«Станьте учителями, о которых вы сами мечтали детьми»

Газета, Главная новость, Люди и события ,

В преддверии нового учебного года руководители школ и детсадов Архангельска собрались на городской педагогической конференции.

Цель этого ежегодного события – познакомить педагогов со всеми новациями в сфере образования. В этом году традиционные секционные заседания будут проводиться в онлайн-режиме. Очным стало лишь пленарное заседание конференции – руководители учреждений встретились в театре кукол.

Будущее города – в надежных руках

Уже традиционной частью мероприятия стало чествование лучших педагогов. С предстоящим Днем знаний собравшихся поздравил глава Архангельска Игорь Годзиш.

– Этот год особенный, мы непросто завершали последнюю четверть, и хочу поблагодарить каждого из вас за то, что, работая в тяжелейших условиях минувшей весны, вы показали, на что способна сфера образования, как мы можем перестроиться и донести до наших детей самое главное – знания и любовь, – сказал Игорь Викторович.  – Начало нового учебного года тоже будет непростым, но вы сами знаете, как тщательно к нему готовится каждое учебное заведение. Все в ожидании прихода в школу самого главного человека, а в этом сентябре за парты сядет без малого 38 тысяч детей. И вы должны знать, что ребята и родители, общество в целом теперь еще больше ценят благородный труд учителей.

К поздравлениям градоначальника присоединились председатель Архангельской городской Думы Валентина Сырова, заместитель главы по социальным вопросам Светлана Скоморохова. А также заместитель министра образования и науки региона Юрий Гнедышев – обращаясь к участникам конференции, он подчеркнул, что, несмотря на непростые задачи, которые поставила перед педагогами пандемия, учебный год 2019-2020 удалось завершить достойно, подтверждение тому – шесть мультистобалльников в области, из них четыре – в столице Поморья. Юрий Анатольевич также отметил, что предстоящее 1 Сентября пройдет под  знаком двух фундаментальных тем – это повышенные требований Роспотребнадзора в связи с эпидситуацией и организация бесплатного горячего питания для учеников начальных классов.

Заместитель главы Архангельска по вопросам экономического развития и финансам Даниил Шапошников обратил внимание на изменения в сфере образования с материальной точки зрения.

– Благодаря тем непростым решениям, которые мы принимали по бюджету, уже второй год подряд галопирующими темпами наращиваем вложения в социальную сферу. В 2020 году эта цифра уже превышает семь миллиардов рублей, – отметил он. – Как вы знаете, сейчас идет подготовка нового бюджета, и я настраиваю своих коллег, чтобы мы эту тенденцию сохранили и направляли средства не только на содержание, но и, как это сейчас происходит, на капитальный ремонт, реконструкцию, создание новых учреждений, улучшение материально-технической базы наших учреждений. И мы прекрасно понимаем, что этот тренд надо сохранять, потому что именно педагоги сегодня воспитывают и учат детей, от которых зависит будущее города Архангельска, экономия на этом недопустима.

Представители администрации города и правительства региона вручили заслуженные награды педагогам. Благодарственными письмами главы Архангельска отмечены Надежда Шаньгина, заведующая детским садом № 117, – за участие во всероссийском конкурсе «Лучшие руководители РФ»; Наталья Хвиюзова, заведующая детсадом № 54, и Ирина Гораль, директор Соломбальского Дома детского творчества, – в связи с выходом на трудовую пенсию, вместе с тем Ирина Владимировна награждена нагрудным знаком «Почетный работник воспитания и просвещения РФ».

Кроме того, знак «Почетный работник воспитания и просвещения РФ» вручили заведующим детскими садами – № 32 Светлане Останковой и № 7 Светлане Старздаускене. А также Нине Филимоновой, директору департамента образования администрации Архангельска.

Представители детсадов №№ 6, 131, 157, 173 и 174 поднялись на сцену за дипломами победителей всероссийского конкурса «Образцовый детский сад – 2019-2020». Директора гимназий №№ 3, 6 и 21 принимали награды за достижение высоких показателей эффективности функционирования образовательных организаций по итогам 2019-2020 учебного года. За успешную реализацию концепции развития математического образования в рамках функционирования опорного учреждения Архангельска отмечена средняя школа № 14 с углубленным изучением отдельных предметов им. Якова Лейцингера; за организацию педагогического коллектива для участия в социально значимых мероприятиях города – школа № 20.

