Мы работаем на государство и открываем поморов для поморов

Газета, Главная новость, Люди и события

Директор ГТРК «Поморье» отмечает 50-летие. В нашем репортаже – один день из жизни Сергея Николаева.

Он любит дождь, не ходит в отпуск, считает работу не вторым, а первым домом и всегда добивается поставленной цели. Ему не раз приходилось выступать в роли антикризисного менеджера и везде за короткий срок удавалось создать твердую почву под ногами.

«На мне – ответственность»

Утро Сергея Николаева начинается рано. В офис он любит приходить первым, чтобы без суеты выпить кофе. Если нет съемок как ведущего в любимой студии «Доброе утро, Поморье», остается больше времени на директорские функции.

В десять утра – планерка с журналистами, обсуждаются темы завтрашнего выпуска: куда сегодня поедут корреспонденты. Как правило, это еще и горячие темы дня сегодняшнего, ведь телевизионщики работают «с колес».

Рабочий график директора плотный: в течение дня встречи, переговоры. Одновременно периодически отслеживает, что происходит в эфире.

– Телевизор, конечно, смотрю – но когда передача выходит в эфир, смотреть ее поздно. У меня два компьютера: один обычный, другой подключен к специальной системе ТВ-производства Далет. И такой – у каждого корреспондента, редактора. Могу видеть, какие готовятся сюжеты, что написано журналистами – тексты, видео, – объясняет Сергей Викторович. – Конечно, все не отсматриваю, есть редакторы и еще большой штат людей. Чтобы прорваться в эфир, корреспондент преодолевает несколько кордонов. Главный из них – профессиональный.  Но ответственность за все, что вышло в эфир, все равно на мне.

Работа с колес

Телевидение – командная работа. Здесь важна слаженность, оперативность. До 2013 года, пока не перешли на цифровой формат, чтобы выдать новость в эфир, уходило три-четыре часа, а были времена, когда телесюжет готовился сутки. При этом требовалось много людей: режиссеры, монтажер, осветители… Сегодня, несмотря на важность режиссера или монтажера, главная боевая единица – корреспондент. Команда профессионалов должна выдать в эфир новость уже через 15 минут после возвращения съемок.

Время накладывает свой отпечаток, классическая журналистика вынуждена перестраиваться. В газетах ушли в прошлое очерки, на ТВ – большие журналистские материалы. Потребитель изменил запросы:  нужна оперативная и четкая информация. Сегодня на развернутые очерковые формы просто нет времени, «Поморье» создает новости, а новости – это история одного дня.

Звездная болезнь – это нормально

– Обычно стараемся распределить людей по их предпочтениям. Раньше, например, Татьяна Вергилис отвечала за спорт, теперь Федор Елисеев. Светлана Синицына – за культуру, Инга Рудакова – за социалку, а молодежь – за все. Есть пул опытных журналистов, которые делают  политические материалы. Особая каста – телеведущие. Их подготовить сложнее всего, – рассказывает Сергей Николаев. – Если корреспондентов можем взять со второго курса журфака, и к окончанию вуза они почти готовые мастера, с телеведущим по-другому. Нужна внешность. И потом, он должен не просто новость отчитать, а понимать, о чем говорит. Хорошего телеведущего нужно готовить 7-8 лет.

По мнению директора, звездная болезнь телеведущих – это нормально. Они же настоящие звезды, они без эфира не могут, это их жизнь. На том и стоит телевидение.

Общеизвестно, что наше «Поморье» – кузница кадров для национальных телеканалов. Николаев считает, что это естественный процесс.

– Берем молодежь с журфака, делаем их под себя, а потом Москва или Петербург  их забирают. Многие считают, что Москва им даст больше опыта, известности. Что касается денег, большое заблуждение, что в столице тележурналисты гребут деньги лопатами, корреспондент в Москве получает, с учетом съмного жилья, не намного больше, чем в Архангельске.

Телеслушатели и радиозрители

«Поморье» – это телерадио-компания, уже пять лет как нет разницы между слушателями и зрителями. В радиостудии стоит камера, которая транслирует запись – можно смотреть радиоэфир онлайн на сайте телекомпании.

– Мы проводим серьезные реформы «Радио России», и это дает результат, объем слушателей региональных программ растет. Ушли от старого формата, когда было много архивных программ. Сегодня практически все идет в прямом эфире, общаемся с радио-слушателями напрямую. И тут нет возможности не подготовиться и схалтурить. Я сам вел такие программы и даже получил приз от престижного конкурса «Сезам» за лучшую радиопрограмму. Это особая атмосфера. Нужно быть в постоянном диалоге с радиослушателями.

