«Постель» для судна и сварка без «зайчиков»

Газета, Главная новость, Люди и события

Подробности: В Архангельске прошел конкурс профессионального мастерства «Корабелы Соломбалы».

Конкурс профессионального мастерства «Корабелы Соломбалы» – традиция, которую завод «Красная Кузница» заложил в 2017-м. Каждый год на площадках предприятия специалисты судоремонтного дела борются за звания лучших в своей области.

На этот раз организаторы решили изменить формат мероприятия, уменьшить количество номинаций и ориентировать задания на более опытных работников – раньше в соревновании принимали участие и новички, и учащиеся профессиональных учебных заведений. Среди конкурсантов этого года – 18 человек, представители центра судоремонта «Звездочка» и его филиала – завода «Красная Кузница». Гостями праздника стали ветераны предприятий, семьи участников состязания и студенты. К собравшимся обратился директор СРЗ «Красная Кузница» Михаил Дерябин.
– Наш нынешний конкурс уникален. Во-первых, он проходит в преддверии 75-летия Великой Победы и посвящен этому знаковому юбилею. Во-вторых, день проведения соревнований выпал на редкую дату – 29 февраля, знаменующую високосный год. В-третьих, сегодня в числе участников только опытные специалисты, которые будут бороться за звание «Лучший по профессии», – подчеркнул Михаил Николаевич. – Я хочу, чтобы вы не волновались, показали все свои навыки и умения. Всех с праздником, и пусть победит сильнейший!
После торжественного построения и слов напутствия участники отправились на первые испытания – теоретический конкурс. Зрители тоже не остались без дела – для них центр «Патриот» организовал выставку «Оружие Победы» и игру по сборке спилс-карт. Кроме того, гости могли посмотреть фильмы, посвященные истории судостроения и судоремонта в Архангельской области, посетить выставку спецодежды и сварочного оборудования.
Справившись с теоретической частью, конкурсанты приступили к демонстрации практических навыков. В этом году мастеров номер один определяли по трем номинациям – среди слесарей-судоремонтников, судокорпусников-ремонтников и электросварщиков. Задания до последнего хранятся в тайне – участник знакомится с ними непосредственно на конкурсе. Кроме того, испытания на порядок сложнее, чем раньше, и соответствуют уровню профессиональной подготовки на разряд выше, чем имеют специалисты. Поэтому по итогам конкурса работникам, которые успешно справились с заданиями, повысят квалификационный разряд.
Площадкой для состязания среди слесарей-судоремонтников стал дизельный участок завода. Мастерам предстояло изготовить из резины комплект прокладок для водоводяных холодильников. Среди критериев оценки не только качество изготовленных элементов, но и организация рабочего места, соблюдение требований охраны труда.
– В чем сложность задания? Во-первых, нанести разметку и сделать без заусенцев, по чертежу, без дефектов. Если изделия будут выполнены достойно, то мы их не выкинем, а поставим на гособоронзаказ – мы ремонтируем холодильники гидрографических судов, – пояснил Николай Киселев, председатель экспертной группы № 2 (слесари).
Андрей Лодкин, слесарь-судоремонтник третьего разряда, в этой номинации представлял Центр судоремонта «Звездочка». В профессии Андрей уже шесть лет, а участие в конкурсе «Корабелы Соломбалы» принимал впервые.
– Решил поучаствовать, чтобы меня оценили не только на работе, где уже знают мой уровень, но и другие специалисты определили мою квалификацию, – поделился молодой человек. – Испытание довольно сложное, для его выполнения нужно уметь пользоваться точными измерительными инструментами, чтобы избежать погрешностей, правильно вычислить размеры, углы… Плюс ко всему само задание узкоспециальное, то есть такую работу раньше мне почти не приходилось выполнять. Думаю, справился, но есть небольшие недочеты, так что свой результат оцениваю на четверку.
На другом участке работали судокорпусники. Задание для них – оборудовать по заранее изготовленным лекалам сборочную постель, то есть оснастку, на которой формируется корпус судна.
– Такими работами занимаются очень редко, в основном при закладке корпуса корабля, поэтому их, как первоначальный этап строительства судна, не часто практикуют на заводах. В этом и есть основная сложность задания, – подчеркнул Андрей Летавин, председатель экспертной группы № 1 (судокорпусники и сварщики).
Именно поэтому «корабелы» стремятся участвовать в конкурсах профмастерства – чтобы испытать силы в выполнении непростых задач, повысить свою грамотность. Однако опытные специалисты и в реальных условиях сталкиваются с не менее сложными испытаниями.
– Мы ведь трудимся на судах – там и места мало, и освещенности не хватает. То есть совсем другие условия, а здесь более комфортно, – поделился Юрий Коптяков, судокорпусник-ремонтник корпусного участка «Красной Кузницы». – Сам я работаю на предприятии пятый год, рад, что являюсь частью большой корпорации. С тех пор как наш завод стал филиалом «Звездочки», он начал развиваться, и сейчас здесь есть перспективы и стабильность.
Самая яркая конкурсная площадка – у электросварщиков. Здесь особое внимание к мерам безопасности – участники отделены друг от друга кабинками, от болельщиков – металлическими щитами. Это защита от опасности «поймать зайчика» – так профессионалы называют ожог глаз от ослепляющего света сварки. Наиболее любопытные зрители, желающие взглянуть на процесс, могли примерить выставленные рядом спецкаски.
Мастерам предстояло сварить между собой две планки, причем используя разные виды швов.
– Условия приближены к условиям заказа. То есть не просто варить планки на столах, переворачивая как удобно, – здесь изделие зафиксировано в одном положении, и, чтобы выполнить задание, нужно варить и «потолком», и вертикально, используя все положения, – в этом вся сложность, – отметил директор «Красной Кузницы» Михаил Дерябин.
Для Дмитрия Алехина, электрогазосварщика третьего разряда, такие испытания не впервой. В состязании «Корабелы Соломбалы» он участвует уже второй раз, кроме того, молодой человек представлял «Красную Кузницу» на всероссийских соревнованиях Ворлдскиллс.
– Такие конкурсы дают возможность и себя показать, и на других мастеров посмотреть, повысить квалификацию. Задание в некоторых моментах вызвало сложности, все-таки непривычно, когда работаешь не на своем оборудовании, – отметил Дмитрий. – Думаю, мог бы и лучше справиться, уже понимаю, где допустил ошибки. Свою работу могу легко оценить, потому что и опыт есть – пять лет работаю на заводе, и получаю дополнительное образование по этой профессии – учусь в САФУ, в Институте судостроения и морской арктической техники, по специальности «Технология и оборудование сварочного производства».
По итогам конкурса среди электросварщиков Дмитрий Алехин занял третье место. Второе разделили Александр Редько (СРЗ «Красная Кузница») и Дмитрий Корельский (ЦС «Звездочка»). Первым стал Максим Елезов (ЦС «Звездочка»).
Среди судокорпусников-ремонтников (участники работали парами) третье место завоевали Сергей Скрипов и Евгений Шуликов (ЦС «Звездочка»). На втором – их коллеги Александр Янчук и Андрей Демин. Абсолютную победу одержали Александр Логачев и Павел Титов (СРЗ «Красная Кузница»).
У слесарей-судоремонтников третье место занял Максим Илясов (ЦС «Звездочка»). Второе место – у Геннадия Заболотского, перовое – у Никиты Тетерина (оба – представители «Красной Кузницы»).

Наталья ЗАХАРОВА,
фото: Иван МАЛЫГИН