Не бывает плохо, бывает по-другому!

Газета, Главная новость, Люди и события ,

Проект педагога дополнительного образования из Архангельска Надежды Яковлевой получил высокую оценку на IV Всероссийском конкурсе имени Л. C. Выготского.

Идея обучения дошколят росписи северного пряника переросла в целый проект. Его изюминкой стала совместная творческая и игровая деятельность малышей с родителями.

Педагоги на занятиях формируют у детей коммуникативные и социальные навыки, развивают творческое мышление, а также поощряют стремление каждого ребенка проявлять инициативу. Эту работу, которой Надежда Яковлева занимается с воспитанниками детсада № 174 «Ягодка», отметило жюри престижного конкурса.
Профессиональный путь Надежды Яковлевой начинался в сфере торговли, а продолжился в образовании. В начале 90-х она заочно окончила Ленинградский институт советской торговли. Затем Надежду Джоржевну пригласили на работу в индустриальный техникум Новодвинска.
– Меня пригласили, чтобы я открыла учебный продовольственный магазин для прохождения студентами практики. Но поставили условие: если хочешь преподавать – надо получить педагогическое образование. В детстве стать учителем было моей мечтой. И я заочно поступила на факультет технологии и предпринимательства тогда еще в Поморский государственный университет. Получив диплом, стала обучать будущих менеджеров, товароведов, продавцов. В техникуме трудилась 20 лет мастером производственного обучения и преподавателем спецдисциплин, – рассказывает Надежда Яковлева.
Занятия со студентами ей очень нравились. Преподаватель-практик по натуре, главной задачей она считала подготовить ребят к реалиям выбранной профессии. По ее инициативе будущие товароведы и менеджеры ездили на экскурсии на различные предприятия: хлебозавод, птицефабрику, рыбный комбинат.
– Для меня было важно дать студентам интересную и полезную информацию, показать все тонкости выбранной специальности. Ученики могли своими глазами видеть: как выращивают форель, как пекут хлеб, как устроен молочный комбинат, – делится наша собеседница.
Жизненный девиз Надежды Яковлевой: «Бороться и искать, идти и не сдаваться». После выхода на пенсию, она не смогла усидеть дома и нашла себе новое увлечение.
– Меня пригласили в Музей Архангельского пряника на Чумбаровке посодействовать его развитию в организации и проведении мастер-классов, увеличению целевой аудитории. Я согласилась, так как работа показалась мне творческой и интересной. Каждый день знакомишься с новыми людьми. Мы проводим экскурсии по музею, рассказываем об истории архангельского пряника и, конечно, организуем мастер-классы по росписи козуль. Однажды в пряничной лавке мы встретились с одним из педагогов детского сада «Ягодка». Это была судьбоносная встреча. Ее заинтересовали наши мастер-классы. Она захотела показать своим маленьким воспитанникам процесс росписи козули.
С этого момента я начала работать с дошкольниками: вместе составили программу для данной группы и стали ее реализовывать. Первое занятие мы провели в детском саду, а позже стали заниматься в музее. Начинали с небольших групп. В этом году в программу вовлечено более 40 детей, – говорит Надежда Джоржевна. – Это увлекательное времяпрепровождение по выходным нравится и родителям, и детям. Кроме того, я пытаюсь рассказать малышам, откуда к нам пришел хлеб. Когда темой были крупы, я давала им материал в руки, чтобы они могли потрогать зерно, крупу, муку и тесто. Так у ребят развивается мелкая моторика.
Поморское творение изготавливается по традиционному рецепту, который передается из поколения в поколение. Архангельские пряники делают из козульного теста с добавлением специй, а затем оформляют сахарно-белковой глазурью. Занятия с детьми в музее педагог проводит с 2018 года. После мастер-классов ребята становятся более общительными и любознательными.
– На занятиях я знакомлю детей с краткой историей появления северного пряника. Затем мы переходим к практической части. Малышам и их родителям выдаются заготовки разнообразных форм и заранее приготовленная глазурь для раскраски. При росписи по краю контура пускаем белую кайму, затем внутри белого очертания ведем разноцветной глазурью. Важно отметить, что ребенок все делает сам, так, как он видит и чувствует. У нас действует правило: «Не бывает плохо, бывает по-другому!».
После того как пряничных дел мастера закончили свою работу, мы переходим к третьей части занятия – чаепитию. Дети его особенно ждут. С огромным удовольствием пьют чай с северной выпечкой, а свои творческие работы с гордостью уносят домой и, как говорят родители, с особенной радостью демонстрируют их в семье, а потом съедают, – рассказывает Надежда Джоржевна.
Благодаря этой своей работе Надежда Яковлева недавно стала победителем Всероссийского конкурса имени Л. C. Выготского в номинации «Консолидация совместной деятельности для развития детей». Конкурс проходил во всех федеральных округах России при финансовой поддержке «Рыбаков Фонда» уже четвертый год. И, что примечательно, каждый раз его победителем становится кто-либо из педагогов детского сада «Ягодка». В этом году было подано 4 713 заявок из 84 регионов России. Целью конкурса является поиск, поддержка и популяризация творческих специалистов дошкольного образования, способных разрабатывать и применять современные педагогические практики. Надежда Джоржевна представила на суд жюри проект для детей дошкольного образования «Пряничных дел мастера».
– Для участия предстояло записать небольшой двухминутный ролик. Важно, чтобы видео не было постановочным и дети не повторяли заученные фразы. В своем сюжете я постаралась передать, с какой сплоченностью и воодушевлением ребята занимаются интересным для них пряничным делом. Я люблю свою работу, мне очень нравится заниматься с малышами. Считаю, что главным качеством специалиста дошкольного образования является любовь к детям. Необходимо уважать каждого ребенка, видеть в нем личность, – уверена Надежда Яковлева.
В планах у Надежды Джоржевны открыть дошкольный образовательный клуб, в который ребята смогли бы приходить на мастер-классы совместно с родителями.

Ирина ГРЕХОВА,
фото предоставлено Надеждой ЯКОВЛЕВОЙ