Главная студия телесъемок – гордость «Поморья», отсюда производится большая часть программ, она многофункциональная и мобильная, позволяет менять оформление и цвет под передачу.

Непрямой эфир

– Открою вам большой секрет, – делится Сергей Николаев. – На всех федеральных каналах очень часто прямые эфиры – не прямые. Мы редкая компания, которая делает часть эфиров действительно впрямую. Абсолютно прямой эфир – новостные выпуски. Кроме самых ранних. В «Утре России» небольшие вставки региональных новостей на три и шесть минут – вот они записываются накануне в десять часов вечера.

Ну а как же ток-шоу, где в студии много народу?

– Программа «Позиция» идет в прямом эфире, как и «Дебаты». Но тут свои секреты. Мы же не приглашаем кого попало, подбираем адекватных собеседников. Есть, конечно, те, кто в первый раз на съемке, но они могут и промолчать, спрятаться за спины других членов команды, их четверо за столами. Бывает, что известные медийные лица впадают в ступор перед камерой. Но тут уже все приходит с опытом.

А помнит ли директор, как сам дал первое интервью?

– Конечно. Это был 2002 год, к этому времени я уже был главным редактором двух газет, редактором большого интернет-проекта холдинга «Рамблер», много лет был корреспондентом в московских журналах… Но первое свое телевизионное интервью помню, я вышел из студии весь мокрый – было тяжело. А потом втянулся, привык.

Рожденный на ТВ

Хотя Николаев много работал в газетах, все же его призвание – ТВ. Можно сказать, он родился на телевидении. Мама трудилась инженером связи на Литовском ТВ, декретные отпуска в то время были короткими, и через два месяца после рождения сына она вышла на работу вместе с ребенком. Так что он практически рос в студии на улице Канарского в Вильнюсе, провел там все детство. Телевидение было всегда понятным.

– Но первый опыт я получал уже в Пскове, куда переехали родители, когда в 90-х в Прибалтике начались известные события. Родители до сих пор в Пскове живут. Там окончил исторический факультет вуза. Я собирался стать директором школы, после окончания истфака поступил в аспирантуру на педагогический менеджмент. И даже отработал в школе полтора года, но потом случился 1998-й. Зарплата упала настолько, что стало нечем кормить семью. Нужно было что-то делать, и мы с товарищем уехали в Москву. Сняли квартиру и пошли работать внештатными корреспондентами в журнал мэрии  «Моя Москва». Первая моя запись в трудовой книжке от 1998 года – мэрия правительства Москвы. Вскоре мы показали москвичам, как надо трудиться, заняли серьезные позиции, я даже стал редактором отдела, – рассказывает о себе Сергей Викторович.

Переломным этапом он считает работу в холдинге «Рамблер», где стал главным редактором проекта «Интернет и инвестиции». Затем была работа в Фонде эффективной политики Глеба Павловского. Получив хороший опыт в избирательной деятельности, в 2002 году начал заниматься выборами и вплоть до 2008-го участвовал в избирательных кампаниях. Между выборами он в Пскове был главным редактором двух газет, потом добавил и телевидение.

В плане профессионального роста многое дал Владивосток, куда Сергей Викторович приехал на выборы, но остался на целых четыре года. Там создал медийный холдинг из телекомпаний и газет, руководил пресс-службой мэрии столицы Приморья.

– Почему уехал? Во многом из-за климата – я отношусь к той редкой категории людей, которые любят дождь. Прекрасно чувствую себя в Прибалтике, где родился и вырос, в Архангельске климат вполне устраивает. Когда льет дождь, у меня прилив сил. А когда светит солнце, мне плохо. А во Владике солнечных дней с голубым небом – 254 дня в году. Не мое.

Про белых медведей и снег в мае

Принято считать, что Сергей Николаев приехал в Архангельск с командой бывшего губернатора области Ильи Михальчука. И единственный, кто остался здесь после отъезда Ильи Филлиповича. Так ли это?

