Приоритет – социальный

Газета, Главная новость, Люди и события

В бюджете 2021 сохранены действующие условия оплаты труда и выполнение решений по их повышению.

На минувшей сессии гордумы в первом чтении принят бюджет на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.

Безусловно, никаких радужных ожиданий уходящий год нам не принес, это коснулось и городской казны. Свой отпечаток наложили пандемия и экономический кризис. Тем не менее важно, что все социальные обязательства город сохранил в полном объеме.

Основные характеристики бюджета 2021: доходы прогнозируются в объеме 10 миллиардов 876 миллионов рублей, расходы предусмотрены в объеме 11 миллиардов 314 миллионов рублей. Дефицит определен в размере 438 миллионов рублей, или 8,5  процента от собственных доходов, на плановый период предлагаются бездефицитные параметры.

Как сообщила директор департамента финансов горадминистрации Мария Новоселова, налоговые и неналоговые доходы на 2021 год прогнозируются в сумме 5 миллиардов 157 миллионов рублей, что выше уровня 2020 года на 206 миллионов рублей, или 4 процента, в основном за счет увеличения поступлений налога на доходы физических лиц.

Главным источником собственных доходов городского бюджета по-прежнему остается налог на доходы физических лиц в сумме 3 миллиарда 548 миллионов рублей, или 69 процентов от собственных доходов. Налоги на совокупный доход составляют 558 миллионов рублей, или 11 процентов; налоги на имущество в сумме 289 миллионов, что составляет около 6  процентов, акцизы и прочие налоговые доходы – 120 миллионов рублей, или чуть более 2 процентов.

Объем безвозмездных поступлений из областного бюджета на 2021 год определен в сумме 5 миллиардов 719 миллионов рублей, что выше уровня 2020 года на 134 миллиона рублей, или на 2 процента к первоначальному плану. Здесь большую часть составляют субвенции на осуществление отдельных государственных полномочий –  4 миллиарда 157 миллионов рублей, или 73  процента.

Расходы на 2021 год определены в сумме 11 миллиардов 314 миллионов рублей, что выше уровня 2020 года на 542 миллиона. Как отметила Мария Новоселова, по сравнению с 2021 годом в первоначально утвержденном решении удалось нарастить расходную часть за счет собственных источников практически на миллиард рублей.

Наибольшие расходы сохраняются за социально-культурной сферой – 7 миллиардов 744 миллиона рублей, или 68 процентов. На городское хозяйство планируется направить 1 миллиард 924 миллиона рублей, или 17 процентов.

Важно: сохранены действующие условия оплаты труда и выполнение решений по их повышению. Это рост минимального размера оплаты труда с 1 января 2021 года до 12 792 рублей, сохранение доплат отдельным категориям.

Архангельск продолжает участвовать в реализации нацпроектов, что позволило привлечь 840 миллионов рублей, при 81 миллионе городского софинансирования. Капитальные вложения прогнозируются в объеме 727 миллионов рублей, из которых только 30 миллионов рублей – собственные средства. Снижение объемов инвестиций почти в два раза по сравнению с текущим годом обусловлено завершением работ и введением ряда объектов в 2020 году.

Муниципальный дорожный фонд сформирован на 2021 год в сумме 1 миллиард 14 миллионов рублей, из которых 464 миллиона рублей – средства городского бюджета и 550 миллионов рублей – софинансирование из областного бюджета.

Дополнительно предусмотрены средства и на функционирование введенных в текущем году четырех детских садов и вводимых в действие в 2021 году трех новых зданий дошкольных учреждений, а также ФОКа в округе Варавино-Фактория.

На реализацию программы «Формирование комфортной городской среды» запланировано 10 миллионов рублей, 7 из которых будут направлены на благоустройство дворов и 3 миллиона рублей – на благоустройство общественных территорий. Пока это только средства городского бюджета, областное и федеральное софинансирование появится в течение года.

Продолжится и реализация программы «Развитие города Архангельска как административного центра Архангельской области», в ее рамках на 2021 год запланировано 39 миллионов на капитальные вложения в дорожную инфраструктуру и ремонт дворовых проездов, а также программы по переселению аварийного жилья. На весь период на условиях софинансирования предусмотрено более 2,5 миллиарда рублей, из них 70 миллионов рублей запланировано на 2021 год на возмещение собственникам за изъятые жилые помещения.

Все большее развитие получает механизм распределения бюджетных средств при непосредственном участии населения. 4,4 миллиона рублей будет направлено на реализацию инициатив проекта «Бюджет твоих возможностей».

– Напомню, что по итогам 2019 года наш проект признан Министерством финансов РФ лучшей муниципальной практикой инициативного бюджетирования в России, – отметила Мария Новоселова.

