Девяносто «деревяшек» встали в очередь на снос

Газета, Главная новость, Городское хозяйство

Архангельск избавляется от старых и ветхих домов.

Горожане уже заметили, как в последние два года активизировалась работа по расчистке города от уродующих его строений. Благодаря действию федеральной программы по расселению аварийного жилья горожане получают новые квартиры, освободившиеся старые дома сносятся, участки зачищаются.

О том, каковы результаты работы городской администрации в этой сфере и что препятствует более оперативному сносу расселенных ветхих зданий, мы спросили у директора департамента городского хозяйства Владимира Шадрина.

– Владимир Александрович, о каких результатах можно говорить с того момента, как в городе начался активный снос развалившихся домов? Например, сколько было снесено в прошлом году?

– В принципе, горожане сами видят, что ситуация кардинально меняется, ветхие дома сносятся довольно быстрыми темпами. В общей сложности у нас работы проведены более чем по 140 домам за неполных два года. В частности, если говорить о минувшем 2019 годе, то мы производили демонтаж как за счет бюджетных средств, так и безвозмездно. Естественно, в первую очередь стараемся делать это на безвозмездной основе, чтобы не тратить бюджетные деньги – здания отдаются на разборку подрядчикам, которые сами реализуют бывший в употреблении стройматериал населению: брус, кирпич, шифер, затем зачищают участок и вывозят мусор за свой счет.

За 2019 год у нас получилось снести и зачистить на безвозмездной основе 42 дома, помимо этого, за бюджетный счет снесено 37 зданий, в общей сложности мы потратили на это около шести миллионов рублей. Считаю, что результаты очень неплохие – изначально мы ставили себе планку демонтировать не менее 60 домов. Как видим, результат гораздо больше.

При этом, если посмотреть стоимость тех строений, что сносились за бюджетный счет (а это, по сути, сильно пострадавшие от огня дома, некоторые уже просто являлись кучей хлама: доски вперемешку с битыми кирпичами и остатками шифера), средняя стоимость сноса по одному такому дому вышла порядка 160 тысяч рублей. Это весьма невысокая цена, с учетом того, что когда мы планировали заключение аукционов на снос домов и стали запрашивать предложения от различных организаций, готовых взяться за снос тех зданий, которые неинтересны предпринимателям на безвозмездной основе, цена называлась в районе 850 рублей за вывоз с территории одного кубометра строительного мусора. С учетом того, что по кубатуре один дом составляет от тысячи до двух тысяч кубометров, то только одно строение нам бы обошлось в 1,6 миллиона рублей. Поэтому я считаю, что мы неплохо сработали в этом отношении.

– Каким образом принимается решение: где, когда и какие здания сносить? Во всех округах ведется такая работа?

– Да, работа ведется без оглядки на округа, по всему городу. Мы же не сносим дома огульно, просто потому, что захотелось снести сегодня этот, завтра другой. Мы сносим те жилые здания, которые у нас были расселены в рамках программы переселения из ветхого и аварийного жилья в период 2013-2018 годов. Как только мы их расселили, как только все граждане переехали в новое благоустроенное жилье либо получили денежную компенсацию, как только у собственников были изъяты все помещения, этот дом списывается из казны и передается для демонтажа. Перечень исчерпывающий и понятный, привязки к округам нет вообще. Как только дом освобождается – сразу же стараемся направить туда подрядчика.

– С какими проблемами приходится сталкиваться муниципалитету в процессе? Почему не удается решать эту проблему комплексно: расселили – сразу же убрали?

– Здесь несколько моментов. Часто начало работ по сносу тормозят те граждане, которые либо не сняты с регистрационного учета по тем или иным причинам, либо собственники, с которыми не урегулированы вопросы изъятия. И если даже с оформлением все уладилось, людям дается определенный период времени, чтобы они могли сделать ремонт в новой квартире, если это необходимо, перевести вещи, сняться здесь с регистрационного учета и встать на него по новому месту жительства.

Есть еще такая проблема, как наличие транзитных сетей, например, электроснабжения, интернета – по дому прямо на стенах когда-то крепились транзитные кабели. И на момент сноса мы вынуждены искать собственника сетей, проводить с ним работу по скорейшему переносу. Как обычно, начинаются стенания со стороны собственников сетей, что сейчас у них на это нет денег или технической возможности. Бывает, что по этой причине переписка затягивается на достаточно серьезный срок.

– А нельзя законодательно определить какой-то срок: год, два или три года дом стоит, а потом его автоматически сносят, невзирая ни на какие причины.

– Такого срока мы установить не можем по закону. Когда выдаем ордер на новую квартиру, прописываем, что в течение трех месяцев человек должен освободить старое жилье. Но опять же если он этого не сделал, без решения суда мы его снять с регистрационного учета не можем. Здесь налицо пробел в законодательстве. А суды – дело не скорое. Некоторые недобросовестные граждане вовсе не спешат сниматься с учета по старому адресу, у нас  были вопиющие случаи, когда новые квартиры умудрялись сдавать в аренду, а сами жили в старом доме.

