Искусство тоже выходит в онлайн

Газета, Главная новость, Культура ,

В детской музыкальной школе «Классика» поделились опытом дистанционного обучения.

Как и во всех учебных заведениях, вынужденных из-за пандемии перейти на дистанционное обучение, знания в новом формате получают и воспитанники детской музыкальной школы «Классика». Теперь среди слушателей у начинающих инструменталистов и вокалистов только родители и соседи, а бдительный взгляд учителя заменяет камера монитора.

– Понятно, что мы нацелены в первую очередь на прямой контакт с детьми. Но поскольку сейчас он невозможен, педагоги все как один вышли на дистанционную форму, потому что понимают: если сегодня отпустить детей в никуда, потом придется многое наверстывать, – отмечает Наталья Каминская, директор школы «Классика».

Для музыкантов новый режим то еще испытание. Если для общеобразовательных школ предусмотрено множество интернет-платформ – «Дневник.ру», «Учи.ру» и прочих, то для тех, кто познает искусство, существуют только платные сервисы. Муниципальное учреждение не имеет права их покупать, а тем  более требовать этого от родителей. Поэтому педагоги используют все, что доступно, – Skype, мессенджеры, соцсети. Методы донесения информации у каждого свои, главное – придерживаться программы.

А вообще, опыт «дистанционки» у «Классики» уже есть – технологию онлайн-формата еще несколько лет назад освоила Елена Узкая, старший методист музыкальной школы, методист городской методической службы школ искусств и детской музыкальной школы Архангельска. Елена Владимировна сама преподает по классу гитары, педагог получала дополнительное образование в Санкт-Петербурге и уезжала на сессии, но в свое отсутствие продолжала учить воспитанников посредством видеосвязи. Свои наработки она воплотила в учебных пособиях, а теперь, когда пришло время осваивать интернет-занятия всем без исключения, поделилась навыками с коллегами.

– Теоретические задания дети выполняют в рабочих тетрадях. Сделал, сфотографировал – прислал педагогу, тот проверил – дал обратную связь. Если  необходимо, например, на том же сольфеджио, то ребята записывают небольшое видео, где они исполняют номер, педагог также оценивает его. Инструменталисты обычно работают в режиме онлайн, важно, чтобы педагогу хорошо был виден инструмент и руки музыканта, – рассказывает Елена Владимировна. – Конечно, воспринимать уроки через видеосвязь непросто, одно дело – прослушать в таком формате лекцию, другое – побывать на музыкальном занятии через монитор. Иногда, чтобы, например, объяснить ребенку правильное положение рук, нужно просто подойти и поставить его пальцы, как необходимо, а когда ты этого сделать не можешь и пытаешься объяснять чисто вербально, это отнимает намного больше сил и времени.

Порой подводит и качество связи, тем более что некоторые ученики школы живут на отдаленных территориях, где интернет частенько дает сбой. Или звук идет с задержкой – для музыкантов это особенная проблема. Но, как отмечает Елена Узкая, все вопросы решаемы, и если в первые дни учебы были опасения насчет успешности процесса, то сейчас система работает без серьезных заминок.

Сами ребята восприняли новый формат по-разному. Более взрослые воспитанники отнеслись к новациям спокойно – у них уже есть существенная база, да и самостоятельности больше, плюс старшеклассники и до сложившейся ситуации учились чему-то в интернете, смотрели лекции, мастер-классы. Тяжелее всего приходится младшим ребятам.

– С маленькими трудновато, они привыкли, что педагог показывает очень многое. Плюс ко всему, когда ты с воспитанником контактируешь напрямую, то наблюдаешь за его реакцией, например, видишь, что ученик устал – предлагаешь ему какой-то другой вид деятельности, чтобы как-то его переключить. А тут ты никак не можешь помочь ребенку, – отмечает Елена Владимировна. – Маленьким сложнее и сосредоточиваться, а тут еще и дополнительная нагрузка: получается, что ты смотришь в ноты, играешь, плюс надо на гаджет отвлекаться, который тебе что-то транслирует, причем иногда с задержкой звука.

Но, как отмечают педагоги, все понемногу втягиваются. Учителя составили расписание, удобное для детей. Кто-то адаптировал нагрузку под конкретного ребенка, например, вместо двух уроков по 45 минут – три по 30. Сами юные музыканты стараются смотреть на ситуацию позитивно, а порой превращают дистанционные уроки в мини-представления. Да и вообще, плюсы, несмотря на все неудобства, в онлайн-обучении все же можно найти.

– Я посмотрела на детей в костюме человека-паука, в костюме единорога – ребята, записывая видео домашних заданий, могут надеть карнавальный костюм. Некоторые учителя были в легком шоке – они привыкли, что ребенок приходит в школу весь правильный, идеально причесанный. Кто-то познакомил педагога со всеми своими домашними игрушками, – улыбается Елена Владимировна. – Мы посмотрели, как у детей дома организованы рабочие места – у кого есть специальный стул, специальная подставка. А кто сидит постоянно на диване, например, с той же гитарой, а мы до этого не могли понять, почему же посадка никак не встанет – да потому что дома занимается на диване. Кто-то из педагогов услышал, что у ребенка не настроен инструмент, и теперь эту ситуацию исправили. Так что онлайн-уроки даже помогли улучшить некоторые моменты.

Родители тоже настроены положительно, многие из них впервые увидели, как занимается их ребенок, оценили и работу педагогов, которая обычно остается в тени.

– Несомненный плюс в «дистанционке» есть: родители более открыто увидели образовательный процесс. Они поняли, сколько педагог затрачивает усилий, чтобы урок прошел эффективно, – делится Наталья Каминская. – Поэтому многие мамы и папы сейчас высказываются: даже не ожидали, что обучение ребенка музыке – такой многотрудный процесс.

Вообще, музыкальные онлайн-школы и колледжи существуют давно, и они достаточно популярны. Но педагоги сходятся в одном: что-то лучшее, чем общение наставника и ученика в формате «тет-а-тет», придумать сложно, тем более если речь идет об искусстве. Поэтому в «Классике» надеются, что ограничительные меры вскоре останутся позади и стены школы вновь наполнятся голосами детей и звучанием инструментов.

Наталья ЗАХАРОВА, фото автора