Архангельск достоин того, чтобы его полюбила власть

Газета, Главная новость, Политика и экономика

Вице-спикер областного Собрания Надежда Виноградова считает, что программа развития областного центра даст городу шанс измениться.

При этом Надежда Ивановна отмечает, что, если такая программа появится, она не решит сразу всех проблем. Но при этом Архангельск получит возможность перемен к лучшему.

Взбодрить муниципальную вертикаль

– Надежда Ивановна, наш разговор происходит на переломном этапе развития Архангельска: меняется власть в городе и области. Вы как влиятельный политик в этой работе принимаете самое активное участие. От власти в городе сейчас потребуются новые решения застарелых проблем. У вас есть свои рецепты и свои приоритеты. Расскажите о них.

– К сожалению, подобные переломные моменты Архангельск переживает регулярно, однако, как вы правильно сказали, проблемы – одни и те же – были и остаются. И вы совершенно справедливо отнесли их в разряд застарелых. Почему-то их решение никак не зависит от смены власти. Они как времена года – меняются своим чередом, но по большому счету это ни на что не влияет. Горожан по-прежнему беспокоит неухоженность города, плохие дороги, ужасающее состояние дворовых проездов и территорий, плохая работа общественного транспорта, качество работы системы ЖКХ. А у жильцов ветхих домов все это умножается даже не на проблему, а на настоящую боль, которую городские власти не могут решить десятилетиями.

Поэтому, да, новые решения нужны. И нужны они в первую очередь в сфере дисциплины и контроля. У администрации города сегодня достаточно полномочий и инструментов для того, чтобы контролировать работу подрядчиков, управляющих компаний, муниципальных учреждений и предприятий, частных компаний, от которых зависит работоспособность городских систем жизнеобеспечения. Инструментов много, а изменения к лучшему не видны.

– Например?

– Даже сейчас, когда процесс подготовки Архангельска к зиме практически завершен, многие центральные улицы города перекопаны сетевиками. Причем в большинстве случаев ремонт на теплосетях уже завершен, а ямы как были, так и остались. Казалось бы, решить проблему несложно – нужно лишь ужесточить контроль за соблюдением графиков работ, указанных в ордерах на разрытия. Ведь их выдают администрации округов. А в случаях нарушения сроков – наказывать рублем. Причем нужно сделать так, чтобы размер штрафов был ощутим для энергетиков – это тоже в полномочиях местной власти. Точно так же – в случае нарушения сроков подачи горячей воды после текущих ремонтов. Аналогичным образом можно было действовать и в других случаях – зимой, когда остро стоял вопрос качества уборки дорог и тротуаров, например. Мы привыкли к публичной порке подрядчиков со стороны администрации, но эффект от этого невелик.  А если руководство города и прибегает к штрафам, то их размеры в сравнении с суммами контрактов просто смехотворны.

Если говорить о качестве работы управляющих компаний, то в администрации действует служба муниципального жилищного контроля, которая просто обязана реагировать на жалобы жильцов муниципального жилого фонда. Вы что-то слышали о том, чтобы она систематически этим занималась, контролировала работу и наказывала УК? И я нет. А поводов, мы знаем, достаточно.

Поэтому я считаю, что начать нужно именно с этого. Нужно взбодрить всю муниципальную вертикаль, усилить дисциплину и контроль.

Игорь Годзиш начал работу в этом направлении. И у него многое получилось: построены новые школы и детские сады, в городе появились новые общественные пространства, сдвинулось с мертвой точки решение проблемы общественного транспорта. Но нужно работать дальше.

Политика – это искусство компромисса

– У вас огромный опыт политической деятельности. Но мало кто воспринимает вас как политика в оппозиции. Вы сильно конструктивная оппозиция, а есть ли решения власти, которые вас никак не могут устроить. Против чего вы всегда будете голосовать?  

– Я считаю, что в политике нельзя быть неконструктивным. При этом все равно, какие взгляды ты представляешь – провластные или оппозиционные. Ведь если ты не будешь конструктивным в общении со своими идейными противниками, то и свои принципы и взгляды ты отстоять не сумеешь, а значит, не сможешь решить и проблемы избирателей, которые доверили тебе свою судьбу. Политика – это искусство компромисса. А что касается решений, за которые я бы никогда не проголосовала, то это повышение пенсионного возраста – я против этого, как и против ввоза в область мусора из других регионов страны, сокращения пакета социальной поддержки тех категорий населения, которые его заслужили, трудясь на производстве или воспитывая детей.

Развивать город по закону об областном центре

– Что вы думаете о законе об областном центре, о том, как должна строиться политика поддержки развития Архангельска со стороны правительства региона?

