Вместо автобусного хаоса – царство пешеходов

Газета, Главная новость, Люди и события ,

Главный художник города Михаил Трещев в качестве учебной модели предложил свое видение развития площади у морвокзала.

Сегодня архитектор – это уже не ремесленник. Города давно построены, сейчас их только надстраивают в соответствии с веяниями времени.

Архитектура может быть живой

Архитектор в наше время должен выступать в роли некоего социального клея, который соединит интересы всех групп, организует внешнее пространство. В свете этой задачи очевидно, что методы градостроительства 20 века уже устарели, нужны новые направления в архитектуре, прорывные решения – предложить их и воплотить в жизнь могут только грамотные кадры. Мы уже писали о том, что Михаилу Трещеву посчастливилось пройти жесткий отбор и попасть в обучающую программу «Архитекторы РФ», созданную по инициативе президента России и направленную на развитие компетенции для архитекторов, госслужащих, занятых в градостроительстве. 18 сентября эта учеба успешно завершилась получением диплома.

Напомним, что обучение было организовано по инициативе Минстроя РФ в партнерстве с финансовым институтом «Дом РФ» (бывшее агентство по ипотеке и жилищному кредитованию) и в стратегическом партнерстве с институтом «Стрелка». Цель программы задана вектором майского указа президента: сохранение человеческого капитала в регионах. То есть нужно сделать так, чтобы регионы развивались, а люди в них оставались. Для этого принят ряд нацпроектов, таких как комфортная городская среда, безопасные качественные дороги, образование и медицина и ряд других. Формирование городской среды невозможно без компетентных кадров на местах. Соответственно, была поставлена задача воспитывать грамотные кадры из регионов.

– Учеба проходила в четыре этапа. На завершающем этапе каждый участник должен был представить свой проект развития городской территории. Я выбрал Морской-речной вокзал.

Шесть лет учился в САФУ, а когда ежедневно проезжаешь мимо морвокзала, настроение портится на весь день. Пристающие к людям цыганки, асфальтовая пустота, хаотичное движение транспорта. Я задумался, как сделать эту территорию в первую очередь дружелюбной для пешехода, чтобы туда хотелось приходить ради отдыха, – рассказывает Михаил Трещев.

И хотя изначально проект был нацелен по замыслу его автора на благоустройство территории, организаторы решили, что его следует отнести в категорию «Транспортная доступность». Время показало, что это было верным решением, потому что изначальное желание обустроить территорию у морвокзала в любом случае упирается в решение транспортной задачи. В первую очередь нужно организовать логику движения автобусов, машин и пешеходов.

Отметим сразу, что все проекты участников были чисто учебными – то есть это не подразумевало расчет финансовой составляющей.

– Если мой учебный проект каким-то образом будет использован при дальнейшем проектировании площади у Морского-речного вокзала, я буду только рад. Так совпало, что сейчас по заказу правительства области консалтинговое бюро «Стрелка» разработало концепцию развития города, в том числе и набережной Северной Двины как основной составляющей. Благоустройство площади у морвокзала вошло в приоритетные мероприятия развития городской среды Архангельска, так что с удовольствием бы посотрудничал в этом направлении, – отметил Михаил Трещев.

Закрыть площадь для транзита

– Архангельск – самый крупный город в Арктической зоне РФ, здесь живет почти 350 тысяч человек. Да, тепло и солнце бывает редко, но, если погода располагает, все горожане выходят на набережную. Река является центром притяжения для людей. Набережная – знаковое место, но именно на морвокзале она прерывается, преграды возникают и у пешеходов, и у велосипедистов. Площадь Профсоюзов сегодня просто хаотичное асфальтовое поле, городские причалы носят чисто утилитарную функцию, основная зона – стыковка междугородних и городских маршрутов, которая совершенно не организована. Весь транспорт паркуется как хочет, более 17-ти мест нерегулируемых пересечений с пешеходными потоками, людям здесь некомфортно находиться, – озвучивает основные проблемы территории Михаил Трещев. – В целом акцент очень смещен в сторону автомобилей, а передо мной стояла задача – сместить акцент в сторону пешехода.

А ведь вокруг много знаковых объектов: красивое Сурское подворье, большой центральный храм, высокое здание СМП, да и сам Морской-речной вокзал, в здании которого есть планы обустройства морского культурного центра. То есть потенциал у территории огромный, важно сделать так, чтобы она была комфортной для всех категорий пользователей: для пассажиров автобусов, для студентов, для отдыхающих горожан, для пенсионеров.

– Я опросил более двухсот человек там и собрал общую картину. Первое, что я сделал в своем проекте: сузил до четырех полос проезжую часть на всей площади и за счет этого оборудовал парковки и вело-пешеходный транзит. Вся зона площади Профсоюзов стала доступной для пешеходов, а для транзитного проезда машин я ее закрыл совсем – только для высадки туристических автобусов и парковки автомобилей. Сквозной проезд закрыт, можно ехать только по Троицкому. Это очень распространенная в Европе практика – общественная зона с преимуществом для пешехода, но с возможностью проезда для машин только со скоростью не более пяти километров в час. Город прежде всего для пешеходов – вот основа моего проекта, – делится Михаил Владимирович.

В идее главного художника города предусмотрено все: комфортная пешеходная зона у морвокзала с велодорожками и деревьями вокруг, оборудована зона посадки и высадки пассажиров, пешеходные переходы стали более безопасны. Само здание МРВ со стороны реки обрело велосипедный транзит, прогулочные зоны и зоны отдыха, места для уличной торговли.

– Понятно, что пока все это лишь фантазийные вещи, которые нужно дорабатывать и развивать. Но было бы здорово, если бы эта асфальтовая пустыня стала выглядеть так. Вообще, сегодня все хотят жить в комфортной среде, но не все знают, как это сделать. Неслучайно девизом нашего обучения был лозунг: «Мы меняем города, в которых живем, и меняемся сами», – говорит Михаил Трещев.

Софья ЦАРЕВА