбойники (Павел Каныгин и Вадим Винтилов). Однако в этой шайке вряд ли кто разглядит душегубов и маститых преступников: треуголка и тельняшка, цветные носочки с сандалиями, почти клоунские клетчатые брючки и задранные штанины – зло здесь с первых секунд кажется безобидным. А еще эта забавная банда очень уж напоминает гайдаевскую троицу, на роль Бармалея вообще будто бы позвали Бывалого. Такой же крепкий, с запоминающимися усиками. Да и внушительный шприц, которым Айболит делает прививку банде, ассоциируется со сценами из «Шурика».

Кстати, по сюжету, бармалейство – это болезнь, и, по словам доктора, «очень запущенный случай». Но, как водится в сказках, добро всегда побеждает зло. И Бармалей, и его «коллеги», и Варвара от недуга излечились, переметнувшись на светлую сторону.

Чтобы известная всем сказка стала ультрасовременной, старались художники мультимедиа: Александр Менухов создавал иллюстрации, а Сергей Жигальцов превращал их в активную анимацию. Именно благодаря им бесцветные декорации больничной палаты наполняются жизнью: белые ширмы превращаются то в шкафчики для хранения медицинских инструментов и склянок, то в капсулы времени, с помощью которых герои перемещаются в пространстве. А зритель, как по волшебству, переносится из кабинета Айболита в леса, в моря или поднимается в небо. И вот уже бегут по чаще волки, плывут по волнам киты…

Неслучайно «Айболита» в театре драмы показывают на камерной сцене. Все герои – нос к носу с публикой, декорации словно можно потрогать. И зрители будто сами становятся участниками приключений любимых персонажей. Сами актеры выходят в зал, выстраивая диалог с маленькими посетителями. Оттого один и тот же спектакль звучит всегда по-разному.

– Для детей, конечно, сложнее играть, их гораздо труднее обмануть, чем взрослых. Но в то же время они верят практически во все, что ты можешь им предложить. И если ты сам в это веришь, то дети очень увлекаются и идут за тобой, – делится Юрий Прошин. – Но порой увлекаются слишком сильно, сложность в том, что они непредсказуемы и все может пойти не по плану – малыши что-то выкрикивают, подсказывают, иногда выбегают принять участие в действии. И в то же время это очень интересно – каждый раз все проходит иначе, и часто приходится импровизировать.

Детская сказка получилась интересной не только для маленьких гостей театра. Взрослые в финале спектакля аплодируют актерам едва ли не громче детей. Потому что мамы и папы нашли в постановке что-то для себя: шутки, цитаты, отсылки к известным комедиям, музыку, под которую многие из них танцевали на дискотеках 80-х.

Наталья ЗАХАРОВА,
фото: Иван МАЛЫГИН