Мы можем сами управлять социальным жильем

Газета, Главная новость, Люди и события ,

Депутаты Архангельской городской Думы задали Дмитрию Мореву вопросы, касающиеся наболевших проблем.

Переселение из аварийного жилья, создание муниципальных предприятий в сфере благоустройства и управления социальным жильем, автобусные перевозки и дороги, островные территории – обо всем этом шел откровенный разговор на октябрьской сессии.

На рынок выйдет муниципальный игрок

Сергей Чанчиков, председатель комиссии по вопросам строительства и землепользования:

– В вашей программе значится муниципальное управление жилфондом в новых социальных домах. Можно подробнее об этом?

– В Архангельске нет ни одного муниципального предприятия, управляющего жилфондом, хотя в том же Северодвинске это практикуется. Возможности для создания подобного предприятия у нас есть. Мы ежегодно вводим достаточно большой объем социального жилья в рамках программы переселения и вполне можем самостоятельно им управлять. На рынке появится игрок, который будет задавать определенные тренды для частных компаний. Другие управляющие компании будут понимать, что у нас есть муниципальный игрок, который, если они будут некачественно выполнять свою работу, может занять их место.

Экономическая база для создания такого МУПа есть: мы вводим социальное жилье и вполне можем передавать его под управление нашему муниципальному предприятию. Согласен, что есть определенные риски с управлением деревянным фондом, но здесь нужно будет подходить точечно и выстраивать правильную экономическую модель.

– Мы все видим проблему с разрытиями в городе. Как вы будете выстраивать свою дальнейшую работу с ТГК-2, РВК – эти монополисты зачастую доставляют горожанам массу неудобств.

– Считаю, что в последнее время положительная динамика уже прослеживается, и этот вектор будет продолжен. Во-первых, нужны сокращенные сроки выдачи ордеров на разрытия ресурсоснабжающим организациям – сейчас они составляют 20 дней и максимальное продление 10 дней. Во-вторых, неминуемые штрафные санкции за срыв заявленных сроков. В-третьих, взаимодействие с руководством этих организаций в части корректировки их инвестиционной политики в городские сети.

Неуд подрядчику

Иван Ельцов, член комиссии по вопросам городского хозяйства:

– Как вы оцениваете уборку в городе и какие изменения в подходах к этому видите?

– Первый снегопад Плесецкое дорожное управление отработало с оценкой «неудовлетворительно». На втором снегопаде подрядчик уже увеличил количество техники. Нам нужно выработать жесткую позицию в отношениях с ПДУ, чтобы заставить его выполнять весь комплекс мер, предусмотренных контрактом. Особенно это касается окраин – зачастую там качество страдает, на многих территориях работают субподрядчики, за ними нужен более активный контроль.

А по уборке городских территорий, повторюсь, нужно муниципальное предприятие с необходимым парком малой техники и дворников. Сейчас система с привлечением частных подрядчиков не всегда гарантирует качество работы.

– Просьба: наладить взаимодействие с областью в вопросе реконструкции набережной Седова в Соломбале. Сейчас стройка опять заморожена.

– Как только завершится формирование структуры правительства области и будет утверждена кандидатура министра строительства, думаю, что этот объект будет в числе первых, которым мы займемся.

Программа для островов

Вячеслав Широкий, зампредседателя комиссии по вопросам строительства и землепользования:

– У вас в программе значится развитие островных территорий.

– Здесь я вижу нашу совместную работу по разработке отдельной программы развития островов. Мы все знаем, как много проблем на удаленных территориях: жилой фонд, дороги, логистика, схема обращения с ТКО и так далее. Стратегически считаю важным, чтобы на островах жили только те люди, которые хотят там жить.

– На ваш взгляд, устраивает ли горожан работа автобусов? В каком направлении вы намерены работать?

– Нужно менять подход к пассажирским перевозкам. Администрация города в год получает свыше 20 тысяч обращений горожан, и серьезная доля жалоб приходится на работу автобусов. Мы должны стремиться к системе, при которой перевозчики заинтересованы менять свой автобусный парк, а возможно, и вынуждены будут это делать. Нужно уходить от пазиков, увеличивать долю низкопольных автобусов. Думаю, что с реализацией программы газификации стоит серьезно рассмотреть вопрос целесообразности строительства газовых станций и перевода пассажирского транспорта на газ.

