Самоизоляция – время узнать друг друга

Газета, Главная новость, Люди и события ,

Педагог-психолог Марина Карельская – о том, как пережить карантин с детьми.

Школьники учатся дистанционно, малыши не посещают детсад, родители работают «на удаленке» – «противовирусные» меры заперли большинство семей в четырех стенах. Многие мамы и папы относятся к домашнему режиму как к испытанию и даже шутят, будто бы оказались в клетке с тиграми.

О том, как сохранить спокойствие в замкнутом пространстве и провести время самоизоляции с пользой, мы беседовали с педагогом-психологом центра «Леда» Мариной
Карельской.

– Марина Евгеньевна, режим самоизоляции – стрессовая ситуация и для родителей, и для детей. Пожалуй, труднее всего приходится дошкольникам. Чем насытить их жизнь, чем занять?

– И родители, и дети оказались в необычных условиях существования в одном пространстве долгое время, и, конечно, это испытание для всех. Нагрузка на родителей возросла в разы, особенно если один из них работает, а другой находится дома. Мне кажется, взрослым, чтобы сохранить спокойствие в этой ситуации, в первую очередь важно расставить приоритеты, снять с себя какие-то дела, которые сейчас, возможно, необязательно выполнять.

Если в семье маленький ребенок – до трех лет, конечно, сложностей будет больше, нежели с дошкольником более старшего возраста. Такого малыша трудно оставить одного и чем-то его занять. Поэтому то, что делает родитель, – делает и ребенок: мама готовит – он пытается помочь, если малыш спит, то мама тоже должна отдыхать, то есть надо постараться максимально приблизить свой режим дня к режиму сына или дочки.

С детьми более старшего возраста, конечно, проще – они могут самостоятельно себя развлекать, общаться с друзьями по тому же «Скайпу» или через социальные сети, они даже могут играть вместе с помощью видеозвонков друг другу. Кроме того, сейчас очень много сайтов, где собраны разнообразные задания – как совместно с ребенком смастерить поделку, нарисовать картину и так далее. Не стоит перегружать детей развивающими занятиями, важно именно поиграть, и мама должна всячески этому способствовать. Ну и конечно, обязательны физкультурные паузы – всегда можно вместе подвигаться, попрыгать, потанцевать.

Если говорить о режиме, то важно подстроиться именно под биоритмы ребенка. Совсем необязательно соблюдать прежний распорядок дня, что был при посещении детского сада, рано вставать уж точно нет необходимости.

Многие спрашивают, стоит ли говорить с ребенком о коронавирусе. Думаю, нужно рассказать о проблеме в общих чертах, объяснить, почему семье приходится жить по новым правилам, проводить большую часть времени дома. Но не стоит дошкольника слишком глубоко посвящать в этот вопрос, чтобы не нагнетать тревогу. Главное, помнить, что спокойствие малыша зависит от спокойствия взрослого. Ребенку важно в первую очередь, чтобы родители были с рядом, чтобы сохранялось общение с друзьями – так он будет чувствовать себя в безопасности.

– Как вести себя родителям, если ребенок стал более агрессивен к другим членам семьи? Как снизить уровень стресса в замкнутом пространстве?

– Понятно, что длительное нахождение в замкнутом пространстве вызывает негативные эмоции – и агрессию, и обиду, возможно, страх и раздражение. Все эти проявления нормальны, и дети, склонные к агрессии, вполне вероятно, теперь будут проявлять ее в большей степени.

Важно эти эмоции не запрещать, не наказывать ребенка, а позволить выплеснуть их в приемлемой форме: «побоксовать» с ним воздушными шариками, покричать громко, побегать. Сначала мы констатируем состояние ребенка: «Я знаю, ты злишься, ты раздражен», а потом предлагаем позлиться вместе. Это позволит и маме контролировать скопившийся негатив. Потому что если на агрессию ребенка наслаивается агрессия родителя, то ситуация только усугубляется.

– Многие родители сейчас вынуждены работать дистанционно. Как провести какие-то границы, чтобы малыши не отвлекали от процесса?

– Конечно, в первую очередь стоит с ребенком поиграть, дать ему какие-то творческие задания. Объяснить: я с тобой позанималась, теперь мне нужно работать. Хорошо, если будет какой-то отдельный кабинет, если нет – то малышу нужно представить определенные правила: я играю с тобой в такое-то время, в такое-то время я работаю. Можно придумать поощрения за то, что ребенок смог себя сдержать, сумел сам себя развлечь. Обязательно похвалить за послушание, самостоятельность, поблагодарить за то, что дал маме спокойно поработать. Нужно так замотивировать дошкольника, чтобы ему было выгодно находиться одному, пока родитель занят делом. Например, пообещать ему какой-нибудь сюрприз – совместное приготовление торта, нового вкусного блюда…

Конечно, целый день сидеть за компьютером не получится – придется чередовать трудовую деятельность и занятия с ребенком. Можно привлечь к этому и бабушек, если они есть, – пусть они пообщаются с детьми по «Скайпу». По видеосвязи с бабушками можно разгадывать кроссворды, играть. У меня много таких знакомых, которые сейчас с внуками таким образом взаимодействуют, пока мамы работают.

– Сейчас очень непростой период для школьников. Как им не потерять мотивацию, обучаясь дистанционно, как вести себя родителям, чтобы интерес ребенка к учебе не угас?

