Купил велосипед – изучи ПДД

Газета, Главная новость, Люди и события , ,

О правах и обязанностях водителей двухколесных авто – начальник ГИБДД УМВД России по городу Архангельску Павел Воробьев.

С приходом лета сводку ДТП традиционно начинают пополнять происшествия с участием велосипедистов. Обладатели двухколесных средств, выезжая на проезжую часть, теряют бдительность, забывают о своих обязанностях перед другими водителями и пешеходами.

Усугубляет положение и то, что многие автовладельцы воспринимают райдеров больше как помеху, чем как полноправных участников дорожного движения. Как итог – авария. О том, как велосипедист должен вести себя на дороге, какие правила соблюдать, мы поговорили с начальником городской ГИБДД Павлом Воробьевым.

– Павел Александрович, чаще всего велосипедисты рассекают по тротуарам. Где имеют право ездить обладатели двухколесных средств?

– По тротуарам велосипедисту разрешается двигаться лишь в некоторых случаях. В Правилах дорожного движения есть раздел 24 – «Дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных». В нем оговорены права и обязанности велосипедистов. Так, любители двухколесных средств в возрасте старше 14 лет должны двигаться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе, предназначенной для велосипедистов. Или по правому краю проезжей части. А по тротуарам лишь в следующих случаях: если отсутствуют велосипедная дорожка, полоса для велосипедистов либо нет возможности двигаться по ним, а также по краю проезжей части или по обочине. О чем это сказано? Если на проезжей части припаркованы транспортные средства и это лишает возможности двигаться по дороге, тогда велосипедист может ехать по тротуару. Но придерживаться такой манеры езды и скорости, чтобы не создавать помеху для пешеходов.

– Что правила запрещают велосипедисту?

– Согласно пункту 24.3, водителям велосипедов и мопедов запрещается: ездить, не держась хотя бы одной рукой за руль, перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до семи лет на дополнительном сидении. То есть детей можно возить, только если велосипед имеет специально оборудованное кресло. Также нельзя двигаться с грузом, который выступает более чем на полметра по длине и ширине за габариты, или грузом, мешающим управлению. Ехать по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки, поворачивать налево либо разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы в данном направлении. Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации велосипедом или мопедом.

– Обязательна ли какая-то амуниция для водителя велосипеда? И должен ли двухколесный транспорт быть оснащен сигнальными огнями?

– Амуниция носит рекомендательный характер. Но вообще, поскольку интенсивность движения на дорогах Архангельска достаточно высока и с каждым годом она значительно растет, для безопасности велосипедистам лучше использовать мотошлемы, налокотники, наколенники. От ДТП никто не застрахован, поэтому средствами защиты пренебрегать не стоит.

Что касается сигнальных огней. Велосипед должен иметь исправный тормоз, руль и звуковой сигнал, быть оборудован спереди световозвращателями либо фонарем или фарой белого цвета для движения в темное время суток и в условиях недостаточной видимости. А сзади – световозвращателями или фонарем красного цвета. С каждой боковой стороны – световозвращателями оранжевого или красного цвета. Это необходимо, чтобы обозначиться на проезжей части, особенно в темное время суток. Если что-то отсутствует в этом «перечне», значит, имеется состав правонарушения, водителю могут вынести штраф. Конечно, на практике сотрудники ГИБДД обычно ограничиваются предупреждением, разъяснительными мерами. Но если человек – злостный нарушитель, то, скорее всего, ему назначат денежное наказание.

Вообще, за нарушение Правил дорожного движения в отношении велосипедистов предусмотрена административная ответственность по части 2 и части 3 статьи 12.29 КоАП РФ. Ответственность – от 800 до полутора тысяч рублей.

– Нужно ли велосипедисту показывать сигналы поворота?

– Требование использовать сигналы – указатели поворота распространяется на всех участников дорожного движения. Все это прописано в пункте 8.1 ПДД. Сказано, что перед началом движения, перед перестроением, поворотом, разворотом, остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота, если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении маневра не должна создаваться опасность, а также помехи другим участникам дорожного движения.

Сигналу левого поворота, разворота соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигналу правого поворота – вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигнал торможения – поднятая вверх левая или правая рука. Подача сигнала должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться после его завершения.

– Должен ли велосипедист уступать дорогу пешеходам?

– Велосипед – это транспортное средство, и управляющий им человек обязан уступать дорогу пешеходам. На него распространяются все требования, что и на водителя автомобиля. Если он движется по проезжей части, значит, должен ориентироваться на сигналы светофоров, разметку. И если при повороте направо-налево пешеход пользуется преимуществом, то и велосипедист должен уступать ему дорогу. Если пешеход двигается по тротуару, то он также имеет приоритет перед велосипедистом.

– Должен ли велосипедист спешиваться, чтобы перейти дорогу? И касается ли это «водителей» самоката?

