«Нам выдавали всего одну тетрадь на каждого ученика»

Газета, Главная новость, Люди и события ,

Лидия Симонова вспоминает о своей учебе в годы войны и работе в школах в советские годы.

В преддверии Дня знаний мы встретились с бывшим учителем математики, чье детство пришлось на военное лихолетье. Работа преподавателя, выбранная по воле судьбы, стала для нее делом жизни.

Лидия Афанасьевна родилась в 1934 году. Они с матерью, которая работала рамщиком на 14-м лесозаводе, жили в двухэтажном деревянном доме в заводском поселке. Летом 1942 года маленькую Лиду вместе с детским садом отправили в пионерский лагерь деревни Звоз. Как раз в это время начали бомбить Архангельск, поэтому было принято решение оставить всех детей в деревне с двумя воспитателями.

Осенью старшие ребята там и пошли в школу. Каждому новоиспеченному ученику для занятий было выдано по листочку бумаги и половинке карандаша. Все первоклашки, помимо учебы, ходили на поля и собирали колоски в большие корзины, в которые сами могли бы поместиться вдвоем. Но тогда все помогали колхозу, независимо от возраста.

Когда бомбежки закончились и на реке появился первый лед, детей стали вывозить в город на буксирах. По приезде в Архангельск Лида Симонова пошла в первый класс школы № 40.

– Нам выдали одну тетрадочку на каждого, и не дай бог ее было испортить. Чаще всего мы писали на грифельных досках специальными тоненькими мелками. Решили задачку, учитель проверит, зачтет, а мы сотрем и снова пишем. Так экономили место в тетради, – вспоминает Лидия Афанасьевна. – А как падежи учили? Обычно ведь запоминают фразу: «Иван родил девчонку, велел тащить пеленку». А у нас была своя: «Идет Рафаша домой, в руках тащит пайку». Рафаша был моим одноклассником, жил в доме напротив и, как и все, ходил и отоваривал карточки.

Во время войны в доме не было электричества, поэтому все школьники, чьи родители работали на заводе, ходили в красный уголок, чтобы делать домашние задания при свете. После учебы дети шли за водой на водокачку через весь поселок, а потом отоваривали карточки под присмотром тех взрослых, которые в тот момент не были на смене. Помимо порций по карточкам, каждому школьнику давали по 25 граммов хлеба в день, а после 1943 года к нему стали выдавать кусок тюленины.

– Помню, как я узнала о победе в Великой Отечественной войне. Мама разбудила меня в шесть утра, и мы побежали к радиостолбу, где уже собрался весь поселок, – вспоминает ветеран.

После седьмого класса Лидия перешла в школу № 54. Они были первым послевоенным выпуском, кто окончил десять классов. Наша героиня выпустилась с серебряной медалью, единственная четверка в аттестате – по литературе. В экзаменационном сочинении по роману Максима Горького «Мать» старшеклассница написала, что главный герой Павел Власов «зарабатывал заработок». Так говорили все жители поселка. Но учитель сказал, что так говорить нельзя, и снизил оценку.

Профессию педагога она, можно сказать, выбрала совершенно случайно, по стечению обстоятельств. Тогда даже предположить не могла, что это станет делом всей жизни.

­– После школы я решила поступать в АЛТИ, но меня туда не взяли. Посмотрели на меня и сказали: «Ты что, в инженеры? Иди подумай еще». Я села в трамвай, а там мой дядя едет, который старше меня всего на восемь лет. Я его спрашиваю: «Ты куда едешь?». Он мне отвечает: «Поступать в педагогический». И я поехала с ним. Туда меня взяли на учителя математики, – рассказывает  Лидия Афанасьевна.

Учеба начиналась в восемь утра. Чтобы успеть вовремя, девушке приходилось садиться на трамвай, который выходил в шесть утра, и ехать с пересадками. Путь обратно тоже занимал два часа. В трамвае иногда приходилось и задачи решать, и к семинарам готовиться.

– Самое главное было – учиться без троек, чтобы получать стипендию и из этих денег оплачивать обучение. Мы учились четыре года, а те, кто поступил на год позже нас, учились уже пять лет, но зато им отменили плату, – говорит наша собеседница.

После института в 1956 году выпускница ПГУ поехала работать по распределению в Каргополь. Возраст учеников-старшеклассников был практически таким же, как у их новой учительницы математики: выпускники всего на два года младше. Так что молодому педагогу приходилось нелегко, но со временем пришел опыт.

По возвращении в Архангельск устроилась учителем в школу рабочей молодежи, которая в то время базировалась в 54-й школе. Отработав десять лет, перешла в школу
№ 40 и сразу взяла классное руководство. Лидия Афанасьевна выпустила три класса.

– Свой последний выпуск хорошо помню. Меня директор предупреждал, что это сложный класс. Прихожу к ним на первый урок. Стираю с доски число, чтобы начать писать уже по теме занятия. Слышу рев за спиной. Поворачиваюсь, а там хулиган Ромочка Желтов орет: «Я еще тетрадку не достал, а вы уже с доски все стерли! Вот сейчас выпрыгну!». И вскочил на подоконник. А окно открыто было: сентябрь все-таки, тепло. Ребята замерли. Я ему говорю: «А ты чего не прыгаешь? Прыгай!». Он на меня посмотрел, слез с подоконника и говорит: «Что я, дурак, что ли?» – со смехом вспоминает наша собеседница.

Лидия Афанасьевна никогда не ругала учеников, всегда терпеливо и доходчиво объясняла сложный материал. Причем порой приходилось консультировать не только по математике, но и по другим предметам, если ребята просили об этом.

В 1987 году учительница получила медаль «Ветеран труда». А уже через два года, как бы ни было жалко расставаться с любимой работой, ушла из школы, потому что нужно было ухаживать за мамой, которая тогда заболела. Но до сих пор с теплом вспоминает школьные годы и своих учеников.

Сейчас Лидия Афанасьевна живет в ветеранском социальном доме на улице Суфтина. Она ведет активный образ жизни: много гуляет, занимается рукоделием, ходит в театры, посещает занятия в центре социального обслуживания, ездит на экскурсии с посетителями центра. Правда, интернет пока не освоила, общается с друзьями по телефону, а новости узнает из печатных изданий.

В квартире Лидии Симоновой можно найти и архивные фотографии школы, и изделия ручной работы, и настоящие исторические реликвии. К примеру, она сохранила первый выпуск газеты, в котором напечатана новость о полете Юрия Гагарина в космос. А бывшие ученики до сих пор не забывают любимого учителя: постоянно навещают, дарят подарки на память и обязательно приглашают на встречи выпускников.

Александра КОКОВИНА,
фото: Сергей СЮРИН