Валентина Сырова: Мы скажем спасибо любому, кто поможет городу

Архив новостей, Газета, Главная новость, Политика и экономика

Председатель Архангельской городской Думы Валентина Сырова о политических итогах года, бюджете-2021, новых подходах к благоустройству города и главных уроках пандемии.

С высоким процентом консолидации

– Валентина Васильевна, на этой неделе администрация и гордума будут утверждать бюджет Архангельска 2021 года. Я обратил внимание на ваш комментарий о том, что бюджет в первом чтении был принят с высоким процентом консолидации. Не часто в гордуме можно наблюдать такое единение взглядов…

– Впервые за всю историю гордумы мы начали рассматривать бюджет с «нулевого чтения». Ранее депутаты выражали претензии, что поздно им представляли документ. Теперь, благодаря «нулевому чтению» депутаты могут погрузиться и досконально разобраться в тех или иных статьях.

– По Бюджетному кодексу, насколько я знаю, такого понятия, как «нулевое чтение», нет…

– Вы правы, но финансовый блок и его руководитель Даниил Вадимович Шапошников нам такую возможность предоставили, и мы работали совместно. Настрой на сотрудничество при рассмотрении главного финансового документа года задал глава города Дмитрий Александрович Морев. Мы попросили администрацию добавить средств на округа, на ТОСы, на проекты в социальной сфере и дорожном хозяйстве. Поскольку наши пожелания были учтены еще до внесения проекта бюджета в Думу, руководители фракций взяли на себя ответственность, депутаты увидели результат, и первое чтение бюджета прошло с большой долей консолидации и общей ответственности. Депутаты почувствовали уважение их позиций со стороны администрации города по отстаиванию интересов горожан. Такой опыт мы реализовали впервые, и это пришлось всем по душе.

– Бюджет, как представляется в условиях пандемии, не самый оптимистичный…

– Основные показатели доходной части у нас вызывают беспокойство, пандемия сказалась на всех сферах жизни. Мы не понимали, как бюджет будет наполняться, как будут складываться основные поступления от налогов. Это, кстати, тоже способствовало общему пониманию и консолидации разных партий и фракций в рамках дискуссий. В целом же наш главный доход от НДФЛ не сильно упал. Этому способствовали в том числе и отчисления по больничным листам.

– Ко второму чтению много ли поступило поправок?

– Поправки поступили только от городской администрации.

В новой стилистике

– В исполнительную власть приходят новые люди, которые находят основы для сотрудничества для горожан…

– Новый глава города вырабатывает свою стилистику отношений с депутатами и партиями, ставя во главу угла понимание острой необходимости широкой совместной деятельности перед угрозами, которые диктует нам жизнь.

– Какие основные прогнозные показатели и приоритеты бюджета 2021 года вы бы обозначили?

– Администрация представила сбалансированный финансовый документ, и совершенно очевидно, что мы будем жить по средствам. У нас сейчас не работает детская развлекательная индустрия, наш «Потешный двор» уже давно закрыт, вполсилы действуют ресторанный бизнес и торговля. Есть сферы, откуда мы недополучаем налоги. Но я уверена, что мы выйдем из пандемии, и экономика заработает в полную силу. Оптимизма мало, но бюджет реальный и позволяет нам планировать наши расходы.

– У депутатов есть понимание, чем можно заместить возможные потери?

– Мы надеемся на эффективное использование городского имущества. Есть у нас неликвидные активы, и надо над этим подумать. Например, подвальные помещения в домах, которые при должном ремонте вполне возможно использовать для различных видов деятельности. Администрация активно работает в этом и других направлениях.

Среди приоритетов – повышение уровня благоустройства, содержание территорий в округах. Мы в 2021 году особенно активно поддержим наши округа. В числе важнейших задач – создание нового учреждения по благоустройству.

Мы вернем институт дворников

– Вы поддерживаете идею главы города о создании учреждения?

– Конечно поддерживаю. Идея о новых подходах в этом направлении давно витает в воздухе. Хорошо, что начали активно заниматься реализацией этой задачи, и такое учреждение будет создано. Мы вернем институт дворников во всем городе, сконцентрируем финансовые и организационные усилия и будем требовать эффективной работы от нового предприятия.

