При пустом зале, но с аплодисментами

Газета, Главная новость, Культура

Как Архангельский театр драмы работает в условиях карантина.

Закрыты границы, отменены массовые мероприятия, заперты на ключ музеи, школьники и студенты получают знания дистанционно… Несмотря на пандемию коронавируса, которая перевернула уклад всего мира с ног на голову и внесла свои коррективы в жизнь поморской столицы, в архдраме не захотели сидеть на карантине и решили: если зритель не идет в театр, значит, театр идет к зрителю.

Спектакль – в каждый дом

18 марта в связи с запретом в регионе на массовые мероприятия численностью больше 50 человек Архангельский драматический отменил все спектакли до 12 апреля включительно. Все приобретенные билеты ценители искусства могут перебронировать на более позднее время или сдать их и вернуть деньги, причем  необязательно делать это строго до даты намеченного показа – возврат билетов актуален в течение 30 дней после отмены мероприятия. Однако не все театралы с пониманием отнеслись к ситуации, многие поддались панике, проявили нетерпение, переросшее в хамство.

Об этом, обращаясь к зрителям, на своей странице в соцсети «ВКонтакте» писал директор архдрамы Сергей Самодов: «В темные времена особенно видно светлых людей. Но и темные сущности проявляются во всей красе, к сожалению. Прошу отнестись с пониманием к работе кассиров сейчас <…> Количество возвратов действительно большое, работы много. Мы стараемся максимально оперативно решать все вопросы <…> Если вам нужно подождать несколько минут, пока мы обрабатываем запрос, это еще не повод плевать в лицо сотрудников театра, кричать, что «у вас все спектакли плохие» (зачем тогда покупали билет, спрашивается) и оскорблять людей, которые сейчас делают все, чтобы пройти этот непростой период вместе со зрителями спокойно и комфортно…».

Однако «светлых» зрителей оказалось в разы больше. Для них в театре драмы организовали интернет-трансляции спектаклей и, стараясь отнестись к обстоятельствам с оптимизмом, определили это как эксперимент и «повод расширить технические возможности». Список онлайн-показов, а также телеверсий спектаклей,  которые уже не играются труппой, опубликован на сайте архдрамы.

Конечно, зрители останутся без привычной театральной атмосферы, которая ощущается только на сценических подмостках, не смогут обсудить увиденное в антракте, лично поблагодарить артистов аплодисментами, вручить цветы… Но у карантинного режима есть и ряд преимуществ – в каком-то смысле он даже расширяет горизонты. Во-первых, у зрителей появилась возможность приобщиться к искусству бесплатно, во-вторых, жители глубинки или даже заграницы могут больше не оборачиваться на расстояния и беспрепятственно «посетить» любой показ.

Актерам тоже приходится отыскивать плюсы. Привычный диалог с публикой теперь невозможен, и служители сцены ищут другие пути обмена энергией. Так, в театре драмы вместе с онлайн-трансляциями запустили флешмоб – зрителям предложили выкладывать в Instagram видео своих аплодисментов, при этом отмечая аккаунт #архдрама, в сою очередь подобные сторис театр добавляет в свой Instagram. Такой вот необычный способ быть вместе и оказывать взаимную поддержку в непростой период.

«Пряслины» пробили стену

В этом сезоне, в год 100-летнего юбилея Федора Абрамова, Архангельский драматический выдал сразу две постановки по произведениям северного автора – «Сарафан» и «Пряслины. Две зимы и три лета». Премьера последней была назначена на 21 и 22 марта, отменять ее в архдраме не стали – запустили показ в режиме онлайн. В зале непривычно пусто, среди зрителей лишь представители СМИ и специалисты, отвечающие за техническое сопровождение трансляции.

К публике, оказавшейся по ту сторону пространства, обратился директор архдрамы Сергей Самодов.

– Обычно театр работает со зрителем напрямую, вживую, а сейчас это будет через еще одну стену, которую мы постараемся пробить, – сказал он. – Достаточно необычно стартует этот год, и вот еще одно такое творческое и техническое испытание для театров России и мира – мы все выходим в онлайн. И мне кажется, это будет очень интересный опыт.

