Кричащие вывески на фасадах уйдут в прошлое

Газета, Главная новость, Люди и события

Студия Артемия Лебедева завершила разработку дизайн-кода Архангельска.

Администрация областного центра получила все необходимые документы по ликвидации «визуального мусора» с фасадов зданий. Ведь обилие рекламы зачастую мешает увидеть архитектуру и самобытную стилистику города, которая помогает раскрыть его душу.

Дерзкие и кричащие вывески поражают своей яркостью и пестротой. Навязчивая реклама везде: на зданиях, на остановках и скамейках, на заборах и ограждениях, на баннерах и даже на асфальте.

Дизайнеры задумались над тем, как привести все рекламные конструкции к единому стандарту. В нашей стране впервые дизайн-код вывесок разработала студия Артемия Лебедева для центра Москвы в 2013 году. Весной 2017 года внедрять новые правила оформления фасадов начали в ряде российских городов. В 2018 году задумались о дизайн-коде и в Архангельске. Для разработки привлекли квалифицированного подрядчика, который обладает большим опытом в сферах графического дизайна, архитектуры и работы с городским пространством. Им стала студия Артемия Лебедева.

– Особенность дизайн-кода в том, что он учитывает специфику застройки, местный контекст, типы зданий, которые у нас присутствуют. Специалисты из студии Артемия Лебедева проанализировали, из каких типологических видов зданий складывается наш город (старая застройка, сталинская, деревянная, многоэтажная). Профессионалы разработали для каждого типа зданий свои правила и требования для размещения вывесок и рекламных конструкций на фасадах, – говорит заместитель начальника управления архитектуры и градостроительства – главный художник города Михаил Трещев.

Действие дизайн-кода будет распространено на всю территорию Архангельска. По словам Михаила Трещева, существуют требования к разным типам пространств. Их условно можно разделить на жесткие, лояльные и слабые. Все они зависят от типа улицы – самые строгие ограничения действуют на исторических и пешеходных. А более слабые требования предъявляются к тем магистралям, на которых транспортный поток преобладает над пешеходным, например, в столице Поморья это Ленинградский проспект.

На сегодняшний день студия Лебедева передала администрации все  необходимые документы по дизайн-коду. После внесения правок текст планируется вынести на публичное обсуждение в СМИ и интернет.

В городской администрации уверены, что люди видят изменения, которые происходят в областном центре. Кричащей рекламы становится намного меньше. У приложения «Яндекс. Карты» есть любопытная опция: в нем можно посмотреть фотографии улиц Архангельска 2010-го и 2016-го годов. При сравнении снимков видно, что над проезжей частью исчезли рекламные перетяжки, уменьшилось и число баннеров.

– В городе постоянно происходят изменения в лучшую сторону, просто человек так устроен, что быстро привыкает к этим переменам и воспринимает их как само собой
разумеющееся, а все негативное сразу бросается в глаза. Вот если бы сразу взять и поменять весь город, чтобы люди утром проснулись, а на улицах уже все по-другому, тогда бы точно заметили, – уверен Михаил Трещев.

Любопытно, что дизайн-код имеет разное выражение в городах страны. Это обусловлено муниципальным заказом. Если в Архангельске начали с вывесок и рекламных конструкций, то в некоторых городах стартовали, например, с уличной мебели. Между тем в муниципалитете называют архангельские преобразования лишь первым этапом большой работы по внедрению дизайн-кода.

– Начальный этап затрагивает вывески и информационные рекламные конструкции на фасадах. Дальше мы можем поработать с городской мебелью (скамейки, урны), затем заняться единым оформлением ярмарок, подумать над дизайном нестационарных торговых объектов, – рассказал Михаил Трещев.

Когда дизайн-код Архангельска будет принят на официальном уровне, за его нарушение представителям бизнеса будет грозить административная ответственность. Штрафы намерены прописать в областном законе об административных правонарушениях. Администрация Архангельска намерена выйти с этой инициативой в областное Собрание депутатов уже этой осенью. Ну а пока у бизнес-структур есть еще время, чтобы привести в норму свои вывески и убрать кричащие баннеры с фасадов.

Инга ШАРШОВА,
фото: архив редакции