Принцип фейковых новостей – ложка правды в бочке лжи

Газета, Главная новость, Люди и события ,

Почему коронавирус оказался благоприятной темой для различных информационных спекуляций.

На прошлой неделе Следственное управление Следственного комитета РФ по Архангельской области и НАО объявило о создании рабочей группы для оперативного реагирования на факты распространения фейковых новостей о COVID-19 в СМИ, мессенджерах, соцсетях и принятия правовых мер к нарушителям.

Вокруг пандемии действительно ходит множество самых невероятных слухов, большинство из которых, как выясняется впоследствии, к реальности никакого отношения не имеют. На эту тему мы побеседовали с Григорием Прутцковым – доцентом кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, автором спецкурса «Информационные войны в западных медиа: вчера и сегодня».

Сосед услышал разговор…

– Григорий Владимирович, почему коронавирус оказался такой благоприятной темой для фейковых новостей?

– Любая тревожная информация, о которой к тому же мало известно, – идеальная почва для фейковых новостей. А сейчас, когда в течение нескольких месяцев шли сообщения то из Китая, то из Европы, то из США – одно тревожнее другого, всем захотелось подробностей, захотелось понять, что надо сделать, чтобы у нас такого не было. Поэтому фейки легли на подготовленную почву.

Кроме того, заведомо недостоверная информация, как правило, быстрее достигает адресата, глубже проникает в память, производит больший эффект, чем проверенная. И дело здесь не в степени ее истинности, а в формах и методах передачи.

– Что это за методы? Какие признаки указывают на то, что распространяемая, например, в соцсетях информация фейковая?

– Таких признаков несколько. Прежде всего, это источник информации. Как правило, фейковые новости публикуют или в анонимных телеграм-каналах, или, опять же, анонимно рассылают по соцсетям и мессенджерам. В них присутствуют грамматические, а порой и фактические ошибки, они часто заканчиваются припиской «Просили распространить» или «Разошлите всем».

Есть и достаточно четко видимый план фейковой новости. В ней сначала идет обращение: тревожное «Внимание!», «Срочно!!!» или более нейтральное типа «Всем привет» и т.п. Затем следует указание на получение эксклюзивной информации от человека, обладающего неким тайным знанием: «Мне позвонил дядя из очага эпидемии», «Муж работает в министерстве, его начальник сообщил», «Сосед услышал разговор главного врача больницы с подчиненными»… Далее – просьба сообщить эту новость всем или, наоборот, не сообщать никому. И после этого идет сам фейк: «На самом деле все совсем не так, как нам сообщают», «Скоро начнется то-то и то-то», «Завтра последний день, когда есть возможность уехать из города». Вариаций здесь очень много.

И, заметьте, к такому сообщению, как правило, прикрепляют картинку – для доказательства убедительности информации. Это может быть снимок танковой колонны, которая якобы направляется в город, фотография врачей в медицинских масках, скриншот какого-нибудь приказа с размытой печатью или даже аудиофайл. Если вы увидели новость или получили сообщение, где присутствует хотя бы часть этих признаков, то с большой долей вероятности можно утверждать, что перед вами фейк.

– Куда уходят истоки такого явления, как фейковые новости, на каком этапе они стали неотъемлемой частью информационной повестки?

– Прообразы фейковых новостей мы можем найти еще в Древнем Риме. Но на поток их впервые поставили в нацистской Германии. Министерство народного просвещения и пропаганды, которым руководил Йозеф Геббельс, фактически стало фабрикой по производству фейков. В его структуре был даже отдел слухов.

Геббельс сформулировал три правила для журналистов, создающих ложные новости. Они просты и, увы, пережили эпоху Третьего рейха. Думаю, их надо привести здесь, чтобы читатели знали и тем самым не стали жертвами новых фейков. Правило первое: врите наглее. Чем чудовищнее ложь, тем быстрее в нее поверят. Правило второе: тысячекратно повторенная ложь становится правдой. Правило третье: чтобы самая чудовищная ложь выглядела правдоподобной, на три четверти самой чудовищной лжи добавьте четверть правды.