– А что делать с неразграниченными территориями – землями городскими, у которых нет хозяина. Насколько я понимаю, это ключевой вопрос в смысле наведения чистоты и порядка?

– Надо в срочном порядке ее разграничивать. Тем не менее пока даже в этой ситуации мы сумеем организовать работу силами нового учреждения. Для этого мы внесли изменения в Правила благоустройства и будем этим заниматься. Вы правы, ключевым вопросом является отсутствие порядка в вопросах разграничения ответственности за территории города. Это очевидно: если вы видите лопухи высотой в два метра – значит, земля ничья.

Что может депутат?

– Глава города говорит о комплексном подходе к ремонту дворов: сделали дорогу во дворе, надо делать тротуар и подход к подъездам. Проблемы есть: благоустройство и ответственность жильцов, УК и города. Жильцы с УК отвечают за землю по цоколю. А дальше как? Как этот узел развязать.

– Нам надо ремонтировать комплексно, кварталами, и, действительно, ремонтировать подходы к подъездам, тротуары, и это верная оценка ситуации.

– А как заниматься работами на земле, которая принадлежит жильцам и УК? А если они не хотят тратиться? Город не имеет право вкладывать деньги не в свою землю.

– Если домовладельцы не пойдут навстречу пожеланиям властей, нам никогда не навести порядок.

– Как депутаты на это могут повлиять?

– Депутаты должны работать с населением. Люди часто и совершенно справедливо ругают власть, но и без собственников, в том числе жилья, ничего не сможем сделать.

– Получается, что у депутатского корпуса и у каждого отдельного народного избранника есть идеологическая задача – разъяснять людям, как устроить жизнь в родном городе.

– Муниципальный депутат – самый близкий к избирателю, и этим все сказано. Для всех очевидно, что мы должны жить в чистом дворе и ходить по чистым тротуарам. Мы видим всюду грязь, убитые проезды, непотребные дворы и подъезды домов, сломанные крыльца. Мы позволяем себе жить в таких условиях. Я понимаю людей, которые выходят в свой двор и проваливаются в лужи и грязь. Об этом приходится говорить постоянно. Мы должны с горожанами вырабатывать совместные решения, тогда наши проекты и идеи будут восприниматься быстрее.

Главный приоритет – чистота

– Иначе говоря, главный приоритет будущего года – наведение порядка и чистоты…

– Вы правы, нам придется, как говорится, работать на земле. В целом создан задел в виде нескольких вновь построенных детсадов. Нам надо их содержать и платить людям зарплату, это также предусмотрено в бюджете. У нас строятся школы, вводится ФОК, и на бюджет падают дополнительные расходы, и мы обязаны с этим справляться.

– Одним словом, у муниципалитета нет возможности отступать назад, надо строить социальные объекты, жилье, благоустраивать территорию города. В целом полномочий у муниципальной власти по-прежнему много, а возможностей мало…

– Нас активно поддержал губернатор Александр Витальевич Цыбульский, который выделил средства на благоустройство общественных территорий и улучшение качества дорог, и горожане уже увидели результаты. Законы действуют, и мы по ним живем. Важно находить возможности для сотрудничества и получения денег из областной казны и из федерального бюджета.

Деньги городу нужны

– Сегодня много говорят про закон об Архангельске как административном центре региона. Чего ждете от этого закона? На каком этапе находится его рассмотрение?

– Все находится на этапе переговоров. Речь идет о сумме около миллиарда рублей в год, что составляет два процента от собственных доходов областного бюджета. Всегда регио-
нальное руководство говорит, что, мол, вы и без того получаете много денег. И это так. Мы получаем средства по различным госпрограммам, и все, что строится в нашем городе, – это за федеральные и региональные деньги. Мы благодарны за дополнительные средства, которые получили при поддержке Александра Цыбульского на наши дороги, парки и скверы.

Но нам нужны средства в рамках этого закона, чтобы мы могли ими распоряжаться и планировать проекты на годы вперед, понимая, что деньги к нам будут поступать ежегодно. Не все наши дороги, которые нуждаются в ремонте, подходят по критериям под нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», не все наши дома могут ремонтироваться за счет регионального бюджета, и нужны пусть небольшие, но дополнительные финансы на дворовые проезды, дороги третьей категории и общественные территории. Нам также надо реализовывать проекты в сфере создания исторически привлекательного облика города, сохранения исторической архитектуры, ремонтировать проезды к учреждениям культуры, спорта, медицины и образования, развивать туристические маршруты.

