Помочь ребенку понять себя

Газета, Главная новость, Люди и события

С сентября 2012 года в городской администрации работает детский омбудсмен.

Советник главы Архангельска по вопросам защиты прав ребенка Елена Ильина – о становлении и развитии института городского детского уполномоченного, о проблемах, которые они помогают решить в семье.

Объединяя усилия

– Елена Борисовна, с чего начиналась работа советника по правам ребенка на городском уровне?

– С 25 сентября 2012 года в администрации Архангельска была открыта приемная по вопросам защиты прав ребенка, где проводится прием граждан, консультирование по телефону, принимаются письменные обращения, в том числе и по электронной почте: upr@arhciti.ru. Ежегодно обращаются более трехсот заявителей.

А с 25 февраля 2013 года я работаю в статусе советника по вопросам защиты прав ребенка, не подменяя при этом органы местного самоуправления, а действуя в тесном контакте с ними. Деятельность начиналась с выстраивания взаимодействия с органами власти по решению актуальных детских и семейных проблем, нарабатывались практики оперативной помощи по конкретным обращениям граждан, правовой помощи населению. А в связи с тем, что с 2017 года президентом  России объявлено Десятилетие детства, в план городских мероприятий включено развитие муниципальной службы по защите прав ребенка.

– Как налажено сотрудничество с областным детским омбудсменом?

– Под патронатом уполномоченного при губернаторе Архангельской области по правам ребенка Ольги Леонидовны Смирновой в городе выстроена система взаимодействия по защите детства. Это проведение совместных приемов граждан, консилиумов, выездов в семьи и детские учреждения, дней правовой помощи и просветительских мероприятий. Так, в феврале 2019 года в рамках Всероссийской акции «Безопасность детства» нами совместно с представителями МЧС было проверено 29 объектов детского отдыха в Архангельске, устранено четыре  замечания, установлены ограждения на спортивных площадках. Вместе с сотрудниками комиссии по делам несовершеннолетних и администрациями округов были осмотрены детские площадки. По итогам рейдов ограждено травмоопасное оборудование в местах зимнего отдыха детей, устранены обледенения горок, опасные спуски с них.

– С кем вы еще сотрудничаете?

– Налажено тесное взаимодействие с комиссиями по делам несовершеннолетних, управлением по вопросам семьи, опеки и попечительства, департаментом образования, управлениями культуры и молодежной политики, по физической культуре и спорту, муниципально-правовым департаментом, пресс-службой администрации города, социальными учреждениями, общественными организациями. Для оказания незамедительной помощи ребенку и семье ведется ежедневный анализ оперативных сводок УМВД. Часто практикуются выезды в детские учреждения. По наиболее сложным случаям, касающимся конкретного ребенка, проводятся межведомственные консилиумы с участием различных специалистов.

В интересах детей реализуем совместные акции и мероприятия с городской детской организацией «Юность Архангельска», школьными службами примирения, школьными уполномоченными по правам детей.

Например, в ноябре прошлого года в рамках городского форума старшеклассников «Кто, если не я?» совместно с областным детским уполномоченным, департаментом образования, центром «Радуга», школой № 51 проведена тематическая площадка «Команда защиты прав детства». Свой опыт работы по защите детства представил уполномоченный  43-й школы, где успешно реализуется проект «Мир, открытый для всех» с участием волонтеров 11-го класса.

– Кто такие школьные уполномоченные и чем они занимаются?

– Это сотрудники из числа социальных педагогов, учителей-предметников, педагогов-психологов, они работают в большинстве школ на общественных началах. В целом их деятельность интегрирована в воспитательную и профилактическую работу. В течение года уполномоченными организованы Недели правовых знаний, мероприятия, посвященные Всемирному дню ребенка, в рамках Всемирной акции «16 дней против насилия». Работа уполномоченных в школах способствует не только защите прав несовершеннолетних, но и улучшению психологического климата в учреждениях в целом, уменьшению числа правонарушений среди подростков, повышению правовой осведомленнности.

Департаментом образования обеспечено комплексное информационно-методическое сопровождение их деятельности в рамках городского консультпункта в Центре «Леда», на сайте которого создана рубрика для школьных уполномоченных с размещением нормативно-правовых и методических материалов по правам ребенка.

В тесном  взаимодействии с ними проводятся индивидуальные и групповые консультации, семинары, круглые столы.

Услышать друг друга через посредника

– С какими проблемами чаще всего к вам обращаются?

– Из 442 обращений за прошлый год большинство (77 процентов) составили вопросы внутрисемейных взаимоотношений. На втором месте – образование детей, на третьем – жилищные проблемы, далее – вопросы социальной сферы и имущественных прав. Среди приоритетов деятельности – защита прав ребенка, если родители ненадлежащим образом исполняют свои обязанности, а также в спорах между бывшими супругами и другими родственниками по вопросам проживания, воспитания и общения с детьми, установления или отмены опеки, лишения и восстановления в родительских правах.

Большую долю обращений составляют жалобы, вызванные спорами относительно методов воспитания ребенка, определения места жительства детей после развода родителей, порядка общения ребенка с отдельно проживающим родителем и ближайшими родственниками.

По обращениям граждан в 2019 году проведено 228 правовых консультаций, посещались детские учреждения и организации, организовывалась психологическая поддержка или социальная помощь с привлечением профессиональных психологов и других специалистов, разрешались конфликтные ситуации. 47-ми заявителям оказана помощь в налаживании внутрисемейных отношений. По трем случаям обращений родителей совместно с органами опеки и попечительства решен вопрос о возвращении детей в семью из социальных учреждений.

– Как чаще к вам обращаются горожане – лично или по телефону?

– В 2019 году большинство обращений было направлено по электронной почте (60 процентов), 25 процентов обращений принято по телефону, 13 процентов заявителей обратились на прием лично.

– А бывает такое, что к вам приходят сами дети?

– Чаще всего обращаются родители, в основном мамы. Реже – папы,  дедушки, опекуны, соседи. Случается, что дети нуждаются в совете в ситуации развода родителей, конфликтов общения с братьями и сестрами, но в большинстве случаев они приходят вместе с родителями для решения конфликтных вопросов в семье и школе.

– Елена Борисовна, а ваше мнение о роли школьных психологов. Как разрешаются конфликты детей с педагогами и другими учениками?

– В системе образования города имеется достаточный потенциал для эффективного разрешения конфликтных ситуаций, в том числе с участием медиаторов школьных и территориальных служб примирения, старшеклассников – волонтеров школьных служб примирения, специалистов центра «Леда». Профессиональный подход помогает конфликтующим сторонам с помощью посредника услышать и понять друг друга и начать конструктивный диалог, забыв свои личные обиды.

Школьный психолог может помочь ребенку лучше понять себя и других, свои способности и перспективы, наметить свой жизненный путь и профессиональную карьеру, справиться с комплексами и проблемами. Но только во взаимодействии с родителями, социальными педагогами, классными руководителями можно обеспечить успешность каждого ребенка.

Ксения ДАШЕВСКАЯ,
фото: пресс-служба администрации города