Чтобы корабельная сторона не превратилась в мусорную

Газета, Главная новость, Люди и события ,

По вине управляющих компаний соломбальские дворы продолжают утопать в бытовых отходах.

Мы продолжаем проводить традиционные рейды чистоты. На этот раз отправились на прогулку по улицам и дворам Соломбалы – нередко в сецсетях от жителей округа поступают жалобы на разруху возле контейнерных площадок и общую захламленность территории корабельной стороны.

Площадки для галочки

Взять ту же улицу Советскую на пересечении с Маяковского – казалось бы, один из центральных перекрестков, но мусор в этом месте уже стал привычной картиной. Или тротуар вдоль дома по Маяковского, 21 – возле многоэтажки жильцы каждый год разбивают клумбы, высаживают цветы, стараясь облагородить хоть некоторые участки под окнами, при этом на каждом шагу – бумажки, фантики, пластиковые бутылки. К одной из березок вообще прислонился полный мусорный пакет, который обосновался здесь с весны! Таких примеров в Соломбале хоть отбавляй – переполненные урны, кучи мусора, брошенные у проезжей части. Гуляя по округу, задаешься только одним вопросом: почему так грязно?

Картина во дворах еще более удручающая. Контейнерные площадки завалены отходами, кое-где они вообще не оборудованы, а крупногабарит валяется где попало. Жители по традиции направляют свое возмущение в сторону регоператора, поэтому компанию нам в рейде чистоты мы попросили составить Дениса Загайнова, специалиста отдела по связям с общественностью ООО «ЭкоИнтегратор».

Первый адрес, который вызвал много вопросов, – Советская, 15, корпус 1. Вокруг баков – настоящая свалка, и все это прямо под окнами детского сада. Площадка хоть и обустроена, но контейнеры выдвинуты: они не могут занять свое законное место, поскольку не сделаны скаты для них. Напомним, оборудование мест накопления отходов – обязанность управляющих компаний и ТСЖ. По нормам, площадка должна стоять на расстоянии от 20 до 100 метров от жилых домов, иметь твердое основание (чаще всего его выполняют из бетона), ограждение с обязательным отсеком для КГО и скаты – без них выкатить контейнеры невозможно, поскольку высота бетонной плиты, на которой они стоят, – порядка 30 сантиметров. И если большую часть пунктов «управляйки» худо-бедно выполняют, то на последнее требование махнули рукой практически все. Вот и получается, что площадка существует лишь номинально.

– Обязательно должен быть скат – представьте, контейнеры емкостью 1,1 куба – это порядка 250 килограммов, если они полные. Два водителя КамАЗа их таскают, их просто не скатить через поребрики, поэтому ставят сюда, – объясняют в региональном операторе. – И получается глупость: есть нормальная площадка, а пользоваться ей невозможно. В итоге емкости стоят прямо на дороге, заужая дворовой проезд.

Справедливости ради отметим, что на следующий день мусор вокруг этой площадки был убран – видимо, «управляйка» наконец-то решила позаботиться о чистоте своего имущества. Именно УК обязаны следить за порядком возле контейнеров, и там, где есть рачительные дворники, стихийные свалки, подобные тем, что развернулись в соломбальских дворах, не возникают. Представители регоператора тоже должны заниматься уборкой, но только в том случае, если во время загрузки бака в машину случайно просыпали мусор. Сейчас это маловероятно: 95 процентов контейнеров в Архангельске вывозится задней загрузкой, эта технология намного чище прежней, когда мусоровоз поднимал бак на высоту второго этажа и отходы летели во все стороны.

К тому же все перевозчики обязаны делать снимки площадки до загрузки мусора и после, фотографии сразу попадают в автоматизированную систему учета, внедренную регоператором. Поэтому несложно отследить, кто ответственен за устроенную помойку – перевозчик или нерадивая УК.

– Единственное условие, когда регоператор предписывает водителям прибрать площадки, – если был допущен сбой, например, машина не вышла на линию по техническим причинам, по погодным условиям и т. д., – комментируют специалисты ООО «ЭкоИнтегратор». – А если мы видим, что мусор вывозится регулярно, а потом приезжаем – и на объекте снова хаос, то это не наша вина. Житель платит управляющей компании за обслуживание контейнерных площадок по статье «Содержание и текущий ремонт», соответственно, УК должна направить дворника, чтобы привести территорию в порядок.

Следующая точка маршрута – мусорные баки, стоящие рядом с домом по улице Терехина, 6, корпус 1, неподалеку от столовой «Ромштекс». Владелец объекта о требованиях к обустройству площадки, видимо, совсем не знает. Здесь нет ни бетонного основания, ни ограждения – вернее, оно есть, но немного не на месте: ржавая металлическая изгородь валяется позади, в зарослях травы. Баки, опять же, выставлены на дорогу. Рядом брошены мешки со строительным мусором.