Есть и другая сторона вопроса: мы еще не можем приступить к разборке дома, так как там остались зарегистрированные собственники, не все снялись с учета, а кто-то уже начинает потихоньку незаконно его разбирать. Ночью, а то и средь бела дня приезжают машины с бригадами и просто выпиливают куски стен у здания, причем без каких-либо разрешений и обеспечения безопасности для проходящих мимо людей. Конечно, мы совместно с полицией стараемся пресекать эти противоправные действия, но наряды не всегда успевают получить оперативное сообщение.

– Владимир Александрович, а каковы планы на этот год?

– Планы большие, рассчитываем порядка 38 домов снести безвозмездно, они интересны для частного бизнеса. Еще примерно 53 здания находятся в плохом состоянии, там без бюджетных денег не обойтись, но на этот год пока выделена небольшая сумма, только сто тысяч рублей запланировано. Рассчитываем, что из экономии бюджета нам депутаты на эту статью денег все же прибавят в течение года.

Пока в тех домах, которые мы рассчитываем сносить на внебюджетной основе, прописаны граждане либо еще не со всеми собственниками урегулирован вопрос, решаем его в судебном порядке. Еще больше сотни человек у нас прописаны по этим адресам – в домах, подлежащих сносу.

– В прошлом году неоднократно поднималась тема, что старые здания разобрали, частично вывезли, а территория так и осталась заваленная мусором и обломками. Можно ли в системе решить эту проблему?

– Сейчас весной будет детальный объезд всех участков, как только сойдет снег. Где-то, безусловно, будут замечания, и это нормальная ситуация, потому что, если подрядчик разбирал дом либо глубокой осенью, либо в зимний период, конечно же, он не успел по-хорошему зачистить участок, зимой такой возможности нет. С наступлением тепла подрядчики должны все привести в соответствие с договором, чтобы кучи хлама на месте снесенного дома не было.

Тут, наверное, стоит сказать о том, что, когда мы в 2018 году массово начали эту работу, у нас еще не было определенного понимания по подрядчикам – надежные они или нет, хорошие или плохие. Начинали вообще с уговоров одного из них, чтобы эту работу в принципе начать. Никто не хотел браться бесплатно, потому что все просчитывали последующие затраты на вывоз мусора, ведь мало продать ликвидные остатки дома. Потом начали потихоньку подтягиваться, создавать бригады. Конечно, без проблем не обошлось, до сих пор остаются случаи, когда бригады заходят, начинают работать, а процесс уборки заранее не просчитывают. А это как раз тот процесс, который уже не приносит дохода, строительный мусор нужно либо на свалку вывозить за деньги, либо искать, где возможно применить его на земельных участках для отсыпки территории. И вот тут процесс зачастую затягивается. Поэтому стараемся сейчас уже работать с более-менее понятными подрядчиками.

Но, как показывает практика, еще не все это понимают. Даже порой на нас начинают жаловаться, что мы якобы кому-то даем разбирать дома за деньги, а кому-то только бесплатно. На самом деле это не так: вначале стараемся найти подрядчика, чтобы разбирал за свой счет, а за бюджет – только неликвид, когда понимаем, что за эти остатки здания никто не возьмется, а деваться некуда, территорию зачищать все равно надо.

В любом случае, порядка в этом вопросе стало больше. Сейчас весна покажет. Как я уже говорил, объедем, будем вести диалог со всеми подрядчиками в части того, чтобы все-таки зачистить и привести территорию в порядок. Где-то даже подсыпаем участки, привозим
грунт, чтобы на месте снесенного дома оставалась ровная чистая территория, которая затем будет использоваться по назначению, определенному планировкой города. И старые развалины уже не будут портить вид столицы Поморья.

Кстати

Сейчас завершаются работы по разбору домов по следующим адресам:

– пер. Водников, д. 11

– проезд Бадигина, д. 4

– просп. Ленинградский, д. 28

– просп. Никольский, д. 10

– просп. Никольский, д. 89

– просп. Новгородский, д. 139

– просп. Новгородский, д. 54, корп. 1

– просп. Сов. Космонавтов, 194, корп. 2

– просп. Сов. Космонавтов, д. 113

– ул. Вельможного, д. 1

– пер. Водников, д. 4

– ул. Володарского, д. 43, корп. 1

– ул. Володарского, д. 52, корп. 1

– ул. Катарина, д. 3

– ул. Октябрьская, д. 19

– ул. Октябрьская, д. 21

– ул. Северодвинская, д. 76

– ул. Суханова, д. 2

– ул. Таймырская, д. 12

– ул. Урицкого, д. 34

Софья ЦАРЕВА, фото: архив редакции