Архангельск должен войти в повестку дня государства

Газета, Главная новость, Политика и экономика

Иван Новиков – о перспективах областного центра, приоритетах бюджета и политических итогах года.

2020 год стал для регионального отделения партии «Единая Россия» тестом на сплоченность, зрелость, умение мобилизоваться на выполнение государственных задач, на проявление лучших человеческих качеств.

Разговор о главном с председателем комитета областного Собрания депутатов по развитию институтов гражданского общества, секретарем реготделения партии Иваном Новиковым – о школе времени, экзаменах для партии, проверке на умение быть рядом с людьми в самый непростой период жизни.

Областной центр: узаконить права

– Архангельск переживает непростые времена: пандемия давит на бизнес, меняется доходная часть бюджета, вместе с тем идет формирование бюджетов всех уровней, и «Единая Россия» здесь играет ключевую роль. Знаю, что в депутатской среде активно дискутируется тема принятия закона об областном центре. К управлению городом и областью приходят новые люди – у них есть понимание путей развития Архангельска. Очевидно, что какая бы команда ни пришла, без помощи областного правительства не обойтись. Какое место в этой системе координат занимает партия, какие подходы она будет отстаивать?

– Вопрос поставлен правильно. В нашем регионе есть лицо, визитная карточка – город Архангельск. Все согласятся с тем, что центру субъекта Федерации требуется особое внимание. К нам приезжают гости из других регионов, из-за рубежа – хотелось бы гордиться столицей Поморья. Но, главное, население региона пользуется услугами областной больницы и других учреждений медицины и образования, услугами региональных и федеральных министерств и ведомств, транспортной инфраструктурой, гостиницами и общепитом, железнодорожным вокзалом, аэропортом, дорогами.

– У этого закона история давняя…

– Закон об областном центре был подписан и принят еще в 2011 году, и он тогда подчеркивал важность Архангельска. Но в итоге, как часто это бывает, закон появился, а понимания, как его реализовывать, нет. Поэтому основные его нормы каждый год приостанавливаются.

Закон предполагает особенный статус и государственную программу развития Архангельска как областного центра с учетом его задач, и, соответственно, эти два процента от прогнозного плана доходов консолидированного бюджета, которые город Архангельск должен получать как административный центр. Вроде бы все понятно. Если пересчитывать прогнозные доходы и при этом взять ближайшие годы за 60 млрд рублей, то получается цифра в 1 млрд 200 млн – 1 млрд 500 млн рублей. Это хорошие деньги. Однако главный лейтмотив всех дискуссий – на что тратить эти средства. Здесь у депутатов областного Собрания и Архангельской гордумы нет единого подхода. Местных депутатов можно понять: они рассчитывают на эти деньги, чтобы закрыть проблемы в своих округах – с освещением, с подъездами, плохими дорогами и неблагоустроенными дворами.

Есть позиция других парламентариев, в том числе областных, о том, что если деньги выделяются Архангельску как областному центру, то на них должны решаться вопросы и проблемы областного уровня (например, благоустройство областной больницы или дорога к железнодорожному вокзалу), а не вопросы местного значения. Если деньги будут тратиться на проблемы муниципального образования, то мы в этом случае ставим другие районы и города в неравные условия. Эта дискуссия, например, породила идею другого закона – «Об административных центрах в районах». Но законопроект был спорным и не был в итоге принят. Такой дисбаланс никого не устроил.

Стратегия консенсуса

– Мне видится, что городская власть, когда лоббирует такой закон, хочет иметь какие-то определенные планы и гарантии помощи областного правительства. При этом они не зависят от субъективного фактора…

– Соглашусь, что администрации города необходимы просчитанные программы развития, в которых предусмотрены различные источники финансирования тех или иных проектов. Однако замечу, что во главе угла все же стоит единое понимание у федеральной власти, у области и города стратегии развития Архангельска и общий консенсус. Важно понимать, на что будем тратить деньги, насколько востребованы проекты и инициативы и как они влияют на развитие региона в целом. Я считаю, что стратегию развития Архангельска нужно вынести на обсуждение депутатов всех уровней, жителей города и прийти к единым подходам.

– При этом, конечно, те, кто такие стратегии выстраивают, должны обладать стратегическим мышлением. Мы часто сталкиваемся со специалистами самого высокого ранга, которые имеют уровень главбуха предприятия, но при этом берутся за решение глобальных вопросов. Партия здесь как себя видит? Хватит у нее потенциала возглавить эту работу?