– Скажем так, я сюда приехал по предложению политтехнолога Ильи Митькина, который поддерживал губернатора Михальчука, – поправляет меня Сергей Викторович. – В тот момент передо мной стояла задача реанимировать газету «Правда Севера», которая, мягко говоря, находилась в критической ситуации. Нужно было создать издательский дом и к тому же скоординировать деятельность регионального департамента по СМИ, который, по мнению политтехнологов, не справлялся со своими задачами. Рейтинг Михальчука стремительно падал…

Наверное, не просто было решиться в 2009 году приехать в малоизвестный северный город после благополучного Владивостока. Это сейчас об Архангельске говорят с оптимизмом в свете развития Арктики, а тогда подобный шаг запросто мог быть расценен как понижение…

– Знаете, что испугало сразу? Когда мне Митькин предложил, мол, поехали в Архангельск, я набрал в Яндексе «Архангельская область». И первой строкой выплывает: белый медведь загрыз человека. Как раз в это время произошло ЧП на Новой Земле, и все новости только об этом и говорили.

Я прилетел сюда 15 мая 2009 года. В Приморье в это время мы уже месяц загорали, там уже отцвели магнолии, через пару недель открывался купальный сезон в Японском море. Выхожу из самолета в Архангельске – огромная куча снега в аэропорту.

Конечно, после Владика я ходил по улицам и думал: Боже, что это за город, куда я попал! Но в выходные вышел на набережную, и это спасло все. Нигде, ни в одном городе России, а я много где побывал, нет такой уютной и атмосферной набережной. Решил для себя: раз здесь есть такое место, значит, жить уже можно, – вспоминает директор «Поморья».

Обустроить место работы

У Николаева принцип: там, где человек живет, он должен построить для себя комфорт и уют. Поэтому и в здании «Правды Севера» сделал ремонт, и на ВГТРК «Поморье» проведены масштабные работы.

Все, кто бывает в телекомпании, отмечают уютную атмосферу и стильные интерьеры. Для сотрудников даже фитнес-центр оборудован. Более того, на одном из этажей собираются сделать свой детсад: коллектив молодой, малышей много, а отрываться от работы мамочки не хотят.

А по поводу благоустройства, Сергей Николаев уверен, что очень многое зависит от самих горожан. Он вырос в Прибалтике, где люди привыкли не мусорить, не ходить по газонам. Архангелогородцы этому только начинают учиться.

Грим – дело интимное

У Сергея Николаева съемка, поэтому гример-визажист Мария Сиганова готовит его к эфиру. Вообще-то этот процесс интимный. Когда в «тайной комнате» гримируют ведущих или гостей студии, как правило, все выходят. Но для нас сделали исключение.

Здесь свои тонкости. Например, не все мужчины хотят садиться под грим, считая эту процедуру чем-то женским.

– Мы, конечно, учитываем их пожелания, но советуемся с режиссером, как это будет технически. Неприпудренное лицо или лысина будут блестеть в кадре, к тому же свет «юпитеров» в студии обладает свойством выделять даже малейшие недостатки кожи. Особенно в цифровом формате. А мы отвечаем за качество, это же потом все будет видеть зритель. Но если режиссер говорит, что в принципе можно будет обойтись без пудры и грима, не пристаем к человеку, – рассказывает Мария.

Гример часто находится и в студии, чтобы припудрить  присутствующих, ведь многие гости эфира волнуются.

Сами же ведущие «закалены в боях», их мало что может вывести из себя. Например, Наталья Лебедева вела прямой эфир во время грозы, аппаратура среагировала на удар молнии. Все вокруг начало искрить, но ведущая и глазом не моргнула.

Объединяют людей

Два года назад Сергей Николаев вместе с коллегами создал музей телерадиокомпании «Поморье». Отметим, что телевидение в Архангельске появилось еще до создания компании. В 1956 году местные телерадиолюбители где-то раздобыли буровую вышку и поставили на нее передатчики. Любительские программы длились полчаса в день и покрывали лишь центральную часть Архангельска – не было еще центральных каналов. Но люди стали покупать телевизоры, чтобы смотреть эти любительские программы.

Уникальный экспонат музея – черно-белый телевизор «Заря» 1961 года, который до сих пор работает. В инструкции отмечено, что покупатель устройства должен зарегистрировать его в отделении связи в течение 20 дней, иначе штраф. Все телевизоры были наперечет, более того, за пользование ими абонент должен был вносить ежеквартально оплату.

– Когда в 1963 году появилась наша телекомпания, в Архангельске было уже 13 тысяч телевизоров. То есть людей не останавливали никакие преграды и деньги, – поясняет директор. – Поначалу сюжеты снимали на кинокамеру, одна из них хранится в музее. Всю эволюцию оборудования можно здесь отследить. Раньше монтажер просматривал километры пленки и вручную склеивал эпизоды. Старейший наш работник Юрий Владимирович Киселев, который здесь трудится с 1967 года, вспоминает случай, как впервые увидел в студии сюжет, когда часть сюжета пионеры по проспекту Павлина Виноградова идут вверх ногами – монтажер, конечно же, получил выговор.