Андрей Тимошенко, главный режиссер театра, говоря о новых обстоятельствах, изменивших формат премьерного показа, провел параллель между страшным временем, которое переживают герои Абрамова, и кризисами, которые люди преодолевают сегодня.

– Я думаю, что это вдохновляющая история, потому что уверен: мы все это переживем, и сегодняшняя премьера об этом нам расскажет, – подчеркнул он. – Этот спектакль мы также посвящаем 75-летию Великой Победы, которое страна будет праздновать в этом году. И я думаю, мероприятия в честь этого юбилея состоятся, несмотря ни на что, как и наша сегодняшняя премьера.

«Пряслины. Две зимы и три лета» поставил главный режиссер Калужского областного драмтеатра Владимир Хрущев. Уместить абрамовский эпос в формат спектакля было непросто, но история сложилась благодаря нужным акцентам: на первый план выходят личные связи – любовные, дружеские, семейные. По словам режиссера, наиболее интересными ему видятся отношения молодых ребят – Егорши, Михаила и Лизы Пряслиных, которые и стали центральными героями постановки. Они существуют вне рамок времени и пространства, а обстоятельства, в которые поместила их жизнь: сельский быт, послевоенная разруха, работа от зари до зари, – лишь обрамление.

Однако этот второй план, воплощенный в музыке, сценографии, северном слове, тоже звучит громко. Здесь и болевые абрамовские темы: тяжкий неоплачиваемый труд крестьян, конфискация имущества, вдовство и сиротство, попытки отыскать справедливость, разбивающиеся о политику партии… И образ северной деревни, лаконично оформленный на сцене, но оттого не менее вместительный: первый венец сруба и кружевное полотно. В дырах – порванное или сожженное, как и жизнь деревенских жителей, изувеченная войной. Оно предстает то в роли крыши дома, то неба, то оборачивается экраном в сельском киноклубе, и на фоне финального кадра фильма со словом «конец» разворачивается монолог уполномоченного Ганичева – об увеличении налогов для более стремительного движения к коммунизму и о том, что война для северян не закончилась: «Полстраны лежит в руинах. Каким лесом ее отстраивать, каким мясом кормить?!».

Пожалуй, главной находкой, которую режиссер привнес в спектакль, стал образ сказительницы. Ее роль исполнила Софья Сыроватская, специалист по поморской говоре. Софья Николаевна появляется на сцене лишь дважды – в начале и в конце спектакля, но без ее монологов – о морозах и северной весне, напоминающей «отощалую, измотанную бабу, которая еле-еле пробиралась через кромешную чащу лесов», силе белых ночей и сенокосной страде – неповторимая атмосфера пинежского мира, созданного Абрамовым, не сложилась бы. Тот случай, когда слово оставляет на теле след из мурашек.

Зрители, присоединившиеся к онлайн-трансляциям премьеры, оказались щедрыми на комментарии – благодарили театр за способность всегда быть на связи, за возможность подумать о любви, семье и вере, за сохранение самобытности и современное звучание тем.

– Понятно, что смотреть в реале спектакль, особенно премьеру, особенно спектакль по произведению Федора Абрамова было бы интереснее.

Очень боялась, что не будет того посыла энергии, который я чувствую, когда смотрю спектакли вживую. Но случилось чудо, и волшебство театра  вошло ко мне в дом, – поделилась с нами зрительница Ирина Гузенко. – Я наслаждалась песнями, говором Пинежья, я чувствовала спектакль каждой клеточкой. И вспоминала свою бабушку Паню и дедушку Митю, их редкие рассказы о том тяжелом времени. Тронули костюмы, они были очень правильными и полностью соответствовали героям. Тут и говор пинежский, и наши северные слова – все очень органично. Жизненно. И новое узнала. Заставляет думать – я это люблю в любых спектаклях. С удовольствием схожу и на прьемьеру, чтобы поблагодарить наших актеров и режиссера апплодисмениами и подарить цветы.

Наталья ЗАХАРОВА, фото: Иван МАЛЫГИН