Добро или зло для водителей и пешеходов?

Газета, Главная новость, Городское хозяйство ,

Новые леерные ограждения устанавливают по федеральным требованиям безопасности.

Этой весной сюрпризом для архангелогородцев стали заборы, отделяющие пешеходные тротуары от проезжей части. Расположены они в основном возле перекрестков со светофорами. И мнение горожан о целесообразности их установки кардинально разделились: одни считают, что новые ограждения уродуют облик города и очень мешают ездить и парковаться, другие, наоборот, уверены, что это дело очень нужное, так как служит безопасности.

Как обычно, в любом деле всегда найдутся сторонники и противники. Вспомните, как мы дружно ругали недавние ограждения на Троицком, называя их «шампурами». Пожалуй, действительно, вреда от них в случае аварии было бы больше, чем пользы. Но и без заборов тоже нельзя – у нас такие недисциплинированные пешеходы встречаются, что так и норовят перебежать дорогу наискосок, перед самым капотом автомобиля. Типичный пример – убранный переход у «Диеты», где до сих пор находятся упертые смельчаки, которые даже через забор лезут.

Как всегда, истина посередине, а чтобы не гадать на кофейной гуще, кто инициатор «озаборивания» Архангельска и пойдет ли это на пользу горожанам, лучше всего послушать мнение профессионала.

Наш собеседник – заместитель начальника управления дорог и мостов департамента транспорта, строительства и городской инфраструктуры администрации города Антон Верещагин.

– Антон Алексеевич, поясните, почему в Архангельске появились новые ограждения, вызвавшие столько споров в соцсетях?

– Главный «виновник» этого – нормативная документация. Лееры установлены по федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения». Курирует эту программу Москва, федеральный центр, они проводят торги, заключают контракты. Мы со своей стороны должны лишь предоставить адреса, по которым будут устанавливаться ограждения.

Еще в прошлом году нам были озвучены новые требования ГОСТа. И хотя в этом году ГОСТ несколько смягчился, в частности, там, где есть газоны шириной не менее метра, ограничения теперь можно и не ставить, но наш контракт был заключен еще до внесения изменений. Мы формировали заявку на участие в программе в прошлом году, и по тем требованиям нужно ограждать каждый светофорный перекресток по 50 метров в каждую сторону. И это вне зависимости от того, есть там парковки, газоны и прочее. Мы сформировали заявку на участие, указали все адреса, контракт был разыгран еще в прошлом году, а сейчас подрядчики устанавливали ограждения в строгом соответствии с условиями техзадания. Изменить его каким-либо образом было уже невозможно.

– Это та же самая программа, по которой в прошлом году в Архангельске были оборудованы «лежачими полицейскими» и мигающими светофорами пешеходные переходы у школ?

– Да. У этой программы есть три направления деятельности. Первое: модернизация светофорных объектов, замена устаревших светофоров на современные – в прошлом году в городе было заменено семь объектов. Второе направление – это обустройство пешеходных переходов возле общеобразовательных учреждений (мигающие желтые светофоры и заборы). И третье направление программы – установка ограничивающих пешеходных ограждений на регулируемых перекрестках.

В прошлом году наш город поучаствовал во всех трех направлениях, в этом нам дали только одно, мы установили почти десять километров ограждений.

– То есть я правильно понимаю, что бюджет на это не потратил ни копейки?

– Все верно, это только за федеральные деньги.

– А если бы город не изъявил желание войти в федеральную программу и ограждать перекрестки?

– В этом случае муниципалитет вскоре получил бы представление прокуратуры. Такая практика уже была, когда нам писали представление, что дороги и тротуары не соответствуют ГОСТу по средствам организации дорожного движения, не установлены заборы около перекрестка. Также ГИБДД за это может оштрафовать администрацию города как собственника дорог тысяч так на триста за невыполнение требований ГОСТа. Нужно понять, что администрация города не по своей воле или прихоти это все «озаборивает», это выполнение требований нормативного документа по безопасности дорожного движения.

И на самом деле там, где эти ограждения стоят, снимаются очаги аварийности.

– Но, например, на центральном перекрестке Троицкий-Воскресенская пешеходы же не бегают по диагонали от зебры. К тому же там камеры…   

– Там сколько угодно было случаев, когда пешеход видит, что загорается зеленый свет и начинает выбегать на дорогу еще задолго до начала места перехода. И попадает под машину либо создает помеху движению, аварийную ситуацию. А камеры, во-первых, настроены только на автомобили, во-вторых, как потом идентифицировать человека, перебежавшего на красный свет, по видеозаписи. У пешехода госномера нет. А сейчас все будут переходить строго по зебре, никакой диагонали.

Пусть каждый для себя решает, во вред это или благо, но, судя по отзывам представителей ГИБДД, нарушителей эти ограждения сильно сдерживают.

– Антон Алексеевич, вы сказали, что ограждения устанавливали федералы. А кто будет за ними следить в процессе эксплуатации? Если машина в них въедет, кто менять будет?

– Департамент транспорта. Все ограждения передаются в наше ведение, содержание ложится на город. Это мойка, ремонт, восстановление после ДТП. Хотя за поломанные в результате дорожного происшествия ограждения будет отвечать виновник аварии, с него через суд взыскивается стоимость замены и ремонта.

Кстати, хотел бы отметить – что касается ДТП, новые лееры в этом плане абсолютно безопасны в отличие от тех, что были установлены раньше из нержавеющей стали на Троицком. Те, действительно, могли при аварии проткнуть автомобиль как шампуром. А нынешние – модульные, при аварии они просто сомнутся, сложатся.

К тому же хочу сказать, что ограждений стало меньше: мы установили десять километров, а демонтировали 16. То есть на шесть километров убавилось: убрали старые ржавые ограждения на Воскресенской, Советской, облик города они не украшали, были затратны в содержании. Стоимость покраски одного метра равнялась стоимости установки нового. Поэтому дешевле нынешние цинковые, которые достаточно только помыть. К тому же они универсальные, модули легко менять, они устанавливаются теперь на всех федеральных трассах, во многих городах.

– Вы говорите про другие города. Но на Невском проспекте в Петербурге ведь ни одного подобного забора не поставили.

– Не могу отвечать за город федерального значения, возможно, там принимается в расчет исторический архитектурный облик центра города. Хотя другие магистрали, тот же Лиговский, например,  «озаборены». Посмотрите у соседей: Вологда и другие города, попавшие в федеральную программу, – по России устанавливается 800 километров этих ограждений. Что касается Архангельска, нам законодатель не дает никаких поблажек: есть требования ГОСТа, которые мы должны исполнять.

Софья ЦАРЕВА,
фото: Иван МАЛЫГИН