От боевых успехов до высокого звания

Газета, Главная новость, Люди и события

Помним, гордимся, верим: 11 лет назад Архангельск получил звание «Город воинской славы».

5 декабря 2009 года «За мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества», указом президента России Архангельску было присвоено почетное звание.

Через войны к победам

По словам историка Андрея Репневского, эта дата не имеет конкретной исторической подоплеки. Дело в том, что общественники, краеведы, ученые, власти довольно долго готовили пакет документов с обоснованием вклада, который наша область и сам город Архангельск положили на алтарь общей Победы над фашистами.

– Сначала у меня даже были сомнения, когда общественные организации начали готовить обоснование, потому что казалось неудобным «выпячивать» свой город, ведь в войну вся советская страна жила под лозунгом «Все для фронта, все для Победы!». Ради этого трудились и большие города, и маленькие поселки. Другое дело в том, что историческая роль каждому была отведена разная, – отметил историк.

Именно об особой роли Архангельска в военной истории нашей страны мы и поговорили с Андреем Викторовичем Репневским. Причем, роль эта не ограничивается рамками Великой Отечественной.

Еще к началу XVIII века главное значение в деле обороны Русского Севера в многолетней Северной вой-не со шведами и их союзниками отводилось Архангельску, в то время единственному стратегическому морскому порту и крупнейшей судоверфи России. Белой ночью 25 июня 1701 года состоялось Новодвинское сражение, знаменитое подвигом «морского Сусанина» Ивана Рябова (Ивана Ермолаевича Седунова).

– Шведская военная эскадра под флагами мирных торговцев Англии и Голландии встала в районе Мудьюга, а три их корабля и галиот с малой осадкой должны были прорваться к Архангельску. У еще строящейся Новодвинской крепости эти суда были остановлены русскими для таможенного досмотра, которые и направили на баркасе караул. Еще на подходе солдаты караула увидели спрятанные на борту судов пушки и военных. Враждебные намерения шведов были раскрыты. Русский баркас развернулся и поспешил к берегу. Шведские суда бросились за ним в погоню, но все три вражеских судна сели на мель. Крепостная артиллерия открыла огонь по шведам и нанесла им серьезный ущерб. Когда начался отлив, русские солдаты вброд пошли на абордаж. Шведы бросили все три поврежденных судна и ушли на четвертом – небольшом галиоте, стоявшем в отдалении. Поморами были взяты солидные трофеи. Это первая серьезная атака на Архангельск и первая морская победа России над Швецией. В ней проявилась значимая международная роль нашего города в большой войне с одним из сильнейших противников России в Европе, она предваряла сухопутную Полтавскую викторию Петра I летом 1709 года, – рассказывает Андрей Репневский.

В 1853-1856 годы, в период Крымской войны, значение Архангельска как морского порта и важной базы судостроения вновь резко возросло. В стремлении установить блокаду России с Севера, уничтожить Архангельск и строящиеся там корабли англичане и французы дважды направляли в Белое море свои эскадры. И оба раза неприятельские набеги были успешно отражены. Так, 6-7 июля 1954 года английская эскадра пыталась принудить к сдаче Соловецкий монастырь, но вынуждена была с позором удалиться. Этот случай нашел самое широкое освещение в исторической литературе.

Роли Архангельска в обороне Русского Севера и всей России посвящено довольно много книг. Одна из лучших, написанных на архивных документах и отлично иллюстрированных, – это «Русский Север в войнах XVI–XIX веков». Авторы Игорь Гостев и Руслан Давыдов.

– В годы Первой мировой войны 1914-1918 гг. военно-стратегическое значение Архангельска было исключительно велико. В связи с контролем противниками Российской империи Балтийского и Черного морей Архангельск стал единственным европейским портом, через который осуществлялись связи России с союзниками по Антанте. В Первую мировую войну грузов через наш город провезли даже больше, чем во Вторую мировую. Особенно важны были поставки качественного угля. Он был необходим для Балтийского флота. Уголь в Архангельск завозили сотнями тысяч тонн, а потом переправляли в Петербург. Благодаря этим поставкам Российский Балтийский флот смог вести активные боевые действия, – говорит ученый.