– У нас тесное взаимодействие с администрацией города и главой региона, и мы готовы стать такой площадкой для дискуссий. Но вы правы, стратегией должны заниматься профессионалы высокого уровня, мыслящие перспективно и по-государственному. В этом смысле мне импонирует подход Александра Витальевича Цыбульского, который объявил о формировании новой программы развития Архангельска как стратегического центра развития Арктики. Наш регион – один из ведущих в Арктике, и Архангельск – центр этого субъекта. Это дает возможность не столько свои деньги делить, которые и так есть куда потратить, а привлечь федеральные средства под этот статус. И, кстати, поручение, которое дал вице-премьер Юрий Трутнев по разработке программы развития областного центра, – это итог работы губернатора в этом направлении.

– По сути Александр Цыбульский вывел проблему Архангельска на федеральный уровень.

– И, кстати, последний раз такие решения на государственном федеральном уровне принимались в прошлом веке, еще при Хрущеве и Брежневе.

– Архангельск – город университетский, и это определяет подходы к составлению таких программ, как вы думаете?

– Юрий Трутнев ставит задачу создать конкурентоспособный вуз, являющийся центром компетенций в регионе. Нужны специалисты и преподаватели, для них необходима инфраструктура. Сейчас, при таком состоянии города, это сделать невозможно. Потому и поставлена задача разработать новые программы и проекты застройки областного центра. И если мы понимаем масштабность задач, может быть, речь идет и не о двух процентах, заложенных в законе, а больше. Я уверен в том, что у команды Александра Цыбульского все получится и у нас будут федеральные деньги для развития Архангельска как одного из активных центров развития арктических территорий, базы и транспортного узла для Северного морского пути, развития арктической медицины и научных подразделений для изучения Арктики. Когда будет принята масштабная государственная программа развития областного центра, у наших муниципальных образований не возникнет вопросов или чувства несправедливости.

Архангельск должен войти в федеральную повестку дня, чтобы решать проблемы государственного уровня. Это исторический путь нашего города. И тогда областной центр получит новое развитие. Однако для решения этой задачи нам всем надо работать в одной команде с новым губернатором и правительством региона.

Приоритеты бюджета

– Партия активно включилась в процесс формирования бюджетов: на федеральном, региональном и на местном уровнях. Какие основные приоритеты она будет отстаивать?

– Общая стратегия – защита социальных статей расходов, особенно это важно в период пандемии коронавируса. Люди нуждаются в расширении мер поддержки. Мы такие меры приняли уже в 2020 году и будем дальше этим заниматься. И здесь у нас нет разногласий с нашими коллегами из других партий.

Сейчас уже известны параметры федерального бюджета. Известны основные показатели областного бюджета. Общий объем доходов региональной казны за счет всех источников на 2021 год спрогнозирован в сумме 97,3 миллиарда рублей, объем расходов – 106,8 миллиарда рублей. Дефицит бюджета составит 9,5 миллиарда рублей, или 15 процентов от объема собственных доходов бюджета. Причины дефицита понятны. Страна пережила такой серьезный удар пандемии по всем сферам жизни, и, соответственно, экономика была практически поставлена на паузу. Нужно было формировать новые возможности для здравоохранения, чтобы защитить и спасти людей. Это привело к негативным результатам в виде дефицита бюджета. Будем работать с нашими депутатами Госдумы, сенаторами, чтобы привлечь средства Федерации.

– Доходы сильно сократились в 2020 году, и эта тенденция сохранится, да и расходы выросли…

– В условиях пандемии, как я уже говорил, снизилась активность бизнеса, мы несли дополнительные расходы, которые стали следствием обеспечения мер поддержки налогового и социального характера. И при обсуждении бюджета с правительством и депутатским корпусом мы ставим задачу сохранить все социальные обязательства. Предусмотрена их индексация на четыре процента.

Деньги для инициатив

– Будут ли расти расходы по поддержке инициатив граждан?

– Да, мы это прогнозируем. Партия организовала обсуждение и принятие закона об инициативном бюджетировании. Например, элементом такого подхода является партийный проект «Городская среда», который буквально всколыхнул людей на благоустройство общественных пространств и активное участие в финансировании этих проектов.

– Кстати, в Архангельске тоже накоплен опыт такого инициативного бюджетирования. Муниципалитет стал победителем Всероссийского конкурса муниципальных практик по бюджету инициатив. Администрация города представила проект «Бюджет твоих возможностей».

– Это результат работы всей команды муниципалитета и депутатов гордумы, в том числе и единороссов, которые активно поддерживали эту идею и участвовали в ее реализации. Такой опыт сформировался благодаря в том числе и ТОСам. Их поддержка из областного бюджета растет год от года. Опыт Архангельска и наших ТОСов в том числе послужил основой для принятия федерального закона об инициативном бюджетировании, который инициировал Андрей Анатольевич Турчак. Суть в том, что благодаря появлению федерального закона все регионы будут принимать законы об инициативном бюджетировании.