Еще один из вариантов – привлечение некоего единого оператора в системе пассажироперевозок, чтобы ввести единую карту и устранить гонку автобусов за пассажирами.

В администрацию придут новые люди

Ольга Синицкая, зампредседателя комиссии по вопросам социальной политики:

– От горожан звучит много негатива по работе городской администрации. Стоит ли нам ждать кадровых изменений?

– Безусловно, кадровые перестановки планируются. Хотя я не сторонник революций ради революции, но точечные изменения нам потребуются для усиления работы администрации в тех направлениях, где мы очевидно проваливаемся.

– Мне как представителю социальной сферы хотелось бы услышать более подробно о тех шагах, которые вы планируете в этом направлении.

– Мы должны продолжать начатую работу по строительству социальных объектов – детсадов и школ, чтобы полностью закрыть наши потребности по местам для дошкольников и исключению вторых смен в школах. Нам нужно еще построить порядка девяти школ, создать около семи тысяч мест. По нашим расчетам, нужны дополнительно восемь садиков на 2200 мест и реконструировать 14 зданий по достройке третьих этажей, что даст еще 700 мест. Конечно же, нужно ремонтировать культурные центры, разнообразить их программы.

И еще, как я говорил, нужна отдельная подпрограмма по молодежи – здесь у нас резервы есть, но пока работаем недостаточно в части содействия творческой реализации молодых людей, их воспитанию, в том числе и развитию предпринимательских талантов, вовлечению их в культурную и спортивную жизнь города.

Архангельск – центр культуры

Рим Калимуллин, заместитель председателя городской Думы:

– Каким вы видите развитие культурной сферы нашего города? На сегодняшний день по округам Дома культуры в плачевном состоянии, финансирования не хватает. Нет развития, недостаточно грамотных специалистов.

– Проблема понятна, обязательно будем ее решать. Кроме того, я здесь вижу некий рассинхрон между областью и городом – учреждений культуры много, а мы действуем не сообща. Здесь могла бы помочь программа развития Архангельска как культурного центра области. Кроме того, есть возможность вхождения в такие проекты, как модельные библиотеки, как кванториум, как центр для одаренных детей «Созвездие» и другие.

350 «деревяшек» под снос

Андрей Махлягин, председатель комиссии по административно-правовым вопросам, местному самоуправлению, этике и регламенту:

– Хотел бы уточнить по программе расселения аварийного фонда. Федеральная программа, ее финансирование рассчитано с неким дисбалансом в сторону окончания строительства, это 2024-2025 годы. А на 2020-2021 годы будем понемногу получать финансовую поддержку от центра. Как вы предполагаете решить вопрос более равномерного распределения финансов?

– Проблема ветхого жилья наиболее острая для нас, она тянет весь город назад. Мы видим, что темпы признания домов аварийными уже превышают возможности текущей программы переселения. И здесь, конечно, одним городским бюджетом не справиться. Нужно обязательно подключать губернатора и правительство, федеральный центр, чтобы решать эту проблему совместно. Александр Витальевич Цыбульский хорошо знает эту проблему, подключен к ее решению. Мы надеемся на поддержку Федерации в части программы переселения.

Что касается текущих возможностей, прежде всего нам нужно обеспечить полное выполнение программы переселения граждан на 2019–2025 годы – это расселение 350 многоквартирных домов. Дополнительно к этому сейчас ведутся переговоры с Фондом содействия реформированию ЖКХ по выделению дополнительных средств на расселение 125 домов, у которых есть реальный риск схода со свай. Вопрос непростой. Думаю, что впоследствии нужно вести и переговоры с застройщиками, особенно в части малоэтажного строительства. Возможно, они сами могут предложить какую-то программу, чтобы мы вместе могли расселять аварийное жилье и строить на его месте двух-трех-четырехэтажные дома.