Архангельск В переписке Сталина и Черчилля

С началом Второй мировой войны роль Архангельска значительно возросла. Город стал стратегическим пунктом «арктического фронта» в борьбе с гитлеровской Германией и ее сателлитами. Самую яркую страницу в победную летопись войны вписали моряки арктических конвоев, работники Архангельского морского торгового и речного порта, железнодорожники. В первые дни войны порт получил ответственное задание организовать прием и переработку стратегических грузов, поставлявшихся по ленд-лизу из США и Англии. Самый первый военный конвой «Дервиш» 31 августа 1941 года пришел именно в Архангельск, что стало важнейшим символом сотрудничества стран антигитлеровской коалиции. И еще шесть последующих караванов, обозначенных литерами «PQ», до конца 1941 года конечной точкой маршрута имели наш порт. Мурманск стал принимать ленд-лизовские грузы с начала 1942 года.

Северный морской коридор в годы войны обслуживали около 800 транспортных судов и десятки боевых кораблей под флагами двенадцати стран, в том числе США, Великобритании, Франции, Норвегии, Польши, а также весь советский военный и транспортный флот.

В 1941-1945 годах в северные порты пришел 41 конвой с грузами, в составе которых были 738 транспортов; убыли на запад 36 конвоев, 726 транспортов.

– В опубликованной переписке Сталина, Черчилля и Рузвельта периода войны десятки раз упоминается Архангельск. Британский лидер, например, постоянно интересовался тем, как дальше идут грузы, которые доставляются сюда, как охраняется железная дорога на Москву, не залеживаются ли грузы на складах, нет ли опасности того, что транспорты в порту или на рейде будут уничтожены авиацией противника, если их слишком долго будут разгружать, – рассказывает Андрей Викторович.

Из 17,5 миллиона тонн различных грузов, доставленных союзниками в СССР через Северную Атлантику, Дальний Восток и Каспийское море, четыре миллиона тонн, то есть одна четвертая часть, прибыли в Архангельск, Молотовск (Северодвинск) и Мурманск.

По неполным данным, на Север были доставлены пять тысяч танков, семь тысяч самолетов, тысячи автомашин, десятки паровозов, сотни зенитных артиллерийских установок, десятки тысяч тонн боеприпасов, авиационного бензина и спирта, продовольствия и снаряжения. Все это в кратчайшие сроки отправлялось на фронт.

Опасное дежурство во время бомбежек

– Семь раз пытались прорваться к нам самолеты противника, три раза им удалось это сделать. Сбрасывали не только фугасные бомбы, но и зажигательные, – отметил историк.

Фашисты планировали полностью уничтожить Архангельск и стратегические лесные запасы. Из-за того, что город деревянный, один из первых указов, еще до бомбардировок, повелевал разобрать заборы, чтобы горело меньше. Поскольку «зажигалки» могли пробить крыши и вызвать пожар, то на крышах и во дворах полагалось установить бочки с водой или ящики с песком и поставить дежурных.

– У меня дежурила моя мама-школьница. Нужно было иметь большие брезентовые перчатки или клещи, чтобы зажигалку, брызжущую искрами, схватить и оперативно окунуть в бочку или перебросить в песок, – вспоминает Андрей Репневский.

С конца августа 1942 года люфтваффе семь раз пытались прорваться к Архангельску. Три раза у бомбардировщиков врага это получилось. На город было сброшено до ста фугасных бомб, в результате которых сгорели канатная и трикотажная фабрики, серьезно пострадал лесотехнический институт, погибли 148 человек, 126 – получили ранения. Но транспорты с грузом на Двине не пострадали.

– Над городом были сбиты четыре немецких самолета. Я помню, как в 50-е годы маленьким ползал на одном из них, – отметил ученый. – Этот самолет сначала был выставлен на всеобщее обозрение перед драмтеатром, а позже перенесен на площадку перед старым зданием краеведческого музея, что находился примерно там, где сейчас стоит под стеклом танк времен интервенции.