Во время Великой Отечественной войны на оккупированных территориях работники министерства пропаганды издавали фейковые номера советской газеты «Правда». Когда такое издание как бы случайно попадало к читателям, они приходили в ужас от опубликованной там информации: например, Москва захвачена немцами, Сталин повесился, бои идут под Казанью. Естественно, никому из читателей не могло прийти в голову, что это фейковое издание: газета была сверстана точь-в-точь так же, как орган ЦК партии большевиков. И конечно, такая информация сильно подрывала боевой дух людей, которые начинали сомневаться в победе СССР.

Нацизм был повержен, но геббельсовские методы фальсификации новостей никуда не делись, фейк-ньюс вот уже десятилетия остаются неотъемлемой частью информационной повестки.

От безобидного фейка до паники

– Существуют ли различия между целенаправленными фейк-новостями, являющимися частью информационной кампании, и фейками, распространяемыми излишне впечатлительными людьми, паникерами, просто «для прикола»?

– Мы можем выделить два вида фейков: профессиональные и обывательские. Вторая категория новостей редко выходит дальше круга родственников, друзей и подписчиков ньюсмейкера. Подобный вид фейков существовал на протяжении всей истории человечества. Типичный пример – мальчик-пастушок из басни Льва Толстого «Лгун», который кричал «Помогите! Волк! Волк!». Правда, ни современники Толстого, ни даже советские люди не знали слова «фейк», но сути дела это не меняет.

Другое дело, целенаправленное распространение фейковых новостей. Это целая индустрия с многомиллионными бюджетами и армией солдат айфонов и клавиатур. И она работает по определенной системе.

Один из ярких примеров, который я всегда привожу, – зимняя Олимпиада в Сочи 2014 года. Не успел еще вспыхнуть олимпийский факел, как мировые СМИ переполнили новости: Россия не готова к Играм, туда опасно ехать. В соцсетях, на самых разных ресурсах вдруг массово стали публиковать примерно аналогичные мемы из цикла «Угадай страну по фотографии». Там были, например, такие картинки: туалетная кабинка, в которой два унитаза. Или электрическая розетка, а перед ней труба, так что туда нельзя засунуть штепсель. Подразумевалось, что все это ждет гостей Олимпиады в Сочи. Один наш выпускник занимался исследованием этих мемов и выяснил, что все они были изготовлены за границей и никакого отношения к России не имеют.

В нынешней ситуации с коронавирусом одним из самых показательных и обсуждаемых примеров стал распространенный в Сети анонимный пост от имени матери, которая сварила для ребенка суп из последних продуктов и не знает, как выживать дальше. Сначала он появился в пабликах в одном городе и, разумеется, вызвал широкий отклик, потом в другом, третьем… В итоге за несколько дней один и тот же пост был опубликован на десятках ресурсов в разных регионах России, причем даже с одинаковыми ошибками. Очевидно, что здесь речь идет о четко проработанном и скоординированном вбросе.

– Какой вред приносят фейковые новости, какова их цель?

– Конечно, бывают фейки внешне вполне безобидные. Например, несколько недель назад мне за один вечер пришло несколько десятков скопированных сообщений, суть которых в следующем: некому афонскому старцу якобы явилась Богородица и сообщила, что все, кто в такое-то время на дверях своих квартир намажет крест подсолнечным маслом, не заболеют коронавирусом. С одной стороны, казалось бы, что плохого в том, чтобы намазать на двери крест? Но, с другой стороны, представьте себе ситуацию: человек выполнил этот ритуал и, будучи уверенным в своей неуязвимости, нарушает режим карантина и в конце концов подхватывает пресловутый коронавирус, от которого он считал себя застрахованным.