– А в чем тогда разногласия? Какие позиции у депутатов областного Собрания?

– У нас нет разногласий. Закон прорабатывает губернатор, наши коллеги из областного Собрания совместно с депутатами гордумы работают над программой финансирования и основными подходами.

– Позиция некоторых областных депутатов состоит в том, что региональные деньги должны выделяться на выполнение Архангельском функций административного центра: подъезды к областным учреждениям, туристические маршруты, главные дороги…

– Гости города приезжают не только в больницы. Нам нужны средства на проекты жизнеобеспечения. Получая деньги из областного бюджета в рамках закона, мы сможем высвобождать ресурсы городской казны на более глобальные проекты в сфере тепло- и водоснабжения, решения проблем парковок или ремонта сетей в наших округах.

Во всем виновата ментальность?

– Вы работали в разных составах Думы и давно занимаетесь политикой. Работали с разными руководителями города. Подходы в решению проблем, казалось бы, лежат на поверхности, но почему мы не создали систему благоустройства, как это уже давно сделали в других городах? Может быть, проблема в ментальности жителей?

– Отчасти да. Проблема в нашем отношении к этой теме. Я была в Сочи в командировке. Все знают, какой это был грязный город, но сейчас он чистый. Они сумели изменить ситуацию. О том, как этого добились, мне рассказал председатель Сочинской думы. Он сказал, что главу города звали главным дворником и уборщиком в городе. И он этого не стеснялся.

– Вы говорите о ручном управлении?

– Наряду с созданием новой системы уборки в городе без ручного управления не обойтись. За каждым чиновником был закреплен район. Людей увольняли с работы, если они не наводили порядок на вверенных территориях. Должен
прийти в исполнительную власть человек, который будет создавать эту систему ежедневно путем ручного управления.

– Главный дворник в городе – этот путь, возможно, принесет результаты. Но что делать с ментальностью людей, которые мусор бросают где угодно, ломают скамейки на набережной…

– Хочется верить, что горожане перестанут мусорить, если мы будем вовремя убирать. Урн на набережной много, но люди бросают мусор рядом. Понятно еще, когда они переполнены, но часто видишь другую картину: урны пустые, а мусора рядом много.

– Программы школьного воспитания разработать и начинать оттуда, с детского сада и семьи?

– Учить чистоте надо с младенческого возраста, и на это уйдут десятилетия. Конкретные программы воспитания должны стать частью жизни в семье, в дошкольном и школьном образовании. И уже сегодня создано много методик, но, видимо, они не стали пока частью нашей жизни.

– В Архангельске серьезная проблема кладбищ: их не хватает, они тонут в воде, территории плохо содержатся…

– Да, мы не можем навести порядок на кладбищах. Мы не ценим прошлого, а значит, не понимаем своего будущего. Нам надо разработать программу благоустройства кладбищ. У нас с главой города есть общее понимание этого вопроса. Средства небольшие, и запланировать их необходимо.

Реформа со скрипом

– «Мусорная» реформа идет со скрипом. Отходы вывозятся плохо, особенно с островных территорий. Проблемы нам доставляет «ЭкоИнтегратор». Какое у вас понимание хода «мусорной» реформы, что делается и что необходимо делать? Вам горожане часто жалуются?

– Мы ждали обещанного порядка в этом деле, ждали, что придет «добрый дядя» и порядок наведет. Но не случилось. Как был Архангельск столицей помоек, так и остался пока, к сожалению. Нам не важно, какая компания убирает и вывозит мусор, кто эксплуатирует контейнеры – САХ или «ЭкоИнтегратор», главное, чтобы город был чистым. Я считаю, что вывозом мусора, содержанием контейнеров и площадок должен заниматься один подрядчик, ответственный перевозчик. Пока за площадкой не будет закреплен один хозяин, не будет порядка. Этого надо добавиться. Комплексный подход должен быть во всем. Стоимость услуг для горожан немалая, а значит, мы имеем право требовать результата.

– Как решить проблему переселения из ветхого и аварийного жилья? Это проблема государственная.

