Зритель проголосовал за Офелию и Гамлета

Газета, Главная новость, Культура , ,

В Архангельском театре драмы подвели итоги 87-го театрального сезона.

Обычно закрытие театральных сезонов в архдраме проходит торжественно – с показом спектакля и полным залом зрителей. На этот раз пришлось изменить традиции – новая реальность вынудила поставить финальную точку посредством интернет-трансляции. Виртуальную встречу с публикой провели директор Архангельского драматического Сергей Самодов и главный режиссер Андрей Тимошенко.

Однако наполнение вечера осталось неизменным – чествовали актеров, вспоминали самые знаменательные события. В 87-м сезоне театр выпустил семь премьер. Так, открывали сезон бессмертным шекспировским «Гамлетом», спектакль вызвал множество полярных мнений, но однозначно не остался незамеченным. После трагедии о датском принце Андрей Тимошенко представил комедию «Баба Шанель» по пьесе Николая Коляды – комичную и одновременно грустную по своей сути историю о человеческом одиночестве, мечтах о счастье и любви.

В ноябре режиссер Михаил Кузьмин показал на сцене Архангельского драматического спектакль по сказке Бориса Шергина «Волшебное кольцо». Актерами стали «особенные» ребята: эта работа – совместный проект театра и благотворительной организации «Время добра». Ну а новогодние праздники в архдраме отметили двумя детскими сказками – «Огниво» от режиссера Андрея Тимошенко и «Доктор Айболит» от Алексея Ермилышева.

В год 100-летнего юбилея Федора Абрамова театр выдал сразу две постановки по произведениям северного автора – «Сарафан» (режиссер Мария Критская) и «Пряслины. Две зимы и три лета» (режиссер Владимир Хрущев). Причем последнюю актерам пришлось играть в новых обстоятельствах: 21 марта, в день премьеры, в регионе уже действовал запрет на массовые мероприятия, но событие переносить не стали – запустили онлайн-показ, и актеры вышли на сцену перед пустым залом. Вместе с тем два дня трансляций набрали порядка 70 тысяч просмотров – зритель увидел и услышал Абрамова.

Помимо премьер сезона, Сергей Самодов и Андрей Тимошенко вспомнили и гастрольные поездки архдрамы, и визиты российских театров в Архангельск.  Ну а самым торжественным моментом мероприятия, хоть и прозвучавшим сквозь виртуальное пространство, стало оглашение итогов зрительского голосования. По традиции народную любовь подтверждали в нескольких номинациях.

В номинации «Лучший ансамбль» победителями стали Нина Няникова, Мария Беднарчик и Анна Патокина, исполнившие роли Собак в спектакле «Огниво». Лучшим дуэтом публика признала Александра Субботина и Константина Мокрова, которые сыграли Розенкранц и Гильденстерн в спектакле «Гамлет». Лучшим художественным решением назван спектакль «Гамлет» (сценограф – Андрей Тимошенко, художник по костюмам – Ирина Титоренко).

Звание «Лучшая мужская роль второго плана» досталось Ивану Братушеву, перевоплотившемуся в Короля в спектакле «Огниво». Эта же постановка и образ Ведьмы принесли победу Марии Павловой в номинации «Лучшая женская роль второго плана».

«Лучшая женская роль» – у Татьяны Сердотецкой за Офелию в спектакле «Гамлет». «Лучшая мужская» – у Ивана Братушева за самого принца датского.

Лучшим спектаклем на камерной сцене назван «Волшебное кольцо». На основной сцене – «Гамлет».

Кстати, актеры тоже вышли в онлайн, поэтому достижения своих коллег снабжал аплодисментами. В зрительском голосовании участвовали все премьеры 87-го театрального сезона, кроме спектакля «Пряслины. Две зимы и три лета», поскольку публика не видела постановку вживую, – спектакль вой-дет в перечень номинаций в конце следующего сезона. Но экспертный совет театра все же определил награды за «Пряслин», и не только.

Так, за лучшую мужскую роль отметили Дмитрия Белякова, сыгравшего Михаила Пряслина. Тамара Волкова воплотила на сцене образ Марьи Нетёсовой и стала победительницей в номинации «Яркая роль третьего плана». Открытием сезона признали Софью Сыроватскую, специалиста по поморской говоре, за роль Рассказчицы в спектакле, – именно ее монологи наполнили сценическое пространство неповторимым дыханием Пинеги.

В этой же номинации наградили Анну Рысенко за роль Принцессы в спектакле «Огниво», Лизы Пряслиной в спектакле «Пряслины. Две зимы и три лета», Скарапеи в «Волшебном кольце».

В номинации «Шаг вперед» лучшим стал Михаил Андреев за роль Сергея в «Пряслинах» и Сергея в комедии «Баба Шанель». В этой же номинации отмечен Юрий Прошин за роль Айболита в спектакле «Доктор Айболит».

Роль Раи Клевакиной в «Пряслинах» принесла Нине Няниковой звание «Яркая роль третьего плана». За «Яркий художественный образ» наградили заслуженную артистку РФ Елену Смородинову за роль Анфисы Петровны Мининой в спектакле «Пряслины. Две зимы и три лета» и Розы Николаевны в спектакле «Баба Шанель».

Подведя итоги, Андрей Тимошенко объявил 87-й театральный сезон закрытым. А в качестве постскриптума посетовал на то, что онлайн-формат, в рамках которого театр вынужден работать уже почти два месяца, лишил актеров и режиссеров самого важного.

– Общение – это главное в театре. И, несмотря на то что мы сейчас работаем активно, взаимодействуем по скайпу, видеочатам, нам не хватает общения и со зрителем, и друг с другом. Главное, что мы осознали в этот период: самое ценное – это наши взаимоотношения, это шутки, которые травит Дима Беляков на репетициях вместе с Мишей Кузьминым и Ниной Няниковой, и я очень соскучился по этим живым человеческим проявлениям, – признался Андрей Николаевич.

Сергей Самодов добавил, что виртуальная реальность подсказала, в каком направлении может развиваться современный театр.

– Это не означает, что мы лишимся живого диалога со зрителем – нет. Когда артисты взаимодействуют с публикой, – только такое дыхание может называться в чистом виде театром. Но, оказывается, есть большое количество интернет-инструментов, и так или иначе виртуальная реальность может дополнять нашу работу, чтобы можно было сказать, что в театр ходит не четыре-девять процентов населения, а двадцать, сорок, пятьдесят. Чтобы как можно больше людей понимали, что театр – это то место, которое развивает общество, учит взаимодействовать, общаться, помогает понимать для себя что-то очень важное, о чем в обыденной жизни и не подумали бы, – сказал Сергей Александрович.

В архдраме уже готовятся к новому театральному сезону – он откроется 25 сентября премьерой спектакля «Собака на сене» по пьесе Лопе де Вега режиссера Ренаты Сотириади.

Наталья ЗАХАРОВА,
фото предоставлено Архангельским театром драмы им. М.В. Ломоносова