Другой тип фейков – распространенное с месяц назад по всем соцсетям и мессенджерам сообщение о том, что завтра в такое-то время необходимо находиться дома и закрыть окна, поскольку с самолетов или вертолетов будут распылять некое лекарство. Такие письма получили в один и тот же день жители многих российских городов. Опять же, на первый взгляд, вполне безобидный фейк. Но, если посмотреть глубже, то такая информация способствует формированию у обывателя тревожного состояния.

И наконец, фейки, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности людей. Они могут создать массовую панику, повысить градус напряжения в обществе, спровоцировать людей на необдуманные поступки. Именно за это теперь, по новому закону, принятому Госдумой и подписанному президентом, наказывают штрафами и даже лишением свободы.

– Какие примеры здесь можно привести?

– За примерами, к сожалению, далеко ходить не надо. Житель Ленинградской области недавно опубликовал у себя на странице в соцсети сообщение о том, что в его город введена бронетехника для блокировки дорог. Или в одном саратовском телеграм-канале была размещена недостоверная «новость» о том, что 44 местных врача якобы заражены коронавирусом. И люди стали паниковать вплоть до отказов от обращения за медицинской помощью.

Еще один аспект этой темы. Сейчас по всей стране одно за другим происходят заражения коронавирусом в больницах, их закрывают на карантин. И на этом фоне «раскручивается» тема, что в России состояние здравоохранения таково, что больницы стали главным рассадником опасной инфекции, некоторые пользователи соцсетей выплескивают негатив в адрес медиков, которые и без того работают сейчас в непростых условиях.

Понятно, что каждая ситуация индивидуальна и является поводом для проведения проверок. В ряде случаев, наверное, действительно можно говорить о некой халатности конкретного человека, который, будучи врачом, приезжает из отпуска из «опасной страны» и вместо обязательной самоизоляции отправляется на работу, или недостаточности принятых мер безопасности. Но не стоит забывать, что у серии этих ЧП есть вполне логичное объяснение: на сегодня медучреждения, по сути, это единственные места, где круглые сутки остается массовое скопление людей. И предотвратить в таких условиях возможность заражения в разы сложнее. Неслучайно с этой проблемой столкнулись и крупные столичные медучреждения, и маленькие провинциальные больницы.

За системными фейками на эту тему, как правило, стоят крупные игроки, цель которых – посеять у населения не только страх, но и недоверие к врачам, всей системе здравоохранения и даже к государству, которое якобы не в состоянии обеспечить своих граждан качественной медициной.

Отмечу, что по роду своей работы я постоянно мониторю иностранное медиапространство, в частности испанские СМИ. Как известно, Испания является одной из наиболее пострадавших стран от пандемии. Так вот там ситуация по своему накалу практически не отличается от российских реалий: тоже большое количество фейков о ситуации с коронавирусом, недовольство действиями властей и организацией медпомощи.

– Григорий Владимирович, существует ли взаимосвязь между фейковыми новостями и массовой скупкой гречки и туалетной бумаги?

– Скупка макарон, гречки, туалетной бумаги была вызвана паникой, когда появилась информация о всеобщем карантине, но еще не стали понятны его детали. Плюс у людей, хорошо помнящих магазинные очереди позднесоветских времен, сработал рефлекс, и они кинулись за покупками.

Но и роль фейковых новостей тут тоже есть. Сообщения о массовой скупке тех или иных товаров, написанные от имени якобы очевидцев, провоцируют у ряда людей паническую реакцию – они бегут закупаться на всякий случай. Например, некоторое время на фоне дефицита медицинских масок по соцсетям разлетелась информация о том, как с прилавок аптек сметают дешевые повседневные лекарства. И некоторые действительно побежали пополнять запасы домашних аптечек, притом что никакого ажиотажного спроса не наблюдалось и дефицита в итоге не возникло. Поэтому хочу подчеркнуть еще раз: не стоит из лучших побуждений делать репосты информации, об авторах которой вы ничего не знаете и в достоверности рассказанного не уверены.

Наталья СЕНЧУКОВА,
фото предоставлено Григорием ПРУТЦКОВЫМ