Питерский театр Vertumn на сцене архангельского драмтеатра представил синтез музыки, видеоарта и поэзии Иосифа Бродского.

Архив новостей, Культура

Независимый театр «Vertumn» приехал на гастроли в Архангельск при поддержке федерального проекта «Большие гастроли»

Гости показали на сцене Архангельского театра драмы имени М.В. Ломоносова литературно-джазовый спектакль «Пилигрим. Иосиф Бродский».

– Постановка придется по душе всем. Это синтез слова, музыки, это Бродский, который является родным и для Архангельской области, поэтому приятного всем просмотра, – такое напутствие зрителю дал директор «Архдрамы» Сергей Самодов.

Свет погас, и на экране возникли портреты самого Иосифа Бродского. Он среди нас. Под живое музыкальное сопровождение выходят актеры Елена Бедрак и Александр Мицкевич, начинается спектакль. В процессе постановки оживает и сама биография прославленного поэта с непростой судьбой, воскресают одни из самых трагических событий в его жизни.

– Приговор по времени совпал с моей личной драмой, с изменой любимой женщины. На любовный треугольник наложился квадрат тюремной камеры, такая вот получилась геометрия, – рассказывает актер Александр Мицкевич, за которым скрывается сам поэт.

Судили за тунеядство. Единственным своим настоящим призванием Бродский считал поэзию. Но он не имел подходящего образования и не числился ни в каких литературных объединениях, что дало основания недоброжелателям начать травлю. Когда Бродскому было 23 года, в газете «Вечерний Ленинград» вышла статья «Окололитературный трутень», в которой поэта обвиняли в тунеядстве и отсутствии любви к родине. Вскоре в этой же газете опубликовали письма читателей, в которых люди требовали наказать тунеядца. И наказали. Ему дали 5 лет трудовой ссылки в Архангельской области. Но больше, чем обвинения и арест, Бродского волновал разрыв с Марианной Басмановой – художницей, которая была самой большой любовью в жизни поэта и музой. В период преследований и осуждения девушка изменила Бродскому с его другом.

Спектакль петербургского театра Vertumn – это не сухое изложение фактов из жизни Бродского, а целостное полотно, наполненное драматургией. Шаг за шагом зритель погружается в спектакль, сопереживает свободному поэту и уже иначе смотрит на его творчество.

Громкий процесс сыграл и положительную роль: о Бродском узнали за границей. Позднее его произведения тайно вывозились из СССР и переводились на разные языки мира. С таким резюме поэту в СССР делать было нечего.

– А куда еще я мог эмигрировать? Я подумал, если наступает перемена, пусть это будет большая перемена. Так я оказался в Нью-Йорке. Но прибыл сюда без своей музы, – рассказывает актер Александр Мицкевич.

Покидая Родину, Бродский пишет письмо генеральному секретарю ЦК КПСС Л.И. Брежневу: «Мне горько уезжать из России. Я здесь родился, вырос, жил, и всем, что имею за душой, я обязан ей. Все плохое, что выпадало на мою долю, с лихвой перекрывалось хорошим, и я никогда не чувствовал себя обиженным Отечеством. Не чувствую и сейчас. Ибо, переставая быть гражданином СССР, я не перестаю быть русским поэтом. Я верю, что я вернусь; поэты всегда возвращаются: во плоти или на бумаге».

Актерское исполнение усиливает музыкальное сопровождение, которое в этом спектакле по значимости не уступает текстам. Во время спектакля звучали стихи поэта: «Большая элегия  Джону Донну», «Натюрморт», «Я входил вместо дикого зверя в клетку», «Постскриптум», «Романс Коломбины», «Новый Жюль Верн», «Осенний крик ястреба», «Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря», «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку», «Я вас любил», «Прощай, позабудь и не обессудь», «Пилигримы». В завершении спектакля на экране появляется Иосиф Бродский, гуляющий по Нью-Йорку. Вдруг он как бы замечает зрителя, оборачивается и машет рукой.

На спектаклях питерского театра Vertumn «Большие гастроли» в Архангельске не заканчиваются. Уже 30 марта в драмтеатре независимый театр «Особняк» представит постановку «Комната Герды», а 31 марта спектакль «Машина едет к морю».