Комменты

Даниил Шапошников, заместитель главы Архангельска по вопросам экономического развития и финансам:

– На сегодня планируются следующие параметры бюджета 2021 года: 10,9 миллиарда – доходная часть, 11,3 миллиарда – расходная часть. Соответственно, дефицит составляет порядка 438 миллионов рублей. Что касается доходной части бюджета, то, несмотря на экономические сложности, связанные с пандемией, мы планируем рост дохода бюджета больше чем на 200 миллионов рублей. Про дефицит бюджета – мы последние годы таргетировали муниципальный долг и поэтому без потери устойчивости бюджета, которая остается высокой, можем привлекать дополнительные кредитные ресурсы. В расходной части бюджета более 70 процентов занимают социальные расходы. По отношению к этому году они не снижаются, а увеличиваются. Это связано с ростом зарплат работникам муниципальных учреждений, увеличением средств на капитальный ремонт детских садов, школ, учреждений культуры. Также мы создаем резервы для участия в федеральных проектах, где требуется софинансирование. Мы заложили увеличение средств на такие направления, как благоустройство, содержание территорий, ремонт дорог. Так, например, на 30 миллионов увеличиваем финансирование округов города, что позволит заключать дополнительные контракты на содержание территорий. В целом мы оцениваем бюджет как сбалансированный и резистентный к возможным внешним негативным проявлениям экономики следующего года.

 

Валентина Сырова, председатель городской Думы:

– Бюджет мы приняли в первом чтении с высоким процентом консолидации, несмотря на разные взгляды и партийную принадлежность депутатов. Все понимают, что экономическая ситуация сложная, при этом важно, что мы сохранили социальную направленность: все социальные обязательства, все сферы жизнедеятельности, за которые отвечает муниципалитет, а это дошкольное, школьное, дополнительное образование, культура и спортивные учреждения  функционируют при полном обеспечении. Задачи, поставленные президентом РФ, выполняются, мы идем в ногу со всей страной.

Здесь нужно особо отметить большую работу экономического блока – растут инвестиции и наполняемость бюджета даже в такой непростой период пандемии. Более того, у нас впервые за длительное время добавлены деньги на содержание округов, в том числе и на их благоустройство, а это одно из важнейших замечаний горожан – что в столице Поморья грязно. Тема наведения порядка в городе настолько актуальна, что депутаты единодушно поддержали изменения в структуру администрации, создание нового муниципального предприятия по благоустройству как пути решения застарелой проблемы.

 

Александр Гревцов, заместитель председателя гордумы:

– На сессии депутаты поддержали мое предложение об обращении городских властей к губернатору Архангельской области о возобновлении программы «Развитие Архангельска как областного центра», которая не действует уже порядка 6-7 лет. Это позволит привлечь дополнительные средства на нужды города. Кроме того, депутаты всех фракций ходатайствуют о планомерном ведении переговоров с федеральными властями о пересмотре бюджетной политики. Прогрессивные муниципальные образования мира живут по тем стандартам, когда большая часть денег, которые платят люди, остается на той территории, где они проживают. На сегодняшний день львиная доля налоговых отчислений архангелогородцев уходит в вышестоящие бюджеты.

 

Сергей Малиновский, председатель постоянной комиссии по вопросам финансов и бюджета:

– Средств в городском бюджете для решения всех накопившихся проблем не хватает. Только для расселения аварийных домов, которые попали под судебные решения до 31 декабря 2017 года, требуется порядка 10 миллиардов рублей. А бюджет вместе с субсидиями, субвенциями и трансфертами составляет всего около 11 миллиардов, из которых лишь пять – собственные доходы. За счет дополнительных средств из федерального и областного бюджетов мы можем поддерживать социальную сферу. На все городское хозяйство можем потратить менее двух миллиардов рублей, это удовлетворяет заявки департаментов чуть более чем на четверть. Поэтому надо четко отдавать себе отчет в том, что мы живем по тем средствам, которые имеем. В этой связи депутаты обращают внимание на необходимость продолжить разговор с федеральным и областным правительством о перераспределении налоговых поступлений, чтобы больше денег оставить в городской казне. Основной источник дохода – налоги, других просто не существует.

 

Андрей Махлягин, председатель комиссии по административно-правовым вопросам, местному самоуправлению, этике и регламенту:

– Падать духом повода нет, главный документ города довольно оптимистичен, особенно учитывая непростую ситуацию, в которой он принимается. Ковид внес свои коррективы. Более 3/4 поступлений в городской бюджет – это налоги физических лиц. В этом году бюджет из-за ограничений в том числе недобрал порядка 300 миллионов рублей, соответственно, настолько увеличился его дефицит. Надеемся, в следующем году меры по предупреждению распространения коронавирусной инфекции будут не столь пагубными для экономики муниципалитетов.

 

Михаил Федотов, председатель комиссии по вопросам экономики и инвестиционной политики:

– Очевидно, что этих средств недостаточно для полноценного развития Архангельска. Максимум, на что можно рассчитывать, – поддержание текущей деятельности. Безусловно, сказались условия пандемии и, как следствие, размер налоговых отчислений. Сегодня нам надо думать, как увеличить доходную часть бюджета. Другая сторона вопроса – это выделение дополнительных средств из областного и федерального бюджетов.

Стоит понимать, что наш город является столицей Русского Севера. Жизнь здесь обходится дороже, чем в соседних регионах. Развитие города в условиях Севера требует дополнительных инвестиций, в том числе на инфраструктуру, благоустройство, текущее содержание и т.д. Считаю, что этот факт должен учитываться на федеральном уровне при выделении средств на развитие регионов.

Софья ЦАРЕВА,
фото: Павел КОНОНОВ