– Велосипедист при подъезде к пешеходному переходу должен спешиться и перейти дорогу, ведя велосипед рядом. В отношении самокатчиков это лишь рекомендация. Но могу сказать, что сейчас вносятся поправки в ПДД, в которых как раз-таки пропишут дополнительные требования к самокатам, в том числе с электроприводом, а также роликам и скейтбордам.

– Возьмем ситуацию: велосипедист врезался в автомобиль и, например, оставил на нем вмятину, повредил фару. Чаще всего двухколесные средства не застрахованы. В таком случае может ли водитель машины рассчитывать на компенсацию ущерба? Что делать в такой ситуации?

– По правилам ДТП – это событие, возникающие в процессе движения по дороге транспортного средства с его участием, при котором погибли либо ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. То есть в этой ситуации определение ДТП выдерживается. Дальнейшее развитие событий уже по усмотрению водителей: если материальный ущерб оценивается не больше чем в сто тысяч рублей, то они могут самостоятельно зарегистрировать происшествие по европротоколу и разойтись или вызвать наряд дорожно-патрульной службы, который зафиксирует ДТП, установит состав правонарушения либо за водителем, либо за велосипедистом. И, как показывает практика, с виновника аварии взыскивается сумма ущерба.

Велосипедист не обязан иметь полис ОСАГО, в отличие от водителя автомобиля. Соответственно, если виноват в ДТП велосипедист, то второй участник дорожного происшествия может обратиться с исковыми требованиями по возмещению материального ущерба и уже через суд взыскать деньги.

– Какова статистика дорожных происшествий с участием велосипедистов? Какие ошибки в основном они допускают?

– С начала лета с участием велосипедистов произошло девять ДТП. Какие, как правило, нарушения они допускают? Пересекают пешеходный переход, не спешившись. Поворачивают, заблаговременно не удостоверившись, что маневр будет безопасен. Вылетают из дворов на проезжую часть – это в основном несовершеннолетние. Выезжая на дорогу с прилегающей территории, велосипедист, как и водитель авто, должен уступить другим транспортным средствам. Некоторые игнорируют требование двигаться по краю проезжей части и встраиваются прямо в поток машин, есть и нарушители, которые садятся за руль двухколесного авто в состоянии алкогольного опьянения.

Случаются ДТП и с участием детей. Например, недавно на Ломоносова, 13 под колеса автомобиля попал ребенок, который переезжал дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу, не спешившись. То есть передвигался на велосипеде в нарушение пункта 24.8 ПДД РФ. Поскольку мальчик не достиг возраста привлечения к административной ответственности – 16 лет, проводятся мероприятия по привлечению родителей по статье 5.35 части 1 КоАП РФ за неисполнение надлежащего воспитания и обязанностей. В таких случаях родителям грозит либо административный штраф, либо предупреждение. Также отправляем информационное письмо в департамент образования города, директору школы, где обучается несовершеннолетний. В дальнейшем в учебное заведение выходят инспекторы пропаганды, которые рассказывают ребятам о правилах дорожного движения.

Вообще, профилактике ДТП сегодня уделяется очень большое внимание. Задействовано много ресурсов: это баннеры, листовки, посещаем предприятия, школы, детские дома, проводим мероприятия, направленные на воспитание дорожной и правовой культуры. В качестве примеров могу привести областной конкурс юных инспекторов дорожного движения «Безопасное колесо». Или ежегодную акцию, которая стартует в середине мая, – «Внимание – дети!», в ее рамках сотрудники ГИБДД патрулируют улицы, проводят профилактические беседы с несовершеннолетними и их родителями, раздают светоотражатели и напоминают о правилах поведения на дорогах.

Также под пристальным контролем – пути подхода к школам, детским садам. Требования к ним проверяются и утверждаются каждый год.

В общем, значительная часть нашей работы направлена на обеспечение безопасности на дорогах, предупреждение травматизма и тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий. Сейчас наблюдается снижение аварийности в целом. Единственное, вырос показатель тяжести последствий, то есть имеется рост ДТП со смертельным исходом.

– Что посоветуете велосипедистам, чтобы по максимуму обезопасить себя на дороге?

– Велосипедисты являются участниками дорожного движения, поэтому в первую очередь хотелось бы, чтобы они изучили ПДД РФ, особенно пункт правил 1.3, который предписывает: «Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования правил, сигналов светофора, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков». Эти обязанности относятся и к пешеходам, и к велосипедистам, и к автовладельцам.

И конечно, если вы очень любите передвигаться на велосипеде, стоит позаботиться об экипировке, она поможет уберечь здоровье. Ну и надо быть заметным на дороге – использовать светоотражатели, фары, задний стоп-сигнал, на одежде тоже должны быть световозвращающие элементы. И помните главное правило: безопасность превыше всего!

Наталья ЗАХАРОВА,
фото: Иван МАЛЫГИН и архив редакции