Против пандемии – командная работа

Напомним, в связи с мерами по борьбе с распространением коронавируса с 6 апреля архангельские школьники перешли на дистанционное обучение. Сроки возвращения детей за парты постоянно отодвигались, но в итоге ребята были вынуждены оканчивать четвертую четверть в онлайн-режиме. Этот формат стал серьезной проверкой на прочность для всех – педагогов, учеников, родителей.

Как рассказала Юлия Лозиняк, директор школы № 20, сложности минувшего учебного года удалось пройти с честью.

– Я очень благодарна педагогическому  коллективу своей школы за адекватность, за грамотность, эффективное взаимодействие с семьями, за умение вовремя прийти в себя, справиться с начинающейся паникой (если она и была у кого-то, то точечно) и организовать свой труд. Педагоги большие молодцы: эта нештатная ситуация показала, что мы коллектив, мы команда, друг друга понимали, детей слышали, с родителями отрабатывали все вопросы. Конечно, поначалу было немного трудно, но потом процесс удалось наладить. Люди отошли от шока, продолжили работать, поэтому настроение у всех было достаточно позитивное, – поделилась Юлия Сергеевна. – И этот учебный год начинаем с хорошим настроем, учителя, дети готовы. Ребята откровенно признаются, что очень соскучились по урокам в привычном режиме, а родители искренне говорят, что лучше в школе. Уверена, что и новоиспеченные ученики с нетерпением ждут 1 Сентября – в этом году мы набрали полных четыре первых класса.

Сегодня в школе близятся к завершению ремонтные работы. В этом году приведут в порядок часть кровли, ряд кабинетов освежат «косметикой», откроется новая библиотека – ее перенесли из другого помещения, планируется обновить и книжный фонд. К требованиям Роспотребнадзора учреждение тоже готово.

Пандемия изменила порядок работы и детских садов. В дошкольных учреждениях были предприняты дополнительные меры, ведь часть детей посещала дежурные группы. Об этом опыте рассказала Людмила Потапкина, заведующая детским садом № 174 «Ягодка».

– Конечно, в связи с новыми правилами мы проводили постоянную обработку поверхностей, приобрели антисептики, маски, перчатки, а также дополнительно рециркулятор воздуха, чтобы обеззараживать помещения. Был установлен особый прием родителей: они не проходили дальше вахты, а передавали детей воспитателям, мы принимали, измеряли температуру, обрабатывали руки, – поделилась Людмила Валентиновна. – Когда только ввели режим повышенной готовности, у нас в детсаду работало две группы, потом их число увеличилось до четырех. По требованиям Роспотребнадзора в каждую входило не более 15 человек. И конечно, мы смогли каждого ребенка контролировать по части мытья рук, индивидуальную работу проводили. При этом старались группы сформировать по возрастам – младшая, средняя, старшая, подготовительная, чтобы детям было интересно. Ну и лето было в помощь – больше времени старались проводили на улице.

Не остались без внимания воспитателей и семьи, находящиеся на самоизоляции, – им необходимая поддержка оказывалась онлайн. На официальном сайте детского сада появилась страничка «Сидим дома с пользой», где педагоги выкладывали консультации, мастер-классы, проводили видеочаты с родителями. По словам Людмилы Потапкиной, коллектив ее учреждения творческий, поэтому даже в период пандемии фонтанировал идеями, но больше всего педагоги хотят вернуться к прежнему формату и встретиться с малышами тет-а-тет.

– Новый учебный год начнется интересно, – подчеркнула она. – Пока режим сохраняется, однако мы уже приняли все необходимые меры безопасности, весь коллектив проинструктирован по организации работы в новых условиях – это обязательная обработка рук при встрече детей, постоянный контроль за этим в течение дня. Также младшие воспитатели прошли инструктажи по поводу регулярной обработки всех поверхностей, дезинфекции игрушек. С коллективом также проведена работа: находимся только в своих группах, организованы отдельные выходы на каждую группу, массовых мероприятий у нас нет. Педагоги соскучились, хотят работать, творить, воплощать свои идеи.

