Диспетчеры особого значения

Газета, Главная новость, Люди и события ,

За сутки оперативный дежурный ЕДДС обрабатывает около 300 звонков.

Пожар, потоп, погас свет, запахло газом, пьяный сосед устроил побоище… О том, как легко нарушается размеренный уклад жизни, многие знают не понаслышке. Любая нештатная ситуация, угрожающая жизни и здоровью людей, требует от служб экстренного реагирования быстрых и точных действий.

Единая дежурно-диспетчерская служба города Архангельска является элементом органа повседневного управления местного звена РСЧС (единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций). Работает она в составе Городского центра гражданской защиты и является центральным звеном в объединенной системе оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях (ОСОДУ). В состав ОСОДУ входят также дежурно-диспетчерские службы экстренного реагирования – «01», «02», «03», «04»; жилищно-коммунального хозяйства – их телефонные номера должны быть размещены в подъездах на информационных стендах; наблюдения и контроля за окружающей средой – Гидрометцентр, Роспотребнадзор и Северо-Европейское межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью.

Создание ЕДДС не отменяет существовавшего до ее появления порядка приема от населения сообщений о происшествиях по телефонам «01», «02», «03», «04» и другим. Вместе с тем это вышестоящий орган для всех диспетчерских служб города по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о чрезвычайных ситуациях и координатор их действий в чрезвычайных ситуациях.

Работает Единая дежурная диспетчерская служба круглосуточно и в постоянном контакте с Центром управления кризисных ситуации Главного управления МЧС России по Архангельской области, а также с Центром обработки вызовов Системы 112.

– ЕДДС города включает в себя дежурно-диспетчерский персонал, пункт управления, технические средства автоматизации управления, связи и оповещения, – рассказывает Валерий Мурашев, заместитель начальника Городского центра гражданского защиты. – В составе дежурно-диспетчерского персонала предусмотрены оперативные дежурные смены из расчета несения круглосуточного дежурства. В каждую смену включены старший оперативный дежурный и его помощник. У каждого оборудовано автоматизированное рабочее место.

Служба работает в трех режимах: повседневной деятельности, повышенной готовности (при угрозе ЧС) и чрезвычайной ситуации.

– В режиме повседневной деятельности мы круглосуточно дежурим, находясь в готовности к экстренному реагированию на угрозу или возникновение ЧС. В режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации переходим по решению руководителя органа местного самоуправления, – поясняет Валерий Валентинович.

В процессе работы поступающая информация обрабатывается и доводится нами до всех заинтересованных дежурно-диспетчерских служб. Например, за 2019 год в Центр управления кризисных ситуаций ГУ МЧС России по Архангельской области было направлено 932 информационных сообщения о происшествиях на территории города.

– Что касается статистики будней, то в сутки оперативный дежурный обрабатывает около 300 звонков. Жители города обращаются по разным вопросам. Это бытовые и коммунальные проблемы, касающиеся деятельности управляющих компаний; уборка дорог и придомовых территорий; вывоз мусора; перебои теплоснабжения, водоснабжения, электроснабжения. А еще оперативные дежурные выполняют обязанности диспетчера городской службы спасения, – говорит Татьяна Дуплихина, начальник ЕДДС.

В разговоре о буднях Татьяна Николаевна посоветовала: если коммунальная проблема возникла внутри одной только вашей квартиры (например, нет света, воды, газа) – лучше сразу обратиться в управляющую компанию, в квитках указаны ее телефоны.

– Если по вопросам ЖКХ нам звонят жильцы из домов, обслуживаемых управляющими компаниями, то мы, конечно, дадим нужные сведения. Сложнее, когда подобные проблемы возникают внутри ТСЖ, тут мы вам даже номера телефонов не подскажем, потому что информация о том, к кому обращаться, есть только у председателя данного ТСЖ и должна быть размещена на стенде в каждом подъезде. Если же проблема масштабная, всего дома, тогда подключается ЕДДС города и ресурсоснабжающая организация независимо от того, кем обслуживается здание, – говорит наша собеседница.

Бывает, что в дежурно-диспетчерскую службу звонят люди, которым одиноко и не с кем поговорить.

– Мы, конечно, не оставляем этих людей без внимания, но они занимают эфир, время, а в этот момент звонят и долго ждут нашего ответа те, кому срочно нужна помощь, – отмечает Татьяна Дуплихина. – Позвонив на телефонный номер 420-112, представьтесь, а затем без эмоций, четко и по существу расскажите о проблеме, указав точный адрес  – где и что происходит. Ваше правильно сформулированное обращение позволит быстро оценить ситуацию и немедленно приступить к устранению опасности.

Лариса КОРНЕЕВА,
фото: Иван МАЛЫГИН