Школа как драйвер развития территории

Архив новостей, Люди и события

Илья Иванкин: Моя задача – чтобы ребенок после окончания учебных занятий мог выбрать себе по душе кружок, чтобы он мог заниматься спортом. Чтобы родители с удовольствием приходили в школу, чтобы у нас были совместные мероприятия. Чтобы школа к себе притягивала и люди хотели в нее приходить, отдавать учиться туда своих детей. Чтобы школа нас объединяла. 

В декабре 2020 года в Архангельске завершился капитальный ремонт в корпусе средней школы № 77. На комплексное обновление здания из городского, областного и федерального бюджетов выделено 73 миллионов рублей. В январе отремонтированную школу посетили губернатор Александр Цыбульский и глава Архангельска Дмитрий Морев. Оба высоко оценили качество выполненных работ, преобразивших учебное заведение в левобережной части областного центра. Глава региона также поддержал проект благоустройства пришкольной территории.

– Этот район не избалован большим количеством инфраструктуры для молодежи, поэтому, если мы качественно благоустроим территорию вокруг школы, это могло бы стать не только дополнением к учебному процессу, но и местом сбора молодежи в свободное время, – подчеркнул тогда губернатор.

Учреждение продолжает развиваться, и об этом, а также об учительском труде, о воспитании и системе образования в целом мы беседуем с директором школы, известным педагогом, в прошлом – министром образования и науки Архангельской области, Ненецкого автономного округа Ильей Иванкиным. Он принял руководство 77-й школой Архангельска немногим менее двух лет назад.

Школа–2025

– Илья Игоревич, расскажