На расстоянии звонка

Газета, Главная новость, Люди и события ,

17 мая отмечался Международный день Детского телефона доверия.

1 сентября 2010 года в России начал работу Детский телефон доверия (ДТД). Уникальная служба экстренной психологической помощи охватывает все регионы страны: где бы ни жил ребенок или родитель, он может получить поддержку специалиста на том конце телефонного провода. Здесь и сейчас, бесплатно и анонимно.

10 миллионов обращений

Накануне 10-летнего юбилея Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации,  провел для журналистов федеральных, региональных и муниципальных СМИ вебинар «О том, что волнует каждого». Эксперты рассказали, как менялась работа ДТД на протяжении 10-летия; какие проблемы волновали абонентов раньше и в какой помощи больше всего нуждаются семьи сегодня; поделились, как повлиял кризис и самоизоляция на характер обращений; и опровергли мифы о деятельности службы.

Открыла интернет-встречу Оксана Иванникова, руководитель департамента коммуникаций Фонда поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Она рассказала о работе ДТД в цифрах и фактах. Сегодня более 200 служб во всех субъектах РФ подключены к Всероссийскому детскому телефону доверия, 67 из них работают круглосуточно. По прогнозам, в мае этого года состоится 10-миллионный звонок, и это лучшая реклама для службы: если все эти люди доверили свои проблемы специалистам ДТД – что мешает сделать это другим.

– Это самый действенный инструмент оказания психологической помощи, особенно для тех, кто проживает в небольших населенных пунктах, и семей с небольшим доходом, потому что она доступна. В маленьких городах и селах трудно найти психолога, а здесь он на расстоянии одного звонка. Помощь бесплатная независимо от видов связи, тарифа и продолжительности разговора, – подчеркнула Оксана Вячеславовна.

В приоритете – дети и подростки

Тому, как менялся характер звонков в Архангельской области, посвятила свое выступление Ирина Бобровская, заместитель начальника отдела семейной политики управления социального развития регионального Минтруда.

В Поморье действует три линии Детского телефона доверия, одна из них круглосуточная. На протяжении 10-летнего периоды работы ДТД в нашей области состав абонентов не менялся – всегда превалировало число детей и подростков. Поначалу, в 2010-2012 годах, рассказывали о своих проблемах в основном младшие школьники, постепенно стали подтягиваться ребята более старшего возраста, и сегодня более 70 процентов от числа всех обращений – это звонки от детей и подростков. За помощью обращаются и взрослые – родители, соседи, педагоги. За 10 лет специалисты службы приняли более 53 тысяч звонков от северян.

– Если вспоминать тех абонентов, которые звонили нам в 2010-м – начале 2011 года, – я сама была консультантом, – то, например, с одним ребенком мы по телефону варили пельмени, с другим – делали уроки, пришлось вспоминать курс школьной математики, – поделилась Ирина Александровна.

Но со временем абоненты подросли и тематика обращений сменилась. Среди проблем, которые доверяют психологам-консультантам абоненты сегодня, на первом месте – сложности общения со сверстниками, на втором – проблемы детско-родительских отношений. Третье занимают вопросы о том, как преодолеть сложности переходного возраста, как решить конфликты с самим собой, и прочие переживания философского характера.

Консультанты обращают внимание, что тематика обращений во многом зависит от внешних обстоятельств и от сезонности. Во время каникул, за исключением летних, и в морозные дни, когда отменяют уроки, увеличивается количество розыгрышей. В конце четверти и в конце учебного года чаще поступают звонки, связанные с успеваемостью: ребята боятся реакции мам и пап из-за плохих оценок, переживают из-за сдачи экзаменов, у выпускников возникают разногласия с родителями по поводу выбора учебного заведения. В мае телефон доверия обрывают девчонки 15-16 лет – их волнуют вопросы симпатии, неразделенной любви. А вообще, вместе с абонентами растут и специалисты ДТД.

– В 2018 году – для нас это было неожиданностью – появились обращения от подростков с психиатрическими заболеваниями. Они звонили в период межсезонных обострений, и им очень важно было получить поддержку в период лечения, высказать свои переживания по поводу своих недугов. Нам пришлось многое перестраивать и многому учиться, чтобы работать с этой категорией абонентов, – рассказала Ирина Александровна.

Новые задачи перед специалистами ДТД поставила и виртуальная жизнь. Новшество последних лет – травля, которая разворачивается в интернет-пространстве: обращения по кибербуллингу в 2019 году составили 1,5 процента. Самые тяжелые проблемы, с которыми приходится работать представителям службы, связаны с суицидальными мыслями несовершеннолетних, но их доля невелика, порядка 0,9 процентов от общего числа.