– Мы сильно опоздали с решением этой задачи. Одни дома расселяем, на подходе другие ветхие, те же «хрущевки». Как снежный ком нарастает проблема. Люди поняли, что это может быть бесплатно, и они ждут расселения.

– А почему мы отказались от социального наемного жилья? Можно ли вернуться к этой форме – строить и сдавать людям внаем квартиры?

– Это нужно делать. И если вы не можете купить жилье, снимайте его у государства.

– Есть у гордумы право выйти с такой инициативой на федеральный уровень?

– Дума может выйти на областное Собрание, а областной парламент уже на федеральный уровень.

– Почему не выходите?

– Такие проекты ранее обсуждались. Надо этим заниматься, соглашусь.

– Парковки – проблема нерешаемая?

– Сегодня горожане имеют по одной или две машины на семью. И проблема очень острая. Мы можем искать пути решения. Например, у нас есть огромные заросшие травой и бурьяном дворы, где когда-то были детские площадки. Надо сделать плановую разбивку и с учетом новых реалий оборудовать парковки. А чисто детские площадки создавать в парках и скверах. Автовладельцы охотнее ухаживают за парковками. А за содержание больших дворов жильцы не берутся. Решив проблему парковок, таким образом мы избавимся от бурьяна и неухоженности во дворах.

Главу выбирает народ

– В каком-то муниципальном поселении уборщица стала главой. Народ избрал. Как вы относитесь к системе выборов глав городов и районов, действующей сейчас?

– Выборы – это средства, и немалые. И мы не знаем, чьи финансы стоят за этими людьми, которые идут на всенародные выборы. Глава потратил деньги, и их надо вернуть – вот вам и коррупция. Я на данный момент за действующую систему, когда выбирают депутаты, через комиссию уважаемых людей и профессионалов. Мы выбираем более профессиональных и готовых к власти людей.

– Руководитель города в этом случае может не прислушиваться к мнению народа, и тогда растет пропасть между властью и народом.

– Хочу напомнить, что люди выбирают депутатов, а те избирают главу. У народных избранников достаточно механизмов контроля за деятельностью главы. Депутаты осознают свою ответственность перед населением за свой выбор.

– Как у нового главы  складывается работа с городской Думой?

– Дмитрий Морев сумел выстроить диалог с думой, будучи на должности заместителя главы. Сумел найти основы для конструктивного общения с каждым депутатом на основе взаимного уважения. Это честный и открытый диалог. И у него это получилось за короткий срок. И вы видели, что все предлагаемые главой инициативы и проекты депутатами в настоящее время поддержаны.

– Какие технологии работы у депутатов?

– Депутаты ведут прием в округах, выезжают на проблемные объекты, общаются с ресурсоснабжающими организациями, работают в постоянных комиссиях городской Думы.

– Как складываются взаимоотношения депутатов гордумы и облсобрания?

– У нас ровные рабочие отношения. Тесно взаимодействуют фракции. Процесс рабочий и идет постоянно.

– Как складывается межпартийный диалог?

– В ежедневной практике мы стараемся меньше акцентировать наше внимание на партийной теме. В Думе мы не делимся на партии и фракции, понимаем, что живем в одном городе и работаем на горожан. И часто наши позиции совпадают в главном. Не надо флагами махать – мы скажем спасибо любому, кто помог городу. Славу можно поделить на всех …

– Валентина Васильевна, назовите основные события 2020 года?

– Главное политическое событие – выборы губернатора. «Единая Россия», выдвинув своего кандидата, не ошиблась. Мы победили не на популизме, а конкретных реальных делах. Александр Витальевич Цыбульский смог дойти до каждого и объединить людей на основе программы «Мы вместе», за короткое время работы реализовать многие проекты и выполнить обещания. В этом году мы выбрали главу города, и первые шаги внушают оптимизм. Будем работать совместно. Конечно, на все наложила отпечаток пандемия, которая стала для всех испытанием. И прежде всего для системы здравоохранения и образования, для наших людей старшего поколения. Пандемия стала уроком для общества в целом. Меня поразило, как активно люди стали участвовать в волонтерском движении. Пандемия, как война, показала все наши самые важные человеческие качества – неравнодушие, сопереживание, умение откликаться на любой призыв. Это главный вывод минувшего года.

Евгений УДАЛКИН,
Алена САФРОНОВА