В трюмах – нефтеналивные танки, на борту – вертолет

Газета, Главная новость, Люди и события , ,

26 мая в полярную экспедицию ушло судно Севгидромета «Михаил Сомов».

В этом году Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Севгидромет) начало навигацию раньше обычного срока, чтобы своевременно и максимально эффективно использовать благоприятные погодные и ледовые условия арктических морей. Еще одно кардинальное отличие: вместо привычных двух экспедиций запланированы три. Первый рейс недолгий, всего 16 дней, груз будет доставлен на 15 станций.

– Ежегодно «Михаил Сомов» завозит грузы для труднодоступных метеостанций нашего Северного управления, а также Мурманского, Чукотского, Якутского управлений. Это практически весь Север, если брать крайние точки, то от поселка Разнаволок на берегу Белого моря в Карелии до острова Врангеля на Чукотке. В этом году сделаем три экспедиции вместо двух: наш стандартный первый рейс, который обычно объединял Баренцево и Карское моря, решено разбить на два. Первая экспедиция будет обрабатывать участок, освободившийся ото льда, это станции побережья и островов Белого и Баренцева морей до крайнего на востоке Варандея, – поясняет заместитель начальника Севгидромета Алексей Бараков.

По словам Алексея Александровича, подобные изменения неслучайны: раннее начало навигации позволит и завершить ее раньше в Восточно-Сибирском море и море Лаптевых, следовательно, третий, самый дальний рейс на восток не затянется в позднюю осень. Потому что, если судно опоздает и метеорологические и ледовые условия сложатся так, что забьет льдами пролив Вилькицкого, придется пользоваться услугами ледоколов, что очень дорого и крайне нежелательно.

Льдов вообще стараются избегать, хотя бы потому, что далеко не все работы по разгрузке-погрузке можно выполнять в таких условиях, вместе с тем судно теряет в скорости и растут расходы. Сами льды «Михаилу Сомову» не страшны, это судно с хорошей ледостойкостью, почти ледокол, и свои возможности кораблю не раз приходилось демонстрировать как в Арктике, так и в Антарктике.

Трудяга «Михаил Сомов» вообще уникальное судно. Он может перевозить до трех с половиной тысяч тонн грузов, причем не только сухие, но и жидкие нефтепродукты в танках. То есть это универсал – большой пароход, который справляется со множеством задач и часто используется для каких-то исключительных операций, связанных с доставкой и выгрузкой на необорудованный причалами берег. Все благодаря тому, что есть возможность базирования на борту вертолета Второго авиаотряда. Его везут с собой из Архангельска, и он используется для разгрузки. То есть порты «Михаилу Сомову» не нужны, к любой, даже самой дальней станции, он доберется, привезет все необходимое, а груз на берег с корабля доставит вертолет.

Так что у судна очень важная роль: обеспечение жизнедеятельности гидрометеостанций, а это – залог успешной работы Росгидромета в Арктике, по трассе Севморпути и в районах, где проводится освоение полезных ресурсов различными предприятиями, что приоритетно для страны. Не нужно говорить, как необходим для них точный прогноз.

– Общее количество станций, которые мы обслуживаем за сезон – 48, есть обитаемые, есть автоматические. Для обслуживания автоматов привозим и высаживаем бригады, которые проводят техобслуживание, необходимый ремонт, замену датчиков и так далее. Аналогично со станциями, где работают люди: завозятся продукты, медикаменты, спецодежда, стройматериалы, техника и оборудование, даже ГСМ и дрова, потому что они полностью автономны. Для примера: на Земле Франца-Иосифа есть остров Хейса, где работает одна из самых удаленных и труднодоступных станций – ОГМС имени Эрнста Теодоровича Кренкеля, которая ведет широкий перечень наблюдений. Мы туда заходим только раз в году, завозим снабжение, меняем штат. И таких у нас много, – рассказывает Алексей Бараков.

Полярники – особые люди, они работают и зимуют на станциях (кстати, 21 мая в России отмечался их профессиональный праздник). И это уже не как место работы воспринимается, это образ жизни, без полярного Севера они не могут. Часто живут на станциях поколениями, и на таких объектах всегда царит идеальный порядок, чувствуется хозяйский подход. Все сотрудники со специальным образованием, плюс постоянно проводится повышение квалификации, потому что современное оборудование требует знаний и опыта.

А как же, интересно, формируется «продовольственная корзина» на станции? Полярники могут делать индивидуальные заявки, если, например, кому-то очень захочется ананас, или все только по четко разработанному меню?

– Есть утвержденные нормы снабжения, разработан определенный перечень продуктов и их возможная альтернатива. Продуктовый паек формируется в зависимости от категории станций. Если она удаленная, как на острове Хейса, где поблизости нет магазинов, то там полное довольствие. Есть станции, которые находятся либо в поселках, либо рядом с ними, полярники могут купить товары в магазинах, их снабжают частично. Но в любом случае это достаточное количество продуктов. Многие полярники везут дополнительно свой груз на станции, это не только еды касается, но и быта, например, снегоходы можем доставить и другую технику, – рассказывает замначальника управления.

Как уже говорилось, первая экспедиция будет короткой, около 16 дней. Вторая займет больше месяца, порядка 33 – 35 суток в зависимости от поставленных задач, и третья, самая длинная, восточная – примерно 90 суток. В ноябре «Михаил Сомов» должен вернуться в Архангельск и встать на зимнюю стоянку.

Какая по счету эта экспедиция для судна, сейчас уже никто не скажет, разве что скрупулезно поизучать архивы. Раньше корабль работал в Антарктике, а Северному управлению передан под задачи Арктики и уже 20 лет здесь служит. Несмотря на свой почтенный возраст – 45 лет, это еще крепкая рабочая лошадка. К тому же его хорошо обслуживают и постоянно оснащают современным оборудованием – как для плавания, так и для морских и метеорологических наблюдений. И не было случая, чтобы трудяга «Сомов» подвел. Сейчас в экспедицию отправилась опытная команда в составе 38 членов экипажа и 20 человек экспедиции, бывалый капитан Виктор Гиль много лет в полярном плавании. Так что арктические штормы и льды «Михаилу Сомову» не страшны.

Стоит отметить, что все три морских судна Северного управления подчинены задачам гидрометеорологии. «Михаил Сомов» везет грузы, научно-исследовательское судно «Профессор Молчанов» отправляется в комплексные многопрофильные экспедиции с учеными на борту. «Иван Петров» тоже относится к научно-исследовательским судам, но он вмещает меньшее число членов экспедиции и, как правило, используется под специализированные морские исследования.

– Все наши суда выполняют разные задачи, но все они параллельно ведут наблюдение за гидрометеорологической обстановкой на море. На всех установлены метеостанции и океанографическое палубное оборудование, даже на «Михаиле Сомове». Гидрометцентр Северного управления получает регулярную информацию со всех точек, где находятся наши суда, и это все потом служит составлению прогнозов. А точный прогноз в Арктике необходим как воздух, – говорит Алексей Бараков.

Софья ЦАРЕВА,
фото: Андрей ПАРШИН/предоставлено Севгидрометом/ и Иван МАЛЫГИН