Погодные сводки с двойной шифровкой

Помимо переправки военных грузов по железной дороге или по Северной Двине к Котласу, в Архангельске собирали доставленные в полуразобранном виде самолеты. На дальних бомбардировщиках «ланкастер» отсюда летали английские летчики. Эти стратегические бомбардировщики разбомбили самый мощный и потому опасный немецкий линкор «Тирпиц», стоявший около Тромсе.

Военные успехи связаны и с Архангельским УГМС. Расшифровывается эта аббревиатура как «Управление гидрометеослужбы». Деятельность службы распространялась на  территорию от фронтовой Карелии до острова Диксон – фактически на всю охваченную боевыми действиями советскую Арктику. Это поистине стратегические масштабы погодной информации. Ее обеспечивали 113 станций и 55 отдельных постов и более 1000 специалистов.

– Как можно воевать, если не знаешь сводок погоды? На любую высадку морского десанта на Мурмане нужна информация о погоде, в ней нуждались командиры для планирования наступательных операций, летчики без такой информации не могли подняться в воздух, а моряки должны были знать штормовую обстановку. Архангельск обеспечивал данными весь Карельский фронт, Беломорскую флотилию, Северный флот, транспорты, находившиеся в Баренцевом море и на Северном морском пути. Все погодные сводки были засекречены двойным шифрованием, чтобы немцы не узнали информацию о ситуации в Арктической зоне. Все за ней охотились: и наши за немецкими погодными сводками и немцы за нашими, – рассказывает Андрей Викторович. О работе гидрометеорологов Севера в годы войны с душой и на исторических фактах рассказывает изданная в 2020 году книга «Дорогами памяти». Автор-составитель – Ирина Александровна Паромова.

Выполнение военных заказов, решение всех сложных проблем происходили в обстановке, когда люди жили впроголодь. Норма выдачи хлеба едва превышала минимальную норму блокадного Ленинграда. Жители Архангельска узнали непривычный вкус кайры, тюленьего жира и хвойного настоя. По данным органов записи актов гражданского состояния, за 1941-1944 годы в городе умерло 38 тысяч жителей. Это каждый шестой или седьмой горожанин.

– Через Архангельск маршрутами ленд-лиза проходило много продовольствия, но город был одним из самых голодных. Кроме того, область, которую не назовешь сельскохозяйственной, за годы
войны отправила на фронт чуть ли не 90 тысяч тонн картошки, а также мясо, молоко. Голодные жители работали на разгрузке, а украсть нельзя было. Все понимали, что в условиях войны это грозит расстрелом, – отметил собеседник.

По смертности среди мирного населения страны столица Русского Севера оказалась на втором месте после блокадного Ленинграда. Известны истории, когда архангелогородцы и мурманчане собирали на Новой Земле яйца птиц. С рыбой в городе дела тоже обстояли очень плохо, поскольку всех моряков призвали в армию, а рыболовные траулеры превратились в тральщики для постановки или снятия мин.

– В годы Великой Отечественной войны Архангельск превратился в основную тыловую базу по излечению раненых воинов Карельского фронта. Где-то 31 госпиталь на более чем 14 тысяч коек действовал в городе. Под них отвели 23 лучших здания. Были излечены десятки тысяч бойцов Красной армии. Моя мама вспоминала, что они постоянно бывали в госпиталях, выступая с концентрами перед выздоравливающими. Весной этого года вышла из печати книга, посвященная заслугам медиков города в период войны. Она называется «Госпитальная база Карельского фронта. 1941-1945 гг.». Эта книга тоже служит надежным подтверждением заслуг города воинской славы.

Площадь Профсоюзов – площадь Победы

Весть о Победе пришла в ночь на 9 мая и быстро разлетелась по городу. Сразу после прошли митинги на заводе «Красная Кузница», в порту Бакарица и на всех иных предприятиях, где работники трудились в ночную смену.

