Каждый урок – дуэт науки и творчества

Газета, Главная новость, Люди и события , ,

Ольга Красильникова, учитель физики гимназии № 3, стала обладательницей высшей награды конкурса на присуждение премий лучшим педагогам.

Ежегодно региональное министерство образования и науки проводит конкурс на присуждение премий лучшим учителям, воспитателям, педагогам дополнительного образования, тренерам-преподавателям за достижения в педагогической деятельности.

В числе обладателей высшей награды (федеральной выплаты) – Ольга Красильникова, учитель физики гимназии № 3 им. К. П. Гемп города Архангельска. Победительница рассказала нам о секретах своего мастерства, принципах работы с молодежью и том, как на ее уроках уживаются наука и творчество.

Семейная династия

Интеллигент в третьем поколении, коренная архангелогородка, потомственный педагог – все это про нашу собеседницу. Бабушка и дедушка, мама и папа Ольги Игоревны работали учителями физики, поэтому любовь к этой профессии была, что называется в крови. Так что вопрос о выборе дела жизни никогда не стоял: после школы Ольга Красильникова поступила в архангельский пединститут, окончив его, по распределению уехала в поселок Пертоминск на берегу Белого моря – преподавала физику в местной школе, а потом вернулась на малую родину.

Сегодняшний стаж педагога – 38 лет, большая часть пути связана с 3-й гимназией. Учебное заведение еще в начале 90-х отличалось новаторскими подходами к образовательному процессу, сильными профильными классами, это и притягивало прогрессивных учителей, поэтому Ольга Игоревна органично влилась в коллектив.

Как отмечает наша героиня, физики – люди прагматичные, но на ее занятиях всегда царит творческая атмосфера. Ребята много работают в группах, проводят опыты, защищают проекты. Для Ольги Игоревны важно, чтобы дома к процессу были подключены и родители, поскольку совместное дело – лучшее средство для сплочения семьи. А вообще, главная задача педагога – не только дать знания, а воспитать качества, которые помогут быть успешными в дальнейшей учебе, уверенно идти по жизни. Ребята, даже троечники, при таком подходе учатся работать в системе и быть самодостаточными.

– Я стараюсь побудить детей придумывать интересные решения, выходы из той или иной ситуации. Вы знаете, у нас на Руси всегда ценилась смекалка, и мне хочется именно это качество воспитать, – подчеркивает педагог. – Мы видим какую-то проблему и учимся решать ее простыми способами, средствами, которые есть под рукой. Ну и надо показать результат и нести ответственность за него. Я называю это инженерным мышлением. Широкое мировоззрение и особый тип мышления, которые формирует физмат, будут помогать ребятам в будущем, неважно, какую профессию они выберут для себя – физика, повара или журналиста.

Сложная наука – на простых примерах

Любую теорию Ольга Игоревна старается подкреплять опытами. Даже такое явление, как диффузия, можно объяснить на примере чайных пакетиков и двух стаканов – с холодной и горячей водой. Во втором процесс окрашивания быстрее – школьники делают выводы, что диффузия зависит от температуры. Заодно начинают обработку результатов: педагог предлагает измерить, с какой скоростью идет процесс, построить график… Из более сложных экспериментов – исследование мыльных пузырей. На примере того, как они окрашиваются, 11-классники изучают тему интерференции света.

Конечно, приходится ребятам и формулы зубрить – без этого просто не сдать экзамен, и самостоятельно изучать многие темы, которые вынесены за скобки учебного курса. Без контрольных, проверочных тоже никуда. Большое внимание в изучении предмета уделяется групповой работе над проектами. За это Ольга Игоревна придумала даже особый порядок поощрений. Есть и нестандартная система оценок, основанная на процентах.

