Хранитель времени

Газета, Культура

В маймаксанской школе № 59 открыли обновленную экспозицию музея.

Преображение музея стало возможным благодаря участию в проекте «Большая перемена». В его рамках идеи, направленные на улучшение школьного пространства или организацию мероприятий, предлагают учащиеся 7-11 классов. Лучшие задумки получают финансирование из городской казны.

Одними из победителей стали ребята из 9 «Б» школы № 59, которые предложили воплотить проект «Хранитель времени». Задумка появилась неслучайно: одна из традиций класса – путешествия, подростки побывали во многих уголках области и за ее пределами, причем такие туристические вылазки носят не только развлекательный, а прежде всего образовательный характер.

– В поездках по нашей стране мы посещаем очень много музеев. Но из таких мест, как мемориальный комплекс на Поклонной горе, музей железных дорог России, шоу-музей «Гранд Макет Россия» и других не хотелось уходить. Потому что все там вызывает только восторг, восхищение и интерес. А наш «хранитель времени» утратил свое назначение. Это все-таки живой организм. Мы решили найти новый подход к организации работы музея, органично объединить в одном пространстве историческое прошлое и технологии XXI века, – делится девятиклассник Илья Придня. – К тому же хотелось, чтобы в школе оставалась память и о нашем классе.

Именно Илья презентовал проект перед конкурсной комиссией. Творческой частью его защитного слова стала песня Цоя «Мы ждем перемен», слова которой точно отразили желания подростков. Перемены в музей пришли действительно разительные. По словам ребят и педагогов, раньше помещение «хранителя времени» напоминало каморку: глухие шкафы от пола до потолка, старый линолеум, обветшавшее окно, устаревшие стенды. Теперь музей полностью обновлен: на закупку мебели и витрин, установку окна и системы отопления, приобретение техники – компьютера, принтера, проектора – участники проекта выиграли 600 тысяч рублей.

Помимо этого, началась серьезная работа по сбору материалов для новой экспозиции. Как рассказывает Валентина Буланова, учитель английского языка, идея создания «хранителя времени» в 59-й родилась еще в 70-х годах, согласно обнаруженным документам, музей планировали назвать «Отцовская слава». Известно, что он успешно функционировал, но в 1995 году, при переезде в новое здание школы, часть экспонатов потерялась, их не удалось найти. Теперь Валентина Александровна ведет работу в архивах, восстанавливая память о директорах, педагогах и учениках школы.

В новом музее увеличилось количество выставок, одна из них посвящена истории поселка, неразрывно связанной с историей завода. Помощь оказал Валерий Шварцштейн, автор книги «Завод на краю Маймаксы», материалы которой и легли в основу этой части экспозиции. Еще один блок рассказывает о Великой Отечественной войне.

– Если раньше, когда мы говорили о войне, большой блок был посвящен Герою СССР Михаилу Родионову, имя которого носит наша школа, то сейчас, кроме этого материала, мы добавили еще два стенда. Один посвящен ученикам 59-й, которые со школьной скамьи ушли на фронт и не вернулись. Сведения собирались по крупицам, портреты юных героев были нарисованы учителем черчения и рисования Михаилом Пономаревым с фотографий. Сейчас мы пытаемся получить оригиналы снимков, – рассказывает Валентина Буланова. – Еще один стенд посвящен обелиску «Памяти воинам – жителям лесозавода № 26, погибшим в Великой Отечественной войне». История его создания очень интересная. В 70-е годы в нашей школе работала группа «Поиск» под руководством учителя истории Валентины Рыжковой – ребята собирали материалы о земляках, защищавших Отечество в роковые сороковые. Памятник был создан по эскизам Михаила Пономарева, открыт 8 мая 1973 года. Рядом с ним родители павших бойцов, учащиеся и учителя высадили Аллею Памяти. В 2010-м школьники начали работу над проектом «Островок памяти», целью которого стало благоустройство территории обелиска. В рамках этой акции проводилось много мероприятий, чтобы привлечь внимание к разрушающемуся памятнику и добиться выделения средств на его обновление. И у ребят это получилось.

Часть выставки посвящена пионерскому движению. Есть и временная экспозиция – здесь отражена история учебного заведения в лицах. Собраны фотографии и сведения, которые удалось восстановить в архивах, – о руководителях школы разных лет, начиная с 1921 года. Сегодня педагоги планируют дополнить этот блок, собрать серьезный материал и в течение текущего учебного года открыть полноценную выставку. Для них это особенно важная работа, ведь 59-я взрастила в своих стенах целые династии учителей.

– Здесь очень много фотографий и элементов интерьера, которые связаны с моей семьей, с моими родственниками, которые работали в этой школе. Моя бабушка Надежда Витальевна Придня была учителем русского языка и литературы, прабабушка Валентина Васильевна Сумарокова преподавала географию, сейчас здесь работает моя мама, Юлия Николаевна Придня, она тоже ведет русский язык и литературу. И все они учились в этой школе, – показывает снимки своих родных девятиклассник Илья Придня.

Как поделилась Екатерина Мысова, учитель математики, классный руководитель 9 «Б», сегодня главная цель – паспортизация музея, а уже после педагоги и школьники планируют воплотить другие задумки.

– У нас есть идея открыть свою школу экскурсоводов. Кроме того, мы предполагаем, что музей не только станет местом проведения выставок, а еще и центром для организации мероприятий. Например, мы занимаемся краеведческой работой, проводим исследовательские работы, защищаем их – теперь есть возможность делать это на территории музея. Мы ставили цель – чтобы музей стал интерактивным, чтобы он был живым организмом, – подчеркивает Екатерина Сергеевна.