Новый учебный год – новые цели

В завершение пленарного заседания конференции директор департамента образования администрации Архангельска Нина Филимонова выступила с докладом. Она выразила благодарность всем педагогам, которые обеспечивали непрерывность образовательного процесса и его перевод в дистанционный режим. По итогам прошедшего учебного года в условиях онлайн-обучения определены лучшие работники школ, детсадов, учреждений дополнительного образования, имена которых назовут в конце августа.

Несомненно, сложнее всего в минувшем учебном году пришлось выпускникам, но даже в условиях удаленной подготовки 11-классников улучшены показатели Единого госэкзамена по семи предметам. В то же время итоги ЕГЭ демонстрируют снижение качества знаний по математике и химии.

– Дистанционное обучение никогда не заменит классическую систему образования, живое общение учителя и ученика, творчески развивающую среду школы, – уверена Нина Сергеевна. – Но в сложившихся обстоятельствах подобная практика, несомненно, будет востребована и актуальна для повышения качества образования и его доступности. Она может успешно интегрироваться в традиционную форму.

Нина Филимонова рассказала и о целях работы в новом учебном году – они определены нацпроектом «Образование», а также указом президента России о национальных целях развития от 21 июля 2020 года.

– В последние годы мы работаем над развитием социальной инфраструктуры нашего города, – подчеркнула она. – Создание порядка 2,5 тысячи мест позволит сократить к 2024 году долю школьников, обучающихся во вторую смену, практически до шести процентов. Открытие в 2020 году двух новых детсадов – на 125 мест в Соломбале и 280 в Майской Горке – позволило завершить практику, когда малыши, проживающие в данных округах, посещали дошкольные учреждения в смежных районах, и даже впервые сформировать группы для детей раннего возраста.

Новые цели – это и мобильное участие системы образования Архангельска в конкурсах федерального и регионального уровней на условиях софинансирования. В результате для системы города из федерального бюджета привлечено более 90 миллионов рублей, областных средств – более 160 миллионов. При этом из городской казны затрачено порядка 50 миллионов. По словам директора департамента, это позволяет в целом говорить о вложениях в цифровизацию, пожарную безопасность, благоустройство, капитальный ремонт, улучшение материально-технической базы учреждений.

Среди перемен этого года – с 1 сентября учреждения допобразования переходят на новый механизм финансирования посредством именных сертификатов. Что должно повысить конкуренцию на рынке внеурочной системы образования и улучшить качество услуг в этой сфере.

Нина Филимонова также напомнила, что по инициативе президента в закон об образовании РФ внесены поправки, касающиеся укрепления воспитательной системы. Они вступят в силу уже 1 сентября.

– Поэтому внедрение примерной программы воспитания – одна из задач нового учебного года. На это у нас будет ровно год. Предстоит решить в каждом конкретном образовательном учреждении, как будет воспитываться патриотизм, уважение к памяти защитников Отечества, к старшему поколению, закону, традициям, окружающей среде. Также одной из форм воспитательной работы должно стать волонтерство, – отметила спикер. – Очень прошу не относиться к этому формально, ведь важно не просто провести мероприятия, следуя плану, а постараться помочь каждому ребенку разобраться в себе и в мире, подобрать удачные примеры, посоветовать книги, вдохновить делать что-то хорошее.

Еще одним указом президента РФ за Минпросвещения закреплена сфера самореализации  и развития талантов. Отдельное внимание в новом учебном году будет уделяться профориентации учащихся. Чтобы организовать эту работу, в каждой школе необходимо сформировать службу профориентации.  Еще один акцент будет сделан на системе мотивации педагогов. С сентября вводятся выплаты за классное руководство.

– В заключение накануне нового учебного года прошу вас: вспомните, какими школьниками вы были сами, чего вам не хватало в учителях, и станьте для своих учеников такими педагогами, о которых мечтали, – обратилась к коллегам Нина Филимонова.

Наталья ЗАХАРОВА,
фото: Сергей СЮРИН