Александр Дятлов: Лесной комплекс получит новый толчок к развитию и даст возможность улучшения жизни людей в регионе

Архив новостей, Политика и экономика

Концепция развития лесной промышленности революционным образом должна изменить положение дел в этом секторе экономики области.

Разговор с заместителем председателя областного Собрания, председателем комитета Архангельского областного Собрания депутатов по лесопромышленному комплексу, природопользованию и экологии Александром Дятловым мы начали с главной новости, которой ждали все лесопромышленники и власть на местах. На днях глава Правительства России Михаил Мишустин утвердил концепцию развития лесной промышленности.

Лес берут под контроль

Предполагается, что Стратегия развития лесного хозяйства до 2030 года выведет нашу страну в число крупнейших производителей продуктов и товаров из дерева с высокой добавленной стоимость в мире.
В документе прописаны вопросы полномочий в сфере лесного надзора, повышения прозрачности в отрасли, интенсивной модели ведения лесного хозяйства, поддержки предпринимателей, ведущих глубокую переработку древесины. В Стратегии объединены экономическая и экологическая составляющие.
В новом документе значительное место отведено мерам государственной поддержки предприятиям лесопромышленного комплекса
– Таким образом, мы перестаем быть страной, из которой бесконтрольно вывозится «кругляк», и станем технологичным государством, в котором древесина перерабатывается в продукты и товары с высокой добавленной стоимостью. Лес берут под контроль – рассказал Александр Дятлов. – Лес и все операции с древесиной будут оцифрованы за счет информационной системы ЛесЕГАИС. Это система, которая будет отражать все операции с древесиной – от выделения наделов и делянок, заготовки сырья на них и до переработки, а также вывоза на экспорт. Каждый этап будет под контролем. Если на каком-то этапе выявляются нарушения, сделки и операции с древесиной блокируются. Создается единый электронный реестр по учету за лесами. Этот реестр будет подкреплен данными снимков со спутников. Появятся точные данные об объеме леса, можно будет отследить «серые схемы лесорубов» и остановить несогласованную вырубку и торговлю.
Также появляется федеральный лесной надзор и главные федеральные лесные инспекторы в каждом субъекте РФ. Их оснастят беспилотными летательными аппаратами и информацией со спутников земли для выявления правонарушений. Будут поддерживать компании и предпринимателей, которые открывают производство по переработке древесины. Оказывать помощь в экспорте. Леса, которые уже вырублены, планируется засеивать саженцами деревьев. Это позволит 100 % восстанавливать вырубленный или уничтоженный лес. По новой концепции будут обновлены и значительно упрощены правила предоставления лесных участков. Можно подавать все запросы и документы через интернет. Важно также и то, что начнутся активно строиться лесные дороги к местам производства и валки леса за счет совокупного федерального, муниципального бюджетов в связке с предпринимательским сообществом. Кроме того, определено, что продажа продуктов переработки древесины (фанера, мебель, картон, доски, домокомплекты) будет осуществляться через единое экспортное окно.
– Александр Владимирович, какой результат мы хотим получить, что даст новый порядок в лесной отрасли?
– Мы надеемся, что все эти меры приведут к удвоению вклада лесного хозяйства в ВВП страны к 2030 году. Самое главное, Россия начнет зарабатывать деньги не просто на вывозе дерева из страны (по аналогии с нефтью и газом), а на высокотехнологичном производстве. Стратегия позволит уже к 2024 году качественно восстанавливать 100 процентов вырубленных или погибших лесных насаждений.

Пилотный регион для учета леса

– Вы также принимали активное участие в подготовке документа. Насколько он учитывает интересы власти и бизнеса в лесной сфере в регионах?
– В обращении в Правительство Российской Федерации мы отмечали, что сегодня в отрасли создаются новые производства по глубокой переработке древесины, внедряются методы интенсивного ведения лесного хозяйства. Но программы по государственной поддержке отрасли зачастую не носят системный характер, а рассчитаны на год-два. В новой Стратегии наши предложения учтены. В документе также учтена необходимость создания условий для развития отрасли, ее декриминализации. Повышения прозрачности отрасли власти страны намерены добиваться через цифровизацию и внедрение отраслевых информационных систем. Планируется, как я уже говорил выше, в единой государственной информационной системе связать все цепочки движения древесины посредством электронных сопроводительных документов.
Не так давно мы предложили протестировать в пилотном режиме на территории Архангельской области введение системы электронного контроля перевозок и хранения леса, а также сделок с ним. Но тогда не были регламентированы технические решения, требуемые для реализации проекта. В новой Стратегии имеется алгоритм действий по внедрению подобных систем.
– Александр Владимирович, актуальная проблема – строительство лесных дорог, которые являются неотъемлемой и непрерывной составной частью лесозаготовительной деятельности.
– Строительство дорог требует стабильного обеспечения большими объемами песка и песчано-гравийной смеси. Единственным источником такого материала на лесных участках являются месторождения полезных ископаемых. Однако их добыча невозможна без лицензии, а длительные сроки ее оформления и процесс подготовки месторождений существенно замедляют строительство лесных дорог, что приводит к остановке лесозаготовительной деятельности и сказывается на реализации крупных инвестпроектов. Архангельская область представила перечень предложений, которые минимум на полгода позволят сократить сроки оформления лицензий и подготовки месторождений полезных ископаемых, необходимых для строительства лесных дорог.
– Александр Владимирович, в целом каковы основные итоги работы профильного комитета областного Собрания?
– Мы работали над 14 законопроектами по вопросам ведения комитета, все они были поддержаны депутатами. Вносимые нами изменения в законодательство касались сферы охраны окружающей среды и совершенствования регулирования лесных отношений, контроля исполнения областного законодательства. Мы также рассмотрели и приняли ряд инициатив по поддержке малого и среднего предпринимательства, занимающегося лесозаготовкой и переработкой, проинспектированы приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов на территории Архангельской области.
Депутаты поддержали нашу инициативу по увеличению срока принятия и регистрации министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области заявлений граждан на выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов в отношении нелимитируемых охотничьих ресурсов с 14 до 45 дней до дня открытия очередного сезона охоты на определенный вид охотничьих ресурсов.
Речь идет о том, что за две недели не все охотники, а их количество постоянно увеличивается, успевали получить разрешение, кроме того, образовывались большие очереди и возникали риски нарушения срока выдачи разрешений.
При работе над областным бюджетом на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов мы обратили особое внимание на исполнение двух государственных программ Архангельской области: «Развитие лесного комплекса Архангельской области (2014–2024 годы)» и «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Архангельской области (2014–2024 годы)».

Точки роста в ЛПК

– Важнейшее направление в работе – реализация инвестиционных проектов в ЛПК региона. На чем бы вы сделали акцент?
– Я бы обратил внимание на строительство крупного лесопильного комплекса в округе Майская Горка в Архангельске, а также современного лесоперерабатывающего комплекса в Пинежском районе.
Открытие нового пеллетного цеха компании «Регион-лес» в Майской Горке Архангельска – это важное историческое событие для нас. Здесь раньше было одно из старейших предприятий в сфере лесопиления. С приходом компании «Регион-лес» удалось возобновить производство. Это имеет огромное значение, как для Архангельска, так и для всей области. Новое производство – это и налоговые поступления, и новые рабочие места, и инвестиции в инфраструктуру региона. Пеллеты – это экологически чистое топливо, которое может использоваться для выработки тепла и электроэнергии. Это особенно актуально в труднодоступных населенных пунктах, использующих автономные системы энергоснабжения.
У собственников-лесопереработчиков есть планы по строительству новых производственных мощностей. Так, лесопильное производство будет готово принимать в год 350–500 тысяч кубометров сырья. Пеллетное производство в последующем также нарастит мощность – на выходе планируется выпускать в год по 100 тысяч тонн готовой продукции. Проект компании может и должен стать приоритетным инвестиционным проектом Архангельской области. Получение этого статуса позволит увеличить как итоговую мощность предприятия, так и количество рабочих мест, и объем финансовых поступлений в бюджет.
Реализация этих проектов принципиально важна для нашей области, поскольку это инвестиции в новые производственные мощности, значительные налоговые поступления, новые рабочие места и вложения в инфраструктуру региона.
– Александр Владимирович, вы инициировали обращение в Госдуму и направили туда предложения в проект федерального закона «О внесении изменения в статью 10 Закона Российской Федерации «О недрах». Законопроектом предлагалось увеличить срок предоставления участков для геологического изучения на территории Архангельской области.
– Да, вы правы. Ранее у организаций, занимающихся геологоразведкой, было только пять лет на то, чтобы провести все необходимые работы. В то же время в соседних регионах этот срок составляет семь лет. И это ставило наши регионы в неравное положение, конкретно наша область оказалась в невыгодной ситуации. При этом мы понимаем, что бизнес выбирает те территории для инвестиций, где более комфортные условия работы. Отрадно, что наш законопроект был поддержан в Государственной Думе.