В фильме «Москва слезам не верит» главный герой Рудольф – оператор ТВ, катит массивную камеру на колесах во время съемки на фабрике. Такая камера КТ-132, которая весит 130 килограммов, тоже стоит в музее. Представьте, как хлопотно было в те годы выезжать на съемки.

Кстати, Рудольф в фильме уверял, что скоро не будет ничего кроме телевидения – ни театра, ни кино. Сегодня то же говорят про интернет, что соцсети вытеснят ТВ, телевидение умрет как невостребованное. Сергей Николаев с этим в корне не согласен:

– Телевидение меняется вместе со всем миром. Но рейтинги телесмотрения ГТРК «Поморье» за последние десять лет на прежнем уровне. Недельная доля нашей телевизионной аудитории в регионе – 44 процента, дневная – 25 процентов. В феврале этого года «Поморье» было названо компанией «Медиаскоп» как телекомпания с самой большой долей телесмотрения в стране. ТВ сегодня развивается, новые каналы появляются, эфирное цифровое вещание бесплатное. Просто у каждого информационного носителя есть свой возраст. Молодежь никогда особо не смотрела телевизор и сейчас не смотрит. Но когда появляются дети, молодые люди начинают ценить телевидение, это самый простой способ узнать новости. Интернет не заменит ни телевизор, ни газеты. К интернету не такой высокий уровень доверия, к тому же там еще нужно постараться найти нужную информацию. Телевизор вычленяет главное и дает визуальную картинку.

Директор областного телевидения считает, что их первоочередная задача – информировать людей о том, что происходит в регионе. Телезритель смотрит новости, и одна из функций «Поморья»  – объединить людей региона в единую общность.

– Мы стараемся больше рассказывать о людях, о культурных событиях, достижениях наших спортсменов. Мы знакомим поморов с поморами.

С властью всегда сложно

130 человек сегодня в компании. С приходом Сергея Николаева на «Поморье» началась новая жизнь.

– Самое сложное было – поменять сознание людей. Многие считали, что на работу достаточно прийти. Мы создали массу новых программ. Как показатель качества – телеканал «Россия» ежедневно запрашивает наши сюжеты и размещает их в своем эфире.

А как же складываются отношения с властью?

– Да, с властью всегда сложно. У каждой власти существует окружение, у которого собственные амбиции и задачи. Власть этому окружению доверяет, не замечая, что оно мешает нормально работать. Получается как в сказке: «А король-то голый»! Ведь важно не только показывать представителей власти, важно, как их показывать.

Кстати, народ в Архангельске и области до сих пор верит в волшебную силу ТВ. И не зря. Как только корреспонденты «Поморья» начинают звонить и выяснять про проблему, чаще всего она разрешается. К сожалению, у ответственных лиц такая черта, что без толчка свою работу нормально делать не хотят.

– Мы используем телеэфир как инструмент для решения проблем наших зрителей. А власть получает возможность рассказывать людям о своей работе. Если у губернатора или мэра мудрые советники, он активно использует трибуну областного телевидения для прямого диалога с жителями нашей огромной области. Мы – государственное телевидение и всегда будем отстаивать интересы государства и людей, которые создают его благополучие. Хочу еще раз напомнить наше название – Государственная телерадиокомпания. Это огромная команда людей, объединенных общей идеей созидания. В руках у нас мощное оружие, которое служит Человеку. На том и стоим, – говорит Сергей Николаев.

Хобби директора

Директор телекомпании в прямом смысле слова живет на работе с семи утра до девяти вечера. При таком бешеном графике старается делать так, чтобы не уставать, чтобы в компании было как дома.

И даже хобби у него телевизионное – вести программу «Доброе утро, Поморье». Это не входит в функциональные обязанности, не оплачивается, поэтому для души. Кстати, в по-домашнему уютной студии стоит рояль «Бехштейн», которому более ста лет, на котором любят играть именитые гости.

Ну а что любит сам Сергей Николаев? Литовскую кухню – раз в месяц приготовить что-нибудь этакое и удивить друзей. Любит, чтобы в компании все работало как часы. А еще рыбалку: раз в году уезжает на неделю на Пинегу, где нет мобильной связи и интернета. Неделя перезагрузки – и снова вечный бой, покой только снится…

Софья ЦАРЕВА,
фото: Павел КОНОНОВ