– Я всегда выступала за то, чтобы такой закон был. А отдельная региональная госпрограмма с ясным и защищенным финансированием помогла бы четко расставлять ежегодные приоритеты в развитии областной столицы и для региона, и для местных властей. Проще было бы и подрядным организациям: они могли бы планировать мощности и ресурсы под те объемы финансирования, которые предусматриваются бюджетом. Сегодня эта программа как бы есть, но в строчках бюджета ее не найти. Оттого и эффективность работы размывается, она не видна – потому что ни у кого нет уверенности, что те составляющие областных инвестиционных программ доживут до момента их исполнения, а ресурсы не будут переброшены на более важные с точки зрения областного правительства проекты. Конечно, программа развития областного центра, если она появится, не решит сразу всех проблем, но она даст городу шанс измениться в лучшую сторону. Я каждый день общаюсь с десятками архангелогородцев, и вижу, как они любят свой город, стремятся сделать лучше свой подъезд, свой дом, двор, улицу… Я думаю, что Архангельск достоин того, чтобы его полюбила и власть.

Нужен хозяйский подход

– В Архангельске не все проблемы связаны с деньгами? Часто, как показывает опыт, не всегда продуманы управленческие решения. А где гарантия и лекарство от них?

– Мне кажется, что метод тут может быть только один. Чтобы не было неэффективных или поверхностных  управленческих решений, в органах муниципальной власти не должно быть непрофессиональных или равнодушных людей. И в первую очередь это вопрос формирования главой города своей команды. Причем он актуален не только для Архангельска. Сегодня многие муниципалитеты области откровенно слабы в плане профессионализма чиновников. Да, высококвалифицированных специалистов мало, но это не значит, что во власти могут работать абы кто. Нужно бороться за профессионалов, воспитывать их, учить. Люди, приходящие в муниципалитет, должны понимать, что от качества их работы зависит не только их судьба, но и судьба и качество жизни десятков тысяч земляков.

– Мы часто говорим о диалоге власти и народа. В этом году на прошедших выборах губернатора произошло чудо: более 74 процентов проголосовали за Александра Цыбульского. Значит, он сумел достучаться до людей?  Значит, диалог возможен!

– Пока мы можем говорить лишь о том, что Александр Витальевич победил на выборах. Да, он достучался до людей и, в отличие от других кандидатов, смог объяснить им свой взгляд на развитие региона, показал, что может привлечь в Архангельскую область федеральное внимание и ресурсы. А вот состоялся ли диалог, будет понятно чуть позже. Ведь его предвыборная программа подразумевала участие общественности в определении приоритетов развития Поморья. Так вот от того, будет ли реализована эта программа в том виде, в котором она была принята, и будет зависеть то, сможем ли мы утверждать, что прошедшая избирательная кампания была именно диалогом.

– Вы часто общаетесь со своими избирателями. Каковы главные проблемы, которые они перед вами ставят?

– Людей вполне закономерно больше волнует то, что они видят и с чем сталкиваются каждый день. Я уже говорила об этом:  проезды, дворы, парковки, ржавые древние автобусы, беспорядочная реклама в городе, благоустройство, доступность власти – как городской, так и региональной, качество работы управляющих компаний и банальная житейская несправедливость. Я стараюсь им помогать по мере своих сил и возможностей, и, как показывает практика, в решении большинства этих вопросов не требуется каких-то гигантских средств или усилий. Нужен лишь хозяйский подход.

Традиции меценатства нам близки

– Вы входите в руководство одного из крупнейших предприятий ЛПК региона. Насколько удается предприятию справляться с ролью социально ответственного бизнеса. Как участвуете вы в решении тех или иных проблем города и горожан?

– «Лесозавод 25», как и все предприятия группы компаний «Титан», на мой взгляд, остаются примером социальной ответственности бизнеса. Это касается как социальной политики внутри предприятия, так и нашего сотрудничества с администрацией Архангельска, общественными и ветеранскими организациями, спортивными федерациями, учреждениями образования и здравоохранения, деятелями культуры и искусства. У нас есть правило: мы стремимся сделать так, чтобы социальный климат на территориях присутствия наших предприятий помогал людям и чувствовать себя комфортно именно там, где они живут. Ведь во многом это влияет на их настроение, а значит, и на работоспособность. Да и традиции меценатства нам близки.

Что же касается совместных проектов с городом, то прежде всего они носят инфраструктурный характер. Мы помогаем с ремонтом дорог в Маймаксанском и Цигломенском округах, не так давно участвовали в капитальном ремонте спортзала Цигломенской школы, помогаем городу в благоустройстве и издательской деятельности, курируем целый ряд образовательных проектов.

– Сегодня говорят о захвате природных ресурсов крупными холдингами ЛПК. Вы как к этому относитесь?

– Я категорически не согласна с тем, что крупные холдинги что-то захватили. Те объемы лесосеки, которые сегодня находятся в их распоряжении, переданы им или по итогам торгов, или в качестве сырьевой базы для реализации приоритетных инвестиционных проектов. Это вполне законные процедуры. И в том, что большая часть лесного фонда сосредоточена именно в руках промышленных гигантов, я тоже не вижу ничего страшного. Аналогичная картина сегодня сложилась и в других отраслях: сельском хозяйстве, строительстве, дорожном хозяйстве… В каждой из них есть свой региональный локомотив, который тянет на себе всю отрасль, задавая стандарты качества работы, социальной ответственности, применения передовых технологий производства. Точно так же и в ЛПК.