Меньше бюрократии в лесу

– Правительство и Госдума работают над новым Лесным кодексом. Главная задача – внести изменения, которые снимут бюрократические преграды для ведения бизнеса.
– Мы рассмотрели изменения в законодательство в части совершенствования отношений, связанных с оборотом древесины. В обсуждении документа вместе с депутатами приняли участие и представители крупных лесозаготовительных предприятий региона. Мы сошлись во мнении, что предлагаемый документ «сырой» и его принятие может навредить лесному комплексу страны.
Изменения в Лесной кодекс назрели, но проект закона, который внесен депутатами Госдумы и членами Совета Федерации, может парализовать работу всей лесной отрасли. Так, законопроектом предлагается переложить на арендаторов лесных участков функцию по пожаротушению. Но лесозаготовители к этому не готовы, у них нет ни необходимой техники, ни кадров, ни опыта в этой важной сфере обеспечения безопасности. Как известно, пожар может распространяться непредсказуемо, и специалисты задаются вопросами: если огонь будет перекидываться на участки разных арендаторов, то как они будут взаимодействовать, кто будет нести ответственность за своевременность принятых действий. А что будет, если пожар начнет распространяться в сторону населенных пунктов?
Мы считаем, что этим должно заниматься государство, у которого уже есть для этого специализированные организации, оборудование, обученные и экипированные специалисты. У властей есть возможность вводить специальные режимы, в частности особый противопожарный режим в лесах, режим ЧС. Руководители органов власти могут своевременно принять решение о привлечении необходимых сил и средств, чтобы остановить огонь на подступах к населенным пунктам.
Статистика показывает, что в большинстве случаев за возникновением лесных пожаров стоит человеческий фактор. Но предприниматели не имеют права ограничивать граждан в праве перемещения по лесу.
У бизнеса нет полномочий следить за населением, которое ходит за грибами и ягодами, отдыхает в лесу и тем более препятствовать людям в этом, задерживать и привлекать к ответственности. Предотвращение пожаров в лесной зоне – это полномочия органов власти, а без этого невозможно полноценно отвечать за пожарную безопасность.
Вызывает беспокойство правильное в общем-то предложение о регистрации всех сделок в системе единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС) учета древесины и сделок с ней.
На сегодняшний день наши предприятия работают с этой системой, но отмечают большие проблемы в ее работе – ЕГАИС постоянно «зависает», не выдерживает объема загружаемой информации. Предлагается же еще многократно увеличить нагрузку на систему, обязав загружать туда информацию о любых передвижениях техники, сведения о движении древесины от склада до места отгрузки потребителю, подробную информацию обо всех сделках. В результате документооборот увеличится в сотни раз. Мы закономерно ожидаем, что ЕГАИС просто не будет работать. К тому же мы знаем, что далеко не везде в Архангельской области устойчиво работает интернет, а в лесах его зачастую просто нет – как лесопользователи будут загружать требуемую информацию?.
Многие положения законопроекта невыполнимы на практике. Так, например, предполагается, что лесозаготовительная техника будет привязываться к строго определенной лесосеке. Это требование избыточно, особенно для крупных арендаторов, имеющих значительные площади арендованных лесных участков и большой парк техники. Привязка к определенной лесосеке затруднит оперативную переброску техники на другие участки.
Учитывая большое количество замечаний к проекту закона от депутатов и от представителей предприятий ЛПК региона, профильный комитет областного Собрания принял решение не поддерживать предлагаемый проект федерального закона.
В Лесной кодекс требуется вносить изменения, но такие, которые снимут бюрократические преграды для ведения бизнеса, а не наоборот, и будут способствовать развитию экономики.