Едем дальше – на пересечении улиц Маяковского и Иванова раньше стоял старый металлический контейнер, вечно переполненный, отходы, вываливающиеся из него, захламляли территорию в радиусе нескольких метров. Теперь его сменили новые емкости, правда, сама площадка как таковая тоже отсутствует – есть только бетонное основание, опять же, без скатов, поэтому баки «ускакали» на пару метров от него.

Рядом, за магазином на Никольском, 62, вообще образовалась стихийная свалка – отходы просто валяются кучами возле забора, видимо, владельцы бизнеса считают, что раз территория непроходная, то можно устроить здесь мусорный беспредел.

Один переполнен, два – пустых

Площадка на Никольском, 90 поражает масштабами запущенности. Здесь стоит шесть контейнеров «ЭкоИнтегратора» – все на проезжей части, проезд сужен практически на метр, вокруг – мешки, коробки и прочий хлам. Кроме того, кто-то из местных жителей решил избавиться от автомобильных покрышек и сложил их стопочкой по обе стороны площадки – но рег-оператор не имеет права вывозить этот класс отходов, на полигоне машину с «резиной» просто развернут и отправят обратно.

Еще один парадокс: первый бак заполнен доверху, два следующих – пусты, и только потому, что они закрыты крышкой. Люди просто брезгуют открывать емкости, зато не гнушаются бросить мешки рядом.

– Контейнеры с крышками поставлены, чтобы мусор не разлетался по двору, чтобы в емкость не попадали осадки, в Архангельске их установлено уже больше 2,5 тысячи. Однако люди не хотят к ним прикасаться и считают, что нужны какие-то дополнительные механизмы, например педали. Но такие баки, по практике Вологодской области, ломаются уже через две недели эксплуатации, –  поясняют в ООО «ЭкоИнтегратор». – Можно найти выход из ситуации, взять ту же салфетку, каждый должен начать с себя и выбрать – либо он борется за чистоту, либо ничего не делает.

Удручающая картина – на Ярославской, 61, напротив 7-й поликлиники. Никаких признаков мусорной площадки здесь нет, емкости просто стоят у дороги, отходы вывалились на проезжую часть, стихийно лежит крупногабарит. Наглядный пример, как не должно быть. Услышав наш разговор, прохожая возмущенно бросает: «Правильно, очень наглядно! Совсем с ума сошли!». Местным жителям эта картина давно набила оскомину, одной только «управляйке» дела нет.

– Для людей состояние контейнерной площадки – это результат реформы. Они же не видят свалок, работу мусоровоза, они видят только площадку – вышел из дома, и тут такое счастье. Их реакция понятна. Жители жалуются именно нам. Они хотят за 120 рублей, которые платят за вывоз, видеть красоту вокруг, но в тариф эта «красота» не входит. У регоператора достаточно ограниченные полномочия: мы вывозим мусор, должны обеспечить сортировку, переработку, но в наших полномочиях нет обустройства площадок, – объясняет Денис Загайнов.

Внимания дворников не удостоилась и площадка на Гуляева, 109 – мусор раскидан по дороге и прилетел прямо к ограждению детского сада. Неподалеку, на Гуляева, 116, – полный развал: емкости почти пусты, но за ними «благоухают» горы скопившихся отходов. Тут же брошен старый разломанный шкаф.

– Крупногабарит по графику вывозится раз в неделю. С КГО какая беда? Никто не может предсказать, сколько его будет, все зависит от того, делают люди ремонт или мебель меняют. И если совсем образовался завал, представители УК могут сообщить нам, и мы поставим этот адрес в дополнительный график или просто попросим заехать машину сюда в рамках какого-то вывоза, – объясняют в «ЭкоИнтеграторе».

Если крупногабарит перевозчики забирают раз в неделю, то остальные отходы – ежедневно. Все маршруты в режиме онлайн отслеживает автоматизированная система управления (АСУ), позволяющая видеть – какие площадки обрабатывает машина, сколько мусора забрала, сколько времени работала.

Нашли мы и чистые, ухоженные объекты. Например, рядом с домом на Красных Партизан, 17, корпус 2 или возле многоэтажки на Никольском, 124 – видно, что УК следят за порядком во дворе и состоянием площадок. Ну а в целом «управляйки», как показала прогулка по Соломбале, не очень-то влились в мусорную реформу, обустроить площадки они обязаны были до 1 января 2020 года, а уж обеспечивать чистоту под окнами домов – их прямая обязанность, но до сих пор округ продолжает поражать своей неухоженностью.

Наталья ЗАХАРОВА,
фото: Иван МАЛЫГИН