Причем крупные холдинги вынуждены вести открытую и честную игру: платить белую зарплату, обеспечивать социальный пакет для своих сотрудников, выплачивать налоги. Ведь они – лидеры, а значит, к ним приковано пристальное внимание всех – и власти, и общества. Более того, именно крупные холдинги сегодня больше всех заинтересованы в лесовосстановлении и лесосбережении и постоянно ведут эту работу. Не так давно, кстати, при самом активном участии холдинга «Титан» в Архангельской области появилась новая особо охраняемая природная территория – Двинско-Печерский заказник, над созданием которого несколько лет вместе с лесопромышленниками работали правительство региона и международные природоохранные организации.

Сила мягкой не бывает

– Для меня вы безусловный авторитет политика, который умеет находить взаимопонимание с разными ветвями власти, с людьми. В чем рецепт удачливого политика?

– В умении вести диалог, я думаю. Причем без разницы, где этот диалог происходит – в кабинете губернатора или в обычном архангельском дворе, откуда администрация округа забыла вывезти спиленные когда-то тополя. Ситуации абсолютно разные, согласитесь, и они требуют абсолютно разного подхода, разных аргументов и даже стиля общения. Но главное условие успеха одно – наличие искреннего желания помочь людям. А ведь именно для этого и идут в политику.

–  Женщина в политике – это особая тема. Считается, что это мягкая сила. Как вы к этому утверждению относитесь? Почему женщин мало во власти?

– Я никогда не считала себя мягкой силой и не считаю так сейчас. Вы правы, в политике преобладают мужчины и, соответственно, эта сфера подчиняется именно мужским законам. От любого, кто в нее приходит, требуется уметь быть жестким, настойчивым, в хорошем смысле прагматичным и даже расчетливым. И пол тут не имеет значения. Но при всем этом, повторюсь, нужно уметь найти общий язык со всеми, быть способным слушать и слышать, найти такие точки соприкосновения, которые в итоге привели бы к компромиссу, который устроил бы всех участников диалога. Потому естественно, что далеко не все женщины находят себя в политике. Особенно те, кто верит в миф о мягкой силе. Сила мягкой не бывает.

– Назовите ключевые приоритеты, которые вы будете отстаивать при принятии бюджета 2021 года? В чем главные проблемы вы видите на будущий год с точки зрения экономики и наполнения бюджета? Какие протекционистские решения нужны бизнесу, на ваш взгляд?

– Я не думаю, что в процессе принятия областного бюджета на 2021 год придется что-то отчаянно отстаивать. Он уже поступил в областное Собрание, и я, как и мои коллеги, смогли с ним ознакомиться. Бюджет получился достаточно сбалансированным, и в нем не только сохранены все социальные гарантии региона, но, более того, они получили развитие. Так, с 1 января вырастет прожиточный минимум, подрастут зарплаты и стипендии, сохранятся все льготы, которыми северяне могли пользоваться и раньше. Меня беспокоит лишь то, что баланс бюджета поставлен в зависимость от того, насколько безболезненно экономика региона пройдет через вторую волну распространения коронавируса. Нам и первая волна далась трудно – потери бюджета уже составили порядка 8,1 миллиарда рублей, а дефицит вырос почти на 4,7 миллиарда. Что будет в будущем, остается только гадать. Соответственно, успех бюджета будущего года целиком и полностью находится в руках областного Минфина и правительства и зависит от того, насколько эффективными станут те меры поддержки экономики, которые будут приниматься для компенсации бизнесу понесенных ими потерь.

В этом политическом сезоне мы, кстати, уже приняли первое протекционистское решение, пролонгировав льготы по упрощенной системе налогообложения и патентной системе налогообложения для налогоплательщиков, впервые зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и перешедших на эти системы в течение двух лет с момента  регистрации ИП и работающих в производственной, социальной и научной сферах. Мы не только продлили эти льготы до 31 декабря 2023 года, но и расширили спектр видов экономической деятельности, на который распространяются нулевые налоговые ставки. Теперь сюда войдут туризм, гостиничный бизнес, бытовые услуги в сфере строительства, ремонта автомобилей, дизайна, фотографирования. Предприниматели смогут воспользоваться налоговыми каникулами в течение двух налоговых периодов. О том, какие меры еще могут понадобиться, сейчас говорить сложно. Сначала нужно посмотреть на то, какие еще ограничения с целью недопущения распространения инфекции будут введены в регионе, и делать выводы исходя из прогнозируемых потерь отраслей, которые окажутся под ударом.

Александр ВИКТОРОВ,
фото: архив редакции