Лесной фонд для инвесторов

– А что с зарплатами лесничим? Вы предложили повысить их и увеличить финансирование лесничеств. Инициатива была направлена в Парламентскую ассоциацию Северо-Запада России.
– Парламентарии Северо-Запада нас в этом вопросе поддержали. Также как в целом меры по совершенствованию лесного законодательства и увеличению финансирования лесничеств. Архангельское областное Собрание депутатов инициировало обращение в Министерство природных ресурсов и экологии РФ по проблемам правового регулирования в сфере лесного законодательства. В частности, депутаты предложили установить периодичность проведения лесоустройства для эксплуатационных лесов один раз в 10 лет, а также ввести в лесное законодательство понятие «делянка» – часть лесосеки, которая может отличаться по технологии лесозаготовки, виду или способу рубки.
Наши предложения связаны с необходимостью наведения порядка в лесной сфере. Многие из возникающих вопросов требуют решений на федеральном уровне. Так, например, в российском законодательстве отсутствует понятие «малонарушенные леса», которое активно используется на Западе. После того как в Архангельской области мы выделяем лесной фонд для реализации инвестпроектов, к нам приезжают представители экологических организаций и говорят, что это малонарушенные леса и здесь необходимо создать заказник. В результате мы вынуждены изымать эти территории из арендной базы лесозаготовителей, но по российскому законодательству это «эксплуатационные леса», и лесозаготовители продолжают вносить арендную плату за эти участки. Все это приводит к нарушению в расчетах и при реализации инвестпроектов.
– А какова судьба вашего обращения председателю Правительства России Михаилу Мишустину по поводу внесения изменений в методику распределения между субъектами РФ субвенций из федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий в области лесных отношений?
– Депутаты считают важным увеличить расходы на содержание и обеспечение деятельности работников лесничеств и на проведение работ по лесоустройству.
По закону зарплаты лесничим должны выплачиваться из федерального бюджета. По существующей методике зарплаты составляют около 18 тысяч рублей, что очень мало. Поэтому мы доплачиваем из регионального бюджета до 30 тысяч рублей. В 2020 году затраты на эти цели составили 180 миллионов рублей. Также не хватает средств на работы по лесоустройству. Поэтому мы вышли с предложением пересмотреть методику расчета субвенций.
Из-за низкого уровня зарплаты в лесничествах не хватает кадров. Не только молодые, но и опытные специалисты не хотят работать в государственных учреждениях, где оплата намного меньше, чем в коммерческих предприятиях лесной отрасли.
Мы предложили свою формулу расчета, согласно которой делается привязка к средней зарплате по региону. Если наше предложение поддержат в правительстве, то зарплата лесничих должна быть увеличена до 50–53 тысяч рублей.
Наше предложение было одобрено коллегами из большого количества регионов, что говорит об актуальности проблемы. Участники конференции ПАСЗР также единогласно поддержали инициативу Архангельского областного Собрания.
– Александр Владимирович, в целом ваш лесной комитет играет ключевую роль в развитии леспрома и региона. И эта отрасль народного хозяйства является важнейшей для экономики региона. Есть удовлетворение от сделанного?
– Очень много работы, но подписанная председателем правительства концепция развития лесной промышленности революционным образом должна изменить положение дел в этом секторе экономики области. Мы надеемся, что лесной комплекс получит новый толчок развитию и даст возможности улучшения жизни людей в регионе.