Дизайн-код: шаг к переменам

Газета, Главная новость, Городское хозяйство

Ключевой для Архангельска документ был принят этим летом, но уже сегодня можно говорить о первых результатах.

У города появился хороший рычаг, чтобы регулировать установку вывесок и других рекламно-информационных конструкций. Теперь муниципалитет согласовывает их размещение только в привязке к дизайн-коду.

– Конечно, на сегодняшний день нет привязки к областному закону об административных правонарушениях, соответственно, за нарушения дизайн-кода мы штрафовать никого не можем, – отмечает главный художник города Михаил Трещев. – Тем не менее все входящие заявления по установке информационных и рекламных конструкций, вывесок на фасадах зданий проверяются на соответствие новым требованиям. Раньше у нас не было подобного рычага по регулировке каких-то тонкостей, деталей размещения вывесок, а в Правилах благоустройства Архангельска это все прописано обобщенно. Сейчас у нас есть конкретный документ, на который мы ссылаемся. И результат не заставил себя ждать. Помимо того что мы согласовываем размещение вывесок только в привязке к дизайн-коду, предприниматели и собственники объектов из СМИ узнают, что такой документ принят и работает, и сами обращаются к нам.

Предприниматели в частном порядке интересуются, как лучше поступить: как почистить фасад, что соответствует дизайн-коду, а что нет, как сделать это более современно, правильно. Адресно с каждым из них прорабатывается ситуация. Консультируют даже по телефону, ведь бывает, что вопрос совсем незначительный, и достаточно небольшого совета. Для этого даже не нужно выезжать на место – можно в ватсапе прислать фотографию, и сразу сложится общее понимание требований к облику фасадов.

Вообще, каждый предприниматель может сам посмотреть дизайн-код на сайте администрации Архангельска. Но, по мнению Михаила Трещева, сегодня его не так-то просто найти тем, кто редко пользуется этим ресурсом. В идеале должен появиться отдельный сайт, который можно сразу найти в поисковике. Но это вопрос времени. Сейчас, чтобы отыскать дизайн-код, нужно, как уже было сказано, зайти на сайт горадминистрации, затем в раздел «Департамент градостроительства», оттуда в «Перечень документов департамента градостроительства» и внизу справа можно увидеть «Дизайн-код города».

Многих может испугать объем документа – более ста страниц. На самом деле там все структурировано, нужно лишь определить свой тип улицы и здания. Задано три типа улиц: первый – исторические и с преобладающим пешеходным движением; второй – магистральные и те, где преобладает автомобильное движение и существуют большие разрывы от зданий до проезжей части; еще одна категория – все оставшиеся улицы. Первая категория прописана четко по всем магистралям. Понятно, что к размещению вывесок на Троицком или на Чумбаровке предъявляются совершенно иные требования, чем, например, на Московском или окраинных улицах. Чем более значимая и видная улица, тем более детальные требования к ней предъявляются.

Далее – на каждой улице предписаны несколько типов зданий. Это жилые здания со встроенными коммерческими помещениями, торговые центры, отдельно стоящие административные здания и так далее. Когда определены улица и здание, легко найти ту часть документа, которая касается непосредственно данного предпринимателя или арендодателя.

Еще раз уточним: наличие утвержденного документа необязательно подразумевает, что за его невыполнение наступят карательные меры, в данном случае штраф. Документ сегодня выполняет пока лишь регулирующие функции. Но инициатива о внесении изменений в областной закон об административных правонарушениях уже направлена в областное Собрание депутатов. И если депутаты примут инициативу на законодательном уровне, дизайн-код будет обязательным к исполнению. Сегодня в городе процентов 90 вывесок размещены просто так, без согласования. Но нужно понимать, что все это быстро и в одночасье не делается, это сложная и кропотливая работа.

– Нормальные люди уже и так видят необходимость перемен. Есть, конечно, те, кто воспринял дизайн-код в штыки, но таких единицы. И мы уже слова благодарности от горожан слышим, что стало меньше визуального мусора. Да и сами предприниматели понимают, что покупатель или клиент голосует ногами за единый стиль, наблюдая позитивные примеры в городе, что среда меняется в лучшую сторону. К тому же у нас город маленький, если сами владельцы магазинов видят, что у других стало лучше, современнее, комфортнее, то они тоже подтягиваются, – говорит Михаил Трещев.

По словам Михаила Владимировича, в Архангельске уже налицо положительный сдвиг в оформлении вывесок, и это не только федеральные предприятия, которые изначально идут по общероссийскому, а то и европейскому стандарту. Подтягивается и архангельский бизнес. В качестве положительных примеров вывесок главный художник приводит жилой комплекс на набережной «Омега-Хаус» с торговыми помещениями на первом этаже. К требованиям дизайн-кода прислушались и собственники череды торговых центров в начале нечетной стороны улицы  Воскресенской: сейчас старый разнобой вывесок демонтирован, заказаны новые в едином стиле.

Преображается и торговый комплекс «Мега»: раньше все окна были завешены баннерами, а дизайн-код предписывает, чтобы не более двадцати процентов остекления было занято рекламой или вывеской. Не допускается также перекрывать вывесками полностью или частично архитектурные элементы зданий. Меняются к лучшему ТЦ «Рим», «Алмаз», торговое здание на Ленинградском, 118.

Хороших примеров уже много, равно как и плохих, которых можно насчитать не один десяток. Особенно грешат пестротой вывесок здания на окраинах. Но даже торговые комплексы в новостройках в центре города могут являть пример полной какофонии – например, ТЦ «Империал» на Воскресенской, где все вывески и баннеры в разнобой. Двухэтажный магазин «Конти» на Чумбаровке, здание швейной фабрики с торца, «свечка» на Гагарина, 61, нелепая «растяжка» на бывшем здании магазина «Шик» опять же на главной пешеходной улице – это тоже примеры со знаком «минус».

– Я убежден в том, что дизайн-код приживется и будет успешно работать. Эти пять месяцев уже показали его эффективность. Люди потянутся друг за другом и будут приводить свои фасады в порядок. Нам без этого все равно не обойтись, особенно если мы говорим о том, что Архангельск должен соответствовать высокому статусу столицы Арктической зоны, – считает Михаил Трещев.

Софья ЦАРЕВА,
фото: Павел КОНОНОВ