– Главный принципиальный подход закона в чем состоит?

– Это значит, что на всех уровнях какая-то доля бюджета будет заложена на то, чтобы люди сами решали, на что они эту часть потратят. Здесь, безусловно, ожидается увеличение ассигнований благодаря этому федеральному закону.

Власть и партия: нас услышали

– Как «Единая Россия» будет взаимодействовать с городской властью? Ведь в Архангельской городской Думе у вас нет контрольного пакета…

– Мы умеем договариваться. В партийной работе есть моменты, когда не только большинство принимает итоговое решение. В этой сфере иногда многое определяют персоны. Они могут консолидировать не только партию «Единая Россия», но и другие политические объединения.

Важно предлагать решения, которые улучшают жизнь людей. Или предложить нашим коллегам кандидатуру, которая консолидирует вокруг себя народных представителей от разных партий, что мы и делаем, что сейчас происходит в принятии решения по руководителю администрации города Архангельска. Мы поддержали кандидатуру Дмитрия Александровича Морева как человека с большим управленческим опытом, знанием работы муниципалитета.

– Как оцениваете работу фракции «Единой России» в гордуме?

– У нас во фракции в гордуме есть одна существенная проблема – это диалог с администрацией. К сожалению, не все программные приоритеты, с которыми наши кандидаты победили на выборах в гордуму в 2018 году, реализованы или приняты во внимание. Здоровый диалог, который приводит к результатам, по большому счету отсутствовал. Сегодня благодаря появлению в администрации Дмитрия Александровича Морева мы вышли на понятный диалог. Многие депутаты из фракции меня поддерживают в том, что взаимное понимание восстанавливается.

Кроме того, те приоритеты, которые обозначил Александр Витальевич Цыбульский как кандидат от нашей партии на губернаторских выборах во многом совпадают с тем, какие подходы отстаивает фракция «Единая Россия». Приведу яркий пример. Когда Александр Витальевич побывал в Соломбале, он определил ряд проблем для решения. Депутаты гордумы – единороссы также не раз обращали внимание городской власти на эти моменты, но их не услышали. Фраза «Нас не слышат» была постоянной. Мы хотим более внятного диалога и прозрачной работы администрации. Такую задачу мы ставим перед фракцией, перед городской партийной организацией. Мы также требуем от наших коллег по партии более деятельного участия в реализации городских проектов и нашей партийной программы. Недавно наши коллеги, в том числе и из правительства области, проехались по местам благоустройства Архангельска. На некоторых объектах просто,  как говорится,  конь не валялся. Это наша общая ответственность, в том числе коллег из других партий.

– Давайте обозначим первоочередные проблемы Архангельска, которыми будет заниматься местное отделение партии и региональное.

– В приоритете благоустройство – городская среда, дороги, общественные территории и проблемы ветхого жилья.

Архангельск поверил Цыбульскому

– Для многих неожиданными стали итоги выборов в Архангельске, где Александр Цыбульский получил более 74 процентов голосов. В чем залог победы, какой урок извлекли вы для себя?

– Потому что Александр Витальевич ответил прямыми жесткими действиями на запрос общества о наведении порядка в Архангельске. Начали решаться вопросы благоустройства городской среды, ремонта дорог, создания новых общественных территорий. Губернатор задал высокую планку культурного развития среды обитания. И изменения наступили. Все увидели, что, оказывается, изменить ситуацию в городе можно. Жители города вдохновились и проголосовали за подход губернатора к областному центру.

– Губернатор, действительно, не просто критиковал, но и действовал, и мы получили федеральные деньги на дороги…

– Вы правы, люди с удивлением увидели, что без всякого пафоса и пиара меняется Красная пристань, появляются красивые арт-объекты, которые производят очень благоприятное впечатление.  Увидели, что стали наконец-то выкашивать лопухи, траву, появляются дорожки около домов и так далее, когда критика имеет видимый результат.

– Самая серьезная проблема для города – огромное количество ветхого и аварийного жилья. Глава региона изложил проблему напрямую президенту России.

– Александр Цыбульский обратился к президенту с просьбой выделить из федерального бюджета более десяти миллиардов рублей на переселение людей из ветхого и аварийного жилья.  Дома, которые сошли со свай до 2017 года, не попали в госпрограммы переселения. Поэтому губернатор получил поддержку президента в этом вопросе – будут выделены средства на строительство в Архангельске жилья для переселения. Партия обязательно поддержит Александра Витальевича в этом вопросе. В бюджете 2021 года будет предусмотрено увеличение финансирования в этой части с 11 до 22 миллиардов рублей.