– В нашем округе Майская Горка в этом году ряд резонансных сходов со свай, и мы понимаем, что де-факто они аварийные, но де-юре не вошли в программу расселения. Каков вариант решения для тех домов, которые признаны аварийными только после 1 января 2017 года, то есть не вошли в действующую программу расселения?

– Считаю, что здесь нужно ходатайствовать о выработке новой программы, которая захватит все дома.

Город без окраин

Вадим Коротков, заместитель председателя комиссии по вопросам экономики и  инвестиционной политики:

– В городе активно реализуется программа переселения граждан из аварийного жилья. Но многие жители деревянных домов, идущих под снос, не хотят переезжать в другие округа.

– У нас существует два механизма: предоставление нового жилья или выкуп имеющихся квартир. У человека всегда есть выбор.

– И еще, в программу комфортной городской среды не попадают окраины. Может быть, для отдаленных территорий создать отдельную программу?

– Сейчас в рамках нацпроекта формирования комфортной городской среды на следующий год рассматриваются много проектов как общественных территорий, так и дворов – среди них есть и окраины. Так что не соглашусь, что центральным районам уделяется больше внимания, по моему мнению там, наоборот, больше окраинных территорий. Здесь нужно самим жителям округа активнее голосовать за территорию.

Дом сгорел – прописка осталась

Андрей Балеевский, заместитель председателя комиссии по вопросам социальной политики:

– Мы уже говорили о переселении из аварийного жилья. А как быть с теми домами, которые признаны аварийными поквартирно или пострадали от пожара? Часто граждане годами сохраняют регистрацию в сгоревших домах.

– Повторюсь, что для решения проблемы расселения нам нужно активнее привлекать федеральные средства. Что касается проблемы сгоревших домов, которые не попали в программу переселения, и механизм этот достаточно сложный, у нас таких зданий около сорока. Конечно же, по ним тоже надо работать, как и по тем 129 домам, которые имеют реальный риск со схода со свай. Будем прилагать все усилия, чтобы привлечь дополнительные средства.

Ничьей земли не будет

Сергей Малиновский, председатель комиссии по вопросам бюджета, финансов и налогов:

– Сколько себя помню, столько мы пытаемся решить наболевшую проблему по благоустройству и содержанию дорог и различных территорий. Где-то есть контракт, по которому работают подрядчики, а есть территории, которые непонятно кто обслуживает. Зачастую они получаются ничьи, их никто не убирает, и в итоге мы получаем массу недовольства от горожан.

– Я вижу здесь два шага. Первый: мы должны признать обязанность по содержанию этих территорий. Сейчас 50 процентов земель находятся в статусе неразграниченных, они не состоят в имуществе казны, но в то же время законодательство позволяет нам содержать их. Предварительные обсуждения с правовым департаментом и администрацией области мы уже провели, есть возможность создания такого механизма.

Второй шаг: нужно идти по пути создания муниципального предприятия, которое будет заниматься благоустройством и содержанием в том числе и «ничьих» территорий. Поддержка области в создании такого предприятия уже есть, правительство готово помочь средствами для приобретения спецтехники. Наша с вами общая задача будет изыскать средства, чтобы это предприятие успешно функционировало. Эти средства в большей степени у нас уже есть – сейчас они закреплены за администрациями округов на содержание территорий. Считаю, что расходы на содержание территорий нужно увеличить.

Для ремонта дворов – отдельная программа

Мария Харченко, заместитель председателя комиссии по административно-правовым вопросам, местному самоуправлению, этике и регламенту:

– В Архангельске реализуется национальная программа по ремонту дорог, но внутридворовые проезды сегодня в ужасном состоянии. Депутаты округа Майская Горка безуспешно пытались решить этот вопрос, но ситуация абсурдная – когда и деньги вроде есть, но нет специалистов, которые могут подготовить проектно-сметную документацию. Аналогичная проблема с проектами строительства детсадов, комфортной городской среды.

– Действительно, необходимо в первую очередь усилить блок городского хозяйства. На одну из ближайших сессий я намерен представить свои предложения по внесению структурных изменений в администрацию города.