– Обязательно должен быть пряник. Пятерки могут получить все за коллективную работу, мне не жалко. Но кто-то ведь все равно сделал лучше, поэтому у нас есть призовой фонд – сто процентов. За первое место мы отдаем 50 процентов, за второе – 30, за третье – 20. Это на команду, если делал один – все 50 тебе, если впятером – по десять каждому. А потом все эти проценты можно использовать, чтобы получить оценку выше по другим работам. Например, если написал диктант по формулам, а до четверки не хватило пары правильных ответов, – объясняет наша собеседница. – То есть у ребят есть банк имени меня, в долг мы не даем, кредит тоже. Это игра, но она и вызывает спортивный интерес. Бывало, ученики набирали за год и сто процентов, но не тратили, потому что и так были успешны.

По словам Ольги Красильниковой, хоть законы физики и нельзя изменить, люди, передающие знания о науке школьникам, обязательно должны меняться – поспевать за вызовами времени, быть гибкими, чтобы находить ключики к разным детям и родителям, и постоянно учиться.

– Если ты на каком-то этапе остановишься – все, считай, старость пришла, – уверена педагог, которая в этом году отметила 60-летний юбилей. – Ну а идти вперед помогает именно общение с детьми. Потому что, когда видишь перед собой молодые лица, думаешь, что ты тоже молодой. Ты отдаешь свою энергию, но и получаешь взамен. Если вы заметили, есть такая категория учителей, которые вне возраста, – это благодаря позитивной энергии, которой подпитываешься от ребят.

Пение – это для души

Кстати, физика и лирика хорошо уживаются не только на уроках. Ольга Игоревна и увлечение выбрала для себя творческое – уже более 30 лет она поет в Архангельской любительской хоровой капелле. Коллектив исполняет академические произведения, в основном без инструментального сопровождения. Такой музыки, по словам нашей героини, сейчас нигде не услышишь – исконно русское пение, вечная классика сегодня редкость.

К слову, из этого хобби вырос целый проект. Ольга Красильникова состоит в архангельском клубе «Серебряный компас» – в него входят педагоги, участвовавшие в конкурсе «Учитель года», все – очень творческие, активные. Ольге Игоревне пришла в голову мысль объединить этих энтузиастов с артистами из городской капеллы, и она разработала программу, которая включает и образовательную, и творческую составляющую. Так родился проект «Направление-29»: его участники выезжают в города и районы области. Учителя проводят в местных школах открытые уроки, занятия по профориентации для ребят, встречи-дискуссии с родителями, конференции, семинары и многое другое – так коллеги обмениваются опытом, ну а кульминацией любой встречи служит выступление музыкантов. Благодаря этой инициативе гимназия
№ 3 даже получила статус региональной инновационной площадки.

Педагогические десанты побывали в Архангельском многопрофильном реабилитационном центре для детей, школах Северодвинска и Новодвинска, Няндомы, Холмогорского района, принимали у себя учителей из Плесецкого. Правда, пока из-за пандемии эту работу пришлось приостановить, но Ольга Игоревна уже готовит планы на предстоящий период.

– Это называется информальное образование. Есть формальное образование – когда в школе мы получаем аттестат, неформальное – когда, например, занимаемся у репетитора, в художественной школе, то есть осваиваем внеучебную программу. И информальное – образование длиною в жизнь, когда мы учимся не переставая, – объясняет наша собеседница. – Этим проектом я сейчас живу, и, мне кажется, во многом благодаря ему мне удалось одержать победу в конкурсе. «Направление-29» – это профилактика профессионального выгорания. Когда каждый день делаешь одно и то же, теряются силы, истощаются эмоциональные ресурсы, а здесь мы и хоровое искусство пропагандируем, и педагогам даем возможность выступить, себя проявить. И каждый раз новые ситуации, новые люди, все они интересные, со своими подходами к образованию, задумками…  Я очень люблю физику, но это не вся жизнь. Обязательно должны быть другие увлечения, иначе человек становится неинтересен.

Наталья ЗАХАРОВА,
фото: Иван МАЛЫГИН