– Нарядные архангелогородцы с утра отправились на площадь Профсоюзов. Эта территория стала настоящей площадью Победы. Вечером здесь было шумное праздничное гулянье с митингами и концертами. На углу улицы Попова и Павлина Виноградова (раньше так назывался Троицкий проспект) находилось старинное здание норвежского консула. В нем во время войны работали наши союзники (англичане и американцы), которые отвечали за поставляемые грузы. В честь общей Победы они вывесили 9 мая свои национальные флаги вместе с флагом СССР, – говорит историк.

Интересно, что 9 мая 1945 года погода в Архангельске стояла пасмурная, но снега или дождя не было. Температура воздуха днем составляла от двух до четырех градусов выше нуля. Прохлада не смешала краски в душах северян, сердца были согреты Великой Победой, которая досталась таким большим трудом.

Память неся сквозь года

Указ президента о присвоении Архангельску звания «Город воинской славы» предполагал установку памятника, посвященного этому событию. Его торжественное открытие состоялось 31 августа 2011 года, в канун празднования 70-й годовщины со дня прибытия первого союзного конвоя «Дервиш». Это решение было принято мэрией Архангельска по просьбе ветеранов города.

– Стела представляет собой 12-метровый гранитный монумент. Ее уникальной особенностью стало наличие на постаменте символических носовых частей кораблей – в знак того, что Архангельск считается «городом морской славы России». Это является основным отличием данной стелы от других подобных монументов, установленных в других городах воинской славы, – отметил Андрей Викторович.

Рассказ об этом событии вошел в учебное пособие под названием «История Архангельского Севера», где Андрей Репневский выступил в роли редактора. Издание составляли историки, экономисты, политологи, преподаватели САФУ и лучшие учителя школ. Оно обращено к учащимся 10-11-х классов. Книга вышла в свет в ноябре 2020 года.

Сделать материал нескучным – такую задачу поставили перед собой авторы пособия. Именно поэтому оно обширно проиллюстрировано. Вопросы для ребят подразумевают проектную деятельность: исследования, прикладные задания, походы в музеи и библиотеки, знакомство с образовательными сайтами.

Возможно, это учебное пособие будут использовать и ветераны, которые регулярно посещают школы Архангельска.

– Каждая школа взяла один из городов воинской славы, чтобы погрузиться в его военную историю. Школа № 55 носит имя Героя России Андрея Анощенкова, у которого родные были в Ростове-на-Дону. Учащиеся поехали на юг и привезли богатейший материал. В школе № 93 тоже есть настоящие патриоты. Они дружат с образовательными учреждениями Курска. Делегация от левобережной школы отправилась в Курск, посетила Прохоровское поле и привезла подарки, которые были вручены архангельским ветеранам на специальном вечере, – рассказывает руководитель комиссии по патриотическому воспитанию и работе с молодежью городского Совета ветеранов Валентина Петрова.

Проводится большая работа по патриотическому воспитанию молодежи Архангельска. Совет ветеранов организует военно-исторические игры, сотрудничает с детскими центрами и детскими домами, участвует в проектах «Имя Победы», «Династия», «Знамя Победы», в акции, организованной администрацией Архангельска «Орден в твоем доме». Созданы постоянно действующие лекторские группы, работающие по двум направлениям: победная история страны и армия сегодняшнего дня. Интересные формы прекрасно воспринимаются детьми, особенно радует, когда подключаются родители школьников.

– В нашей работе очень сильно помогает газета «Архангельск – город воинской славы», которая публикует разнообразные материалы о сохранении исторической памяти. Все тексты мы бережно храним, используем их при подготовке к тематическим школьным урокам, – говорит Валентина Петрова.

В 2017 году Архангельск стал площадкой для проведения VII съезда Союза городов воинской славы. В память об этом событии делегаты высадили аллею из 45 кустов сирени – по числу городов, удостоенных почетного звания. За три минувших года кустарники прижились и окрепли, они стали настоящим свидетельством нерушимой дружбы, стремления действовать сообща и помогать друг другу в важном государственном деле по патриотическому воспитанию и сохранению исторической памяти.

Инга ШАРШОВА,
фото предоставлены Андреем РЕПНЕВСКИМ