Что касается внутридворовых и квартальных проездов, многие из них находятся в ничьей собственности, не стоят ни на балансе городской казны, ни на балансе УК. Путем постепенного принятия их на баланс мы можем реализовать механизм по ремонту проездов. Здесь необходима разработка отдельной программы.

– В городе очень темно, до сих пор не все пешеходные переходы даже освещены. Есть ли планы по освещению, особенно окраин?

– Эта проблема очень актуальна для нашего северного города. Сейчас на действующих линиях горят лишь 69 процентов светильников из ста имеющихся по причине нехватки денег в городском бюджете. Кроме того, у нас много окраинных территорий, где даже линий нет, – это северные округа, левобережье. Здесь в первую очередь необходимо запастись полным проектом, чтобы, как только появятся деньги, можно было дополнительно строить линии освещения. Это, кстати, касается всех сфер – и формирования комфортной городской среды, и в ремонте дорог – у нас всегда был пул готовых проектов.

Не упустить возможности

Михаил Блохин, член комиссии по вопросам городского хозяйства:

– Вы предложили создать комиссию с включением в нее депутатов облсобрания и Госдумы. А какова цель такой комиссии и какие задачи она будет решать?

– Цель этой комиссии исключительно практическая, мы должны к нам сюда активнее привлекать депутатов Государственной Думы и областного Собрания, чтобы посвящать их дополнительно в проблемы Архангельска, подключать их к стратегическим инициативам, например, к той же разработке стратегии развития города. Мы должны это делать совместно с депутатами всех уровней, чтобы заручиться их поддержкой, выслушать их мнение. Кроме того, мы сегодня упускаем некие возможности, которые депутаты более высокого ранга могут видеть, и мы могли бы ими воспользоваться.

Концессия – зло или благо?

Александр Петухов, член комиссии по вопросам экономики и инвестиционной политики:

– Администрация города заключила концессионное соглашение с «РВК-Архангельск». Ваше отношение к этому длительному соглашению? Сейчас прорабатывается вопрос по передаче в концессию еще и очистных сооружений. Разумно ли передавать в концессию две жизнеобеспечивающие сферы – водоснабжение и водоотведение?

– Возможно, мой ответ будет не самым популярным, но буду с вами честен: я считаю, что всем должны управлять профессионалы. По себе знаю, что такое крупное производство, а водоснабжение и очистные – это, действительно, серьезный масштаб. И здесь все решают компетенции: современные технологии, кадровый резерв, ресурсы, в том числе и финансовые, которые есть у предприятия. Мы прекрасно понимаем, что на местном уровне у нас никогда не будет таких возможностей, как у «Росводоканала».
Безусловно, при этом должны выполняться все условия концессии.

Как наполнить бюджет

Иван Воронцов, председатель комиссии по вопросам молодежной политики, общественным объединениям и международным связям:

– Ваша программа достаточно амбициозна. Но ключевая проблема – это бюджет, он не позволяет полноценно развивать город. Какие у вас есть пути увеличения бюджета?

– Основной вариант, самый правильный и реалистичный, – возобновление областного закона о статусе Архангельска как административного центра региона. В рамках этого закона столица Поморья имеет возможность получить дополнительное финансирование в размере до двух процентов от бюджета области. Это примерно до 1,5 миллиарда рублей.

Остальные пути решения: взаимодействие с областным правительством по поводу пересмотра тех налоговых отчислений, которые город получает, ну и, безусловно, развитие бизнеса. Наш основной доход идет от НДФЛ, следовательно, чем больше будет рабочих мест, тем больше город получит в свою казну.

Хотелось бы еще обратить внимание, что совместно с правительством области и конструкторским бюро «Стрелка» выработана программа по развитию Архангельска в качестве одного из центров освоения Арктики, если мы все вместе сможем убедить российское правительство и министерство по развитию Арктики и Дальнего Востока в необходимости привлечения средств, за ближайшие пять лет сможем сделать очень много.

Софья ЦАРЕВА,
фото: Павел КОНОНОВ