– Действительно, школьники оказались в самой трудной ситуации. Дистанционное обучение – это проблема для всей России, потому что мало кто владеет им в совершенстве. Непросто и учителям, которые начинают рабочий день в семь утра, а заканчивают в десять вечера. На педагогов ложится двойная нагрузка. Если на обычном уроке можно с помощью средств выразительности, мимики, юмора, просто взгляда удерживать интерес класса, следить за дисциплиной, то на интернет-занятии  учитель чувствует себя совершенно в другой среде – одиноким в какой-то степени.

Мне кажется, что родителям школьников очень важно попытаться выстроить распорядок жизни ребенка в плане уроков, согласовать его с педагогом, разместить расписание на видном месте. Тем более если мама и папа работают и не могут помочь своему чаду – об этом тоже нужно сказать учителю. Очень важно, чтобы ребенок делал перерывы между уроками, не сидел целый день за компьютером. Можно повесить какие-то мотивирующие плакаты, предложить школьнику записывать на них в конце дня свои успехи.

Ну и конечно, обязательно нужно предусмотреть и физическую активность, и какие-то развлечения – здорово, если вы вместе со своим ребенком будете придумывать, чем вы займетесь завтра.

Понятно, что некоторые дети воспринимают дистанционное обу-чение как отдых и могут быть не очень активны в получении знаний. Но мне думается, что за этот период школьники многое не пропустят. Да, не все у них будет получаться, но это не такая великая проблема, ради которой стоит ссориться с ребенком, устраивать настоящие бои, выяснять отношения, хвататься за голову, напрягать себя, детей, учителей. Я понимаю, что у педагогов есть определенные планы, но, мне кажется, все можно наверстать. Сейчас самое важное не столько учиться, сколько сохранить свое здоровье и здоровье ребенка – как физическое, так и психическое.

– То есть родителям стоит снизить планку своих ожиданий?

– Если родитель понимает, что ребенок настолько утомляется, что не в состоянии в полной мере выполнить те или иные задания, просто стоит ограничить какие-то требования. У некоторых, например, возникли проблемы с изучением английского языка, потому что многие мамы и папы просто им не владеют и, соответственно, не могут помочь ребенку. Просто ко всей этой ситуации нужно нормально, адекватно отнестись: да, не все получается, да, будет снижена успеваемость, но какая в этом трагедия? Мне очень нравится выражение известного психолога Людмилы Петрановской, адресованное родителям: «Вы рожали ребенка не для того, чтобы он сдал ЕГЭ».

Поэтому, конечно, чем-то нужно жертвовать. И очень важно в конце дня подвести определенные итоги, но отметить именно положительные моменты, похвалить ребенка, например, за то, что смог самостоятельно сделать домашнее задание, изучить новую тему, за то, что был внимательным и терпеливым.

Если родители работают, важно распределить бытовые обязанности между детьми. Например, старший может помочь прибраться, вымыть посуду, покормить младшего. Обязательно нужно объяснить ребенку, что без него в этот период никак не обойтись, что он сейчас самый важный, и не забывать благодарить за помощь.

Мне кажется, что с более взрослыми детьми, подростками, стоит поговорить о безопасности, потому что если малышей мы можем ограничить в контактах, в передвижении, то подросткам строго что-либо запрещать уже сложнее – они будут общаться, выходить гулять. Поэтому нужно рассказать, как обезопасить себя, какие меры предосторожности принять. Не стоит фанатично контролировать каждый шаг – помыл ли руки, надел ли маску, с кем контактировал, но и не относиться к ситуации легкомысленно. Всегда нужно помнить, что эмоциональное состояние родителей отразится на самочувствии детей, повышенная тревога – это лишняя травматизация ребенка.

– Вопрос, который волнует большинство родителей: что делать, если ребенок будет в разы больше уделять внимание гаджетам? Стоит ли запрещать смартфоны и планшеты или это не фатально на ограниченное время самоизоляции?

– Родителям, которые переживают, что ребенок будет слишком много «зависать» в гаджетах, я думаю, не стоит волноваться: ничего страшного, если за это время тот же дошкольник больше посмотрит мультиков, поиграет в какие-то развивающие игры, пообщается в соцсетях – а как ему еще поддерживать связь со сверстниками.

А вообще, я думаю, детям самим надоест целый день сидеть за компьютером. Может, период самоизоляции – это как раз та пора, когда подрастающее поколение сумеет найти какие-то другие увлечения. Можно поиграть в настольные игры, посмотреть и обсудить фильм, вспомнить игры своего детства, если это девочка – научить ее рукоделию…

Есть прекрасная возможность получше узнать друг друга, поговорить по душам, освоить какие-то новые умения, позаниматься фитнесом. Поэтому родителям, мне кажется, не нужно воспринимать этот период как какое-то заключение. С одной стороны, ограниченное пространство – это проблема, а с другой – мы сможем столько времени провести вместе, в кругу семьи, уделить ребенку внимание, которого в современном ритме всегда бывает недостаточно. В общем, всем хочется пожелать терпения, спокойствия и творчества, а главное – здоровья.

Родители могут получить консультацию психолога центра «Леда» по телефону: 8-900-918-40-46.

Наталья ЗАХАРОВА,
фото: Иван МАЛЫГИН