– Дома в городе сносятся, но краше он не становится…

– Важно не просто сносить дома и оставлять там какую-то яму, кучу мусора, а сразу приводить территорию в порядок и думать, что на этом месте будет. И то, чего не хватает давно городу, – хороших дорог и благоустройства, опрятности, исторического и современного лоска. Все эти вопросы сейчас в повестке дня губернатора, правительства области, депутатов, партии. Я уверен, город будет меняться в лучшую сторону. Учитывая темпы работы и высокие требования губернатора к областной столице, эти изменения наступят достаточно быстро.

Лидерский путь команды

– Уже два года вы возглавляете региональное отделение партии «Единая Россия». Какие открытия для себя сделали за это время – как внутренние, которые очень важны для человека, который для себя обозначает в жизни лидерский путь, так и с точки зрения работы партии.

– Одно из эмоциональных впечатлений – это гордость за то, что в основе нашего большого коллектива неравнодушные, умные и ответственные люди. Настоящие государственники. Работать с ним – бесценный опыт и лучшее образование.

Другой важнейший вывод – необходимость открытого и честного диалога населения с властью. Сегодня мы выигрываем там, где нам удалось это сделать. И проигрываем там, где нет взаимопонимания с избирателями.

– К партии много претензий вы слышите в ходе встреч с людьми?

– Мы внимательно слушаем претензии к партии, анализируем и стараемся вести разговор с людьми – честный и открытый. Через реалистичные предвыборные программы, через огромное количество командировок и встреч с избирателями, через новые форматы общения – соцсети, например.

Третий важный момент – реагирование на озвученную проблему. К сожалению, часто мы сталкиваемся с тем, что выявленная проблема в итоге все равно не решается. Причины могут быть разные, иногда объективные, но чаще всего это либо отсутствие политической воли, либо отсутствие межведомственного взаимодействия. А люди хотят видеть результат диалога с ними сразу.

Почему член Генерального совета партии Александр Цыбульский на выборах получил почти 70 процентов? Да потому что он проехал, прошел весь регион, провел огромное количество встреч с жителями. Внимательно слушал людей и – что важно – реагировал незамедлительно.

– Главный урок в школе времени по итогам этого безумного 2020 года?

– Главный итог состоит в том, что, несмотря на разность взглядов на развитие государства и экономики, у нас есть возможность объединиться. В условиях пандемии  в политическом смысле мы как государство прошли проверку на прочность: работали как единое целое, от президента до врача. В короткие сроки были приняты необходимые законы, выделены бюджетные средства, определены риски и план по выходу из ситуации. В общечеловеческом смысле мы как граждане проявили свои лучшие качества. Один только проект «Мы вместе» объединил вокруг себя тысячи волонтеров и организаций, которые давали людям возможность помочь друг другу. Огромное количество предприятий и предпринимателей направили свои финансовые средства на помощь людям. Потому что все понимают, что жизнь и благополучие человека превыше всего.

Это, что называется, в целом. Если говорить предметно, то этот год и пандемия показала нам самые уязвимые места. Первое – это состояние системы здравоохранения. Второе – это условия, в которых сегодня работает малый и средний бизнес.

– Как партия поработала на выборах губернатора, насколько она оказалась деятельной и как смогла себя проявить? Довольны ли вы результатами этой работы?

–  Да, доволен. Партия приняла самое деятельное участие в выборах губернатора в составе штабов общественной поддержки, на выборах были задействованы все секретари местных отделений, руководители исполкомов, секретари первичных отделений, члены фракции «Единая Россия». По большому счету ряд проектов, связанных с обсуждением в первую очередь программы Александра Витальевича, было бы сложнее запустить на территории региона, если бы не было нашей команды.

Во время подготовки избирательной кампании упор был сделан на прямой диалог с людьми – прежде всего это посещение кандидатом всех районов, встречи с населением и депутатами всех уровней, также был проведен ряд стратегических сессий во всех муниципальных образованиях области, посвященных разработке программы ускоренного социально-экономического развития региона «Вместе мы сильнее!».

Заданный высокий темп кампании, постоянные коммуникации с населением, решение ряда проблем на месте, не откладывая, определенно принесли свои результаты.

– Мне казалось странным, что партия взялась за организацию обсуждения программы ускоренного социально-экономического развития региона, предложенную Александром Цыбульским, привлекая всех лидеров общественного мнения из оппозиционных партий и движений.

– Наоборот, это проявление силы. Мы сильная и ответственная партия, которая предложила своего кандидата и площадку для консолидации и обсуждения будущего региона. Повторюсь, конкуренция нужна и полезна в этих вопросах. Мы все беспокоимся за благополучие людей, и это нас объединяет с нашими коллегами из других партий.

Евгений УДАЛКИН,
Галина НЕХЛЕБАЕВА