Придут шалуны, а запоют – сразу герои

Газета, Главная новость, Люди и события ,

Валентина Чемакина – о трудовом пути длиною в 45 лет.

Не раз в преддверии профессионального праздника героями наших публикаций становились учителя физики и математики, русского языка и литературы. Ведь именно с этими «главными» предметами ассоциируется профессия школьного педагога. Мы решили изменить традиции и рассказать о преподавателе, на первый взгляд, второстепенной дисциплины – музыки.

Валентина Чемакина отдала работе с детьми 45 лет, в ее трудовой книжке лишь одна запись  – о приеме в архангельскую школу № 2. Причем связывать свою жизнь с искусством звука наша героиня не думала – собиралась стать учительницей начальных классов, но при поступлении в училище экзаменаторы, оценив певческие данные девушки, «завербовали» ее на музыкально-педагогическое отделение. Никакого специального образования за плечами новоиспеченной студентки не было, даже нот не видела, но успешно освоила программу и после выпуска, в 1965 году, перешагнула порог школы № 2.

Девчонка 19 лет, ученики всего на четыре года младше, сложный микрорайон, который в то время называли «Шанхаем», – молодому специалисту непросто было завоевывать авторитет.

– Традиционно музыка считается неглавным предметом, и, собственно, поначалу все так и относились к нему. Плюс с дисциплиной были проблемы, и найти контакт с ребятами далеко не всегда удавалось. Не хватало знаний – это же целый урок нужно подготовить, завлечь ребят, столько информации держать в голове. И дети, конечно, меня бесконечно проверяли. Но мне помогал голос, и на уроке – мало ли что – я начинала петь: и песни, и арии, и романсы. А они слушали с интересом, постепенно отношения стали налаживаться, – вспоминает первые шаги в профессии Валентина Михайловна. – Ну а вообще, перво-наперво нужно любить детей, всяких – отличников, троечников, хулиганов, тогда и они ответят взаимностью.

Помогали и наставники-учителя, которые всегда были рядом, и первый директор школы Василий Филиппов, ветеран Великой Отечественной войны. Вообще, как говорит наша героиня, свою школу педагоги считали вторым домом и называли ее только так: «родная вторая». Авторитет молодого учителя поднимался и с растущим мастерством.

– Строгой я не была, но ребята слушались. А для этого нужно одно: чтобы урок шел интересно и продуктивно. Вот тогда будет дисциплина, – уверена Валентина Михайловна. – А я просто обожала вести уроки. Когда появилась новая программа Дмитрия Борисовича Кабалевского, там было все: можно было говорить о музыке, о живописи, о литературе, все связывать между собой. Вы попробуйте детям дать классику, например, арию Снегурочки. А это, оказывается, просто, если подать грамотно, доступно.

Учителю музыки необходимо было не только вести уроки, но и охватить внеклассной работой почти всех учеников, а это 1600 человек. Валентина Михайловна мечтала, чтобы вся школа пела. Поэтому сначала она организовала хор мальчиков, потом подключила старшеклассниц и преподавателей, а затем в строй встали восемь ветеранов войны.

– Представляете, стоят победители с медалями на груди… – наша песня объединяла все поколения. И мы с хором мальчиков гремели не только в городе, а даже в Швецию ездили, и там нас принимали на ура, – рассказывает педагог. – Сейчас эти мальчишки уже совсем взрослые, но, когда встречаются, первое, что вспоминают о школе, – свой хор. Придут такие шалуны, а встанут – Герои Советского Союза.

Вообще, по мнению Валентины Михайловны, музыку как предмет незаслуженно недооценивают. Не зря в дворянских семьях детей учили пению и игре на инструментах, люди знали: это искусство развивает, воспитывает и придает сил.

– Иногда мои ребята приходят на репетицию, говорят: так устали, то болит, другое, а уходят – признаются: словно второе дыхание открылось. Плюс развивается память. Пришел как-то в нашу школу новенький ученик, и я обратила внимание, что поет хорошо, пригласила в хор мальчиков. Потом смотрю – такой солист великолепный. Но даю песню – вообще не может учить, слова из головы вылетают. Пропел полгода – моментально стал запоминать.

Уже во время работы в школе Валентина Михайловна заочно получила высшее педагогическое образование. В 1996 году ей присвоили звание заслуженного учителя РФ. В 2010-м педагог вышла на пенсию, а свои силы и творческую энергию направила на работу в городском Совете ветеранов, пополнив ряды культурно-массовой комиссии. Вместе с активистами они провели уже множество мероприятий, среди самых крупных – городские творческие фестивали: «Комсомол не просто возраст, комсомол – моя судьба», «Песня – спутница войны», «Мы любим тебя, Архангельск» и другие. Число участников доходило до 800 человек: это и ветеранские коллективы, и студенты, и воспитанники детских домов. Вместе с клубом «Северяночки» Валентина Михайловна готовит литературно-музыкальные композиции, с которыми артисты выступают перед «трудными» детьми и не только.

В этом году заслуженный учитель будет отмечать 75-летний юбилей. Весь ее жизненный путь – это музыка. Даже с супругом Валентина Чемакина познакомилась в хоре АЛТИ, куда ходила петь еще студенткой. Теперь ее семейное богатство – двое детей и трое внуков. Кстати, дочь пошла по маминым стопам – работает учителем начальных классов в гимназии № 3.

– Проработав 45 лет, я и заслуженной стала, и отличником народного просвещения, и даже титул «Женщина года» получила – не  обижена ничем. Любила очень свою работу и до сих пор люблю ребят, которых выпустила. Хорошие дети, замечательные коллеги – мне работалось очень легко, каждый раз не могла дождаться, когда закончится лето, чтобы вернуться в стены «родной второй», – делится Валентина Михайловна. – Женщины выходят на пенсию и рыдают от скуки, а мне плакать некогда, отдыхать времени нет. Все, чем я занималась в школе, теперь перенесла в городской Совет ветеранов. Я счастлива и просто люблю свою жизнь!

Наталья ЗАХАРОВА,
фото: Иван МАЛЫГИН и личный архив Валентины ЧЕМАКИНОЙ