Ваше заявление обязаны принять

Газета, Главная новость, Люди и события ,

В каких случаях нужно обращаться в полицию и что делать, если вам отказали.

Человек, ставший жертвой противоправных действий, зачастую находится в стрессовой ситуации. Быстро сориентироваться сложно, особенно если четко не осознаешь, куда и каким образом можно сообщить о совершенном преступлении или правонарушении.

О способах подачи заявлений в органы внутренних дел и о том, к кому обращаться, если вам необоснованно отказали в регистрации заявления или вы считаете, что принятое по нему решение незаконно, мы поговорим с заместителем начальника УМВД России по Архангельской области – начальником полиции Станиславом Бауманом.

– Станислав Сергеевич, давайте поясним горожанам: в каких случаях и как можно обратиться в органы внутренних дел?

– Каждый человек вправе обратиться в полицию, если он считает, что в отношении него совершены противоправные действия или он стал очевидцем преступления, административного правонарушения или происшествия. Сообщения принимаются круглосуточно и незамедлительно регистрируются в дежурных частях. Способов несколько. Во-первых, знакомый всем с детства телефон «02». По нему ответят сотрудники дежурной части. Нужно понимать, что этот номер набирается со стационарного телефона. С сотового он немного другой в зависимости от оператора – 102, 020 или 002. Желательно узнать этот номер и внести его в список контактов – при необходимости это сэкономит время, что очень важно. Можно позвонить по единому телефону 112, обращение будет принято и перенаправлено в компетентные органы в зависимости от его содержания.

С заявлением можно обратиться лично в любое подразделение органов внутренних дел, желательно – по месту совершения противоправного деяния. Вы можете направить его почтой.

Существует и возможность дистанционного обращения через единый портал госуслуг или официальный интернет-сайт регионального УМВД 29.mvd.ru. Здесь во вкладке «Для граждан – Прием обращений» необходимо ознакомиться со справочной информацией и заполнить специальную форму, в которой указать свои контактные данные и изложить суть обращения. При необходимости можно прикрепить отсканированные документы, имеющие значение в ходе дальнейшей проверки. При этом нужно четко понимать, что анонимные обращения останутся без ответа. Это касается и сообщений, в которых содержатся нецензурные или оскорбительные выражения.

– Человеку, не имеющему профильного образования, сложно квалифицировать какие-либо действия и точно определить, носят ли они противоправный характер. Что делать в таком случае?

– Для этого и существуют правоохранительные органы. Если человек считает, что его права нарушены, в отношении него совершены противоправные действия – он обращается в полицию. Отказать в приеме заявления сотрудники не имеют права. А разобраться с квалификацией – это задача профильных подразделений. За пять месяцев этого года в органы внутренних дел области поступило свыше 126 тысяч сообщений о преступлениях, административных правонарушениях, происшествиях. Это почти на пять процентов больше, чем за такой же период 2019 года. И уверяю, что каждое сообщение рассмотрено, по всем проведен комплекс необходимых мероприятий и принято решение в соответствии с законодательством.

– Как горожане могут отслеживать процесс проведения проверки по их заявлению?

– При личном обращении гражданина в дежурную часть ему выдается талон-уведомление о принятом сообщении, где указан регистрационный номер. Заявитель должен расписаться за получение талона, указав время и дату. Отказ сотрудника полиции от выдачи данного документа – серьезное нарушение.

Согласно закону, в течение трех дней по результатам рассмотрения заявления о преступлении должно быть принято решение. В зависимости от необходимого объема проверочных мероприятий этот срок может быть продлен до 10 или 30 дней.

Информация о решении по сообщению о происшествии в течение 24 часов с момента его принятия направляется заявителю. Если по истечении указанного срока вас не известили о принятом решении, поинтересуйтесь судьбой заявления. Сделать это можно, например, позвонив в дежурную часть органа внутренних дел, куда было подано заявление, или обратиться туда лично.

– Куда человек может обратиться, если он считает, что ему необоснованно отказали в приеме заявления?

– Отказ в приеме заявления гражданина – грубейшее нарушение. В таком случае заявителю необходимо незамедлительно обратиться в вышестоящий орган внутренних дел или прокуратуру. Номера телефонов, контактная информация представлена на стендах в вестибюле каждого отдела органов внутренних дел. В региональном УМВД круглосуточно работает телефон доверия – 216-555, по которому также можно сообщить о нарушениях при приеме заявлений и сообщений граждан. Рассмотрение поступивших жалоб на действия или бездействие сотрудников полиции имеет приоритетное значение. Мы несем службу, защищая интересы граждан, и ни при каких обстоятельствах не имеем права их нарушать.

– Со стороны органов внутренних дел проводится работа по выявлению фактов нарушения прав граждан при приеме и регистрации заявлений?

– Безусловно, такая работа по выявлению и профилактике нарушений, допускаемых сотрудниками при приеме заявлений и сообщений о преступлениях, проводится на постоянной основе. Осуществление данной функции возложено на штабные подразделения, в частности на отделение по контролю за учетно-регистрационной дисциплиной.

За пять месяцев этого года проведено 138 проверок учетно-регистрационной и статистической работы, из них 40 – органами прокуратуры. По выявленным фактам нарушений проводятся служебные проверки, виновные сотрудники привлекаются к строгой дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения.

– Были ли такие случаи выявлены в нашем регионе?

– К сожалению, такие факты имели место, но они единичны. Стоит отметить, что подавляющее большинство жалоб на неправомерные действия сотрудников полиции, в том числе при регистрации и принятии решений по обращениям граждан, не находят подтверждения. Так, за пять месяцев этого года из 610 обращений факты нарушений подтвердились только в 21 случае. Это чуть больше трех процентов.

Еще раз хочу подчеркнуть, что мы делаем все возможное, чтобы исключить случаи нарушения учетно-регистрационной дисциплины, потому что самое важное для нас – это доверие граждан и их положительная оценка нашей работы.

Вера ИВАНОВА, пресс-служба УМВД России по Архангельской области,
фото: пресс-служба УМВД России по Архангельской области