На «минном поле» страшно, а спасать людей нужно

Газета, Главная новость, Люди и события , ,

Среди участников конвоев, чьи портреты 9 Мая несут по архангельским улицам в составе колонны «Бессмертного экипажа», немало людей с удивительными судьбами.

«Бессмертный экипаж» – это не только фотографии. Нам интересны истории людей. И мы всегда радуемся, когда внуки и правнуки не просто обращаются с просьбой пронести портрет своего героя во время шествия 9 Мая, но и делятся интересными фактами их биографий», – говорят в клубе «Братство Северных конвоев».

Объединяя города и страны

Неслучайно этот проект появился именно в Архангельске. Все-таки морская душа нашего города – она особенная и передается, что называется, по наследству – от поколения к поколению. Клуб «Братство Северных конвоев», например, создали в 1996-м году непосредственные участники легендарных событий, работавшие в дальнейшем в Северном морском пароходстве. Но с годами, к сожалению, ветеранов оставалось все меньше, и организация фактически прекратила деятельность.

Несколько лет назад ее возродили потомки моряков – участников конвоев и просто горожане, увлеченные историей. Возглавил клуб заведующий музеем Арктического морского института имени капитана Воронина Сергей Терентьев.

В 2017 году в составе «Бессмертного полка» появилась первая в стране международная рота под названием «Бессмертный экипаж». Курсанты АМИ пронесли сто портретов участников Северных конвоев из стран антигитлеровской коалиции: русских, англичан, французов, канадцев… Получить согласие ветеранов-союзников помог основатель проекта «День Победы – Лондон» Евгений Касевин. В английском клубе «Русский конвой» в считанные дни опросили тех, кто еще жив, и родственников моряков. И прислали в столицу Поморья письмо за подписью председателя клуба «Русский конвой» Эрнеста Дэвиса, в котором сообщалось, что они уведомили всех, кого знали по всему миру, и идея нашла поддержку.

Появление «Бессмертного экипажа» осветили некоторые федеральные СМИ, и уже на следующий год в преддверии 9 Мая появились обращения от жителей Мурманска, Кандалакши, Орла… Они присылали фотографии своих родственников – участников конвоев, с портретами которых идут 9 Мая по улицам своего города, и просили пронести их в составе «Бессмертного экипажа».

Даже первый конвой не был чисто английским

В «Братстве Северных конвоев» тем временем придумали развитие этой истории – информационный проект «Бессмертный экипаж». Был создан сайт, на котором организаторы собирают все сведения о тех страницах истории. Принцип следующий: конвой (откуда шел, куда, что вез) – его состав (корабли охранения, транспорты и т. д., по каким маршрутами они ходили, какова их дальнейшая судьба) – экипаж. Где-то удалось разыскать и выложить полные списки моряков, где-то нет. На сайте есть призыв к потомкам: если нашли упоминание своего предка, то напишите что-нибудь о нем, загрузите снимки, воспоминания. Если фамилии в списках нет, но человек точно знает, что его родственник служил на этом судне, – есть возможность самостоятельно добавить информацию.

– Сейчас мы налаживаем сотрудничество с организацией «Проект музея Русский конвой» из Шотландии. Она находится в бухте Лох-Ю, откуда в 1942 году отправлялись в путь конвои, – рассказывает журналист Георгий Гудим-Левкович, один из авторов информационного проекта «Бессмертный экипаж». – Это виртуальный музей, который занимается важной работой – много лет создает базу данных западных участников конвоев. Для каждого человека сделана отдельная страничка, на ней размещаются воспоминания, фотографии и видео, которые сохранились у родственников в семейных архивах. В основном там уроженцы Шотландии и Великобритании, но есть и новозеландцы, американцы… Мы связались, с организаторами, пообщались, и им тоже оказалась интересна эта тема – воспоминания наших ветеранов о конвоях.

В результате в канун юбилея Победы был запущен проект «Поколение победителей» – 75 парных рассказов: об одном и том же временном периоде вспоминают зарубежный и советский участник конвоев. Истории не всегда стопроцентно точные: люди в возрасте, могут что-то забыть или перепутать, но главное – удается передать царившую в 40-е годы атмосферу войны и дружбы, сравнить, какими они видели русских и как иностранных моряков воспринимали мы…

– При глубоком изучении темы всегда находятся неожиданные вещи. Даже общеизвестные цифры: 78 конвоев, 700 с лишним судов – они «плавающие». На самом деле их больше. Были и одиночные плавания, и суда, по которым в разных источниках есть разночтения – в каких рейсах участвовали. Много интересной информации связано с кораблями охранения. Это тоже важная страница. Моряки, сопровождавшие суда с грузом и обеспечивавшие их безопасность, тоже внесли большой вклад в историю северных конвоев, – говорит Георгий
Гудим-Левкович.

В контексте полярных конвоев обычно на слуху «большая тройка» – СССР, Великобритания и США. На самом деле стран было гораздо больше – 14. На сайте размещен полный список.

– Даже самый первый конвой «Дервиш» не являлся чисто английским, в его состав входило голландское судно. Голландия была оккупирована немцами, но часть кораблей этой страны ушли в Великобританию и участвовали в войне против фашистских захватчиков, – поясняет наш собеседник. – Тоже самое и с оккупированной Норвегией: практически весь норвежский флот, почти 30 тысяч моряков, отправились в Великобританию и США, сохранили верность норвежскому правительству и активно участвовали в Северных конвоях. И даже Бельгия – обладательница совсем небольшого флота – вносила свой вклад. Ее тральщики базировались в Исландии, встречали там конвои и провожали их в СССР. Много судов ходило под панамскими флагами. Один интересный факт: на панамском судне «Эль-Капитан», погибшем в конвое PQ-17, командиром был американский гражданин норвежского происхождения, старпомом – шотландец, гражданин Великобритании. И экипаж состоял из представителей 15 национальностей, включая китайцев.

В мирное время – адвокат, на войне – герой

Среди иностранных участников конвоев, чьи портреты 9 Мая несут по архангельским улицам в составе колонны «Бессмертного экипажа», немало людей с удивительными судьбами.

Один из них – француз Андре Сержере. В июле 1942 года конвой QР-13 возвращался из Архангельска в Великобританию. И на подходе к Исландии в тумане из-за навигационной ошибки оказался на своих же английских минах. Несколько кораблей стали тонуть, в том числе советский пароход «Родина». Команды уцелевших судов растерялись – самим идти на «минное поле» страшно, а спасать людей нужно. И только французы с корвета «Розелис» под командованием лейтенанта Андре Сержере не раздумывали ни минуты. Понимая, что тоже могут подорваться и погибнуть, тем не менее пошли и спасли с тонувших кораблей 179 человек.

Англичанин Лео Градвелл тоже вошел в историю конвоев благодаря отваге в критической ситуации. До войны он работал адвокатом, а к морю имел специфическое отношение – был яхтсменом. В 1941 году Градвелл записался на флот, получил звание лейтенанта резерва и стал командиром тральщика «Айшир». Это был рыболовный траулер, мобилизованный во флот, а его команду составляли рыбаки-добровольцы. Когда после атаки фашистов в Баренцевом море погибал конвой PQ-17 и кораблям приказали «рассеяться», спасаться, Лео Градвелл на своем тральщике ушел во льды и увел за собой еще три судна с танками и самолетами. Там они несколько недель прятались от подводных лодок. Когда стало более-менее безопасно, он привел их на Новую Землю. Кстати, после войны Лео Градвелл вернулся к своей прежней профессии.

Портрет радиста британской миссии в Архангельске Томаса Макадама в прошлом году в колонне «Бессмертного полка» нес его сын Степан Панфилов.

– Мама Степана Капитолина и Томас собирались пожениться, но не получилось. Макадам в 1945 году вернулся в Великобританию и не знал, что в 1946-м у него в Архангельске родился сын. Панфилов об истории своих родителей рассказывал так: «Это был 1945 год, он не был обременен никакими узами, встретились двое молодых, полюбили друг друга, получился я и очень этому рад. В 1945 году миссия закончился, я родился в 1946-м». В конце 1990-х Степан решил разыскать отца, писал в Англию, затем ВВС (Би-би-си) о нем показали телесюжет. Дед Степана – капитан Федор Панфилов тоже был участником конвоев. Семья несет его портрет вместе с портретом Макадама. К сожалению, сам Степан умер летом прошлого года, – говорит Георгий Гудим-Левкович.

До встречи на Эльбе

История Северных конвоев как мозаика складывается не только из подвигов и самоотверженности моряков, но и летчиков.

– Есть знаменитый эпизод Второй мировой войны – встреча на Эльбе, когда недалеко от города Торгау братались советские и американские солдаты: обнимались, радовались. На самом деле первое рукопожатие союзников не на уровне дипломатов или высокопоставленных военных, а обычных солдат произошло в 1941 году в Архангельске. Военнослужащие английских ВВС прибыли вместе с «Дервишем» – на 15 самолетах, которые потом были перегнаны из Архангельска под Мурманск и обеспечивали противовоздушную оборону Мурманска и Северного флота. Вместе с русскими они на аэродроме на Кегострове собирали привезенные «Дервишем» самолеты. И был такой эпизод: на войне всякое бывает – в ящики забыли положить необходимые инструменты, торопились. Что делать? За сутки на заводе «Красная Кузница», не имея никаких чертежей, а только размеры болтов и гаек, которые предстояло закручивать, изготовили эти инструменты. Самолеты собрали на Кего и уже через два дня они стали подниматься в воздух, – рассказывает Георгий Гудим-Левкович.

…В год 75-летнего юбилея Победы колонна «Бессмертный экипаж» вновь пройдет в шествии «Бессмертного полка». В связи со сложившейся из-за пандемии коронавируса ситуацией пока не понятно, когда пройдет празднование Дня Победы, но в клубе «Братство Северных конвоев» к нему давно и серьезно готовятся. Вместе с ветеранами-североморцами и курсантами Арктического морского института пойдут юнгаши из кадетских классов архангельских школ.

Кроме того, появилась новая идея. Традиционно во главе «Бессмертного экипажа» несут два знамени – копию Знамени Победы и историческое зная клуба «Братство Северных конвоев», изготовленное в 1991 году и хранящееся сейчас в Северном морском музее. Организаторы считают правильным пронести флаги всех стран-участниц конвоев, под которыми в роковые сороковые суда выходили в студеные морские воды.

Наталья СЕНЧУКОВА,
фото предоставил Георгий Гудим-Левкович