Детский телефон доверия, несмотря на называние, востребован и взрослыми. Ирина Бобровская отметила, что, как правило, родители рассказывают психологам о проблемном поведении своих детей – агрессии, употреблении психоактивных веществ, кражах… О нежелании учиться, конфликтах в семье. При этом многие мамы и папы поднимают не только проблему взаимоотношений с детьми, но и между супругами, особенно когда находятся в ситуации развода. Звонят и те, кому просто не хватает общения, – одинокие люди, пенсионеры. Это еще раз доказывает, что ДТД – универсальная служба: поддержку может получить каждый абонент, вне зависимости от возраста и остроты вопроса.

Иногда педагоги-психологи выступают и проводниками – ориентируют тех, кто хочет получить очную консультацию. Много звонков поступает от учителей: обращаются за рекомендациями – как и в какой форме рассказать школьникам о телефоне доверия; ищут помощи, если возникают конфликты с учениками; или советуются, как выстроить общение с детьми, которые находятся в кризисной ситуации, например, переживают смерть близких, распад семьи.

Коронавирус перевел абонентов в онлайн

Ирина Бобровская также рассказала, как изменилась структура звонков в период самоизоляции. По этой проблеме за март и апрель поступило всего лишь 296 вызовов.

– У нас практически в два раза выросло количество онлайн-обращений, – отметила она. – Связано это, вероятно, с тем, что, когда все находятся дома, ребенку трудно уединиться и позвонить на телефон доверия. Поэтому мы подключили все возможные ресурсы для онлайн-консультирования – это и мессенджеры, и скайп, и электронная почта наших учреждений.

Доля переживаний северян из-за дистанционного обучения составила 3,3 процента, а по поводу распространения коронавируса – всего лишь 2,7. А вообще, абсолютно все спикеры подчеркивали, что пандемия не вызвала всплеска ни домашнего насилия, ни паники из-за страха заразиться. Есть лишь понятная усталость и раздражение друг от друга, и проблемы, которые всплыли сегодня на самоизоляции, еще более отчетливо проявили необходимость существования такой экстренной психологической службы помощи, как ДТД.

– Все пройдет, мы забудем и коронавирус, и изоляцию, а то, что остается на века: наши отношения, наши друзья, близкие, наша любовь, – это темы, которые никуда не исчезнут. Для кого-то ссора с другом и непонимание между родителем и ребенком по поводу того, в какой вуз поступать, гораздо важнее, чем самоизоляция, – подчеркнула Оксана Иванникова, руководитель департамента коммуникаций Фонда поддержки детей.

Анонимно, бесплатно, по любой проблеме

Петр Павленко, руководитель службы телефона доверия, работающей в Новосибирске на базе центра психолого-педагогической поддержки молодежи «Родник», рассказал о современных стратегиях помощи детям и взрослым. Участниками вебинара также стали Владислав Залевский, кандидат психологических наук, занимающийся обучением и подготовкой психологов-консультантов телефона доверия; Роман Серебряный, секретарь Союза журналистов России; журналистка Вера Костамо, побывавшая в одной из служб ДТД и подготовившая о ней материал, который победил на конкурсе журналистских работ «В фокусе – детство».

В ходе вебинара многие спикеры озвучили мифы о телефоне доверия и поспешили их развеять. Один из них: если ребенок обратится за помощью, об этом узнают взрослые. На самом деле служба анонимная – разговоры не записываются, номера телефонов не фиксируются, абонент может представиться вымышленным именем, рассказать о проблеме от лица друга – все сделано для того, чтобы он доверился и чувствовал себя максимально комфортно.

Другое распространенное заблуждение: только с глобальной проблемой можно позвонить на ДТД. Специалисты подчеркивают: они не разделяют звонки на серьезные и пустяковые – для психолога все переживания того, с кем он разговаривает, – важны.

– Необязательно дети и родители будут звонить на телефон доверия – дай бог, чтобы ни у кого из них не было таких проблем, которые бы они считали тупиковыми, осложняющими жизнь, – но пусть они знают, что такая возможность существует. Дабы в тот момент, когда родитель, взбешенный отказом ребенка учиться дистанционно, занесет руку для того, чтобы его ударить, он задумался: есть телефон доверия, я могу позвонить психологу, и мы найдем какой-то другой способ. Когда ребенок захочет совершить что-то плохое или столкнется с трудностями в отношениях с кем-то, пусть он тоже в этот момент вспомнит, что на самом деле нет неразрешимых ситуаций – всегда можно взять телефон, получить совет психолога и вместе с ним найти выход из сложной ситуации, – подытожила Оксана Иванникова.

Наталья ЗАХАРОВА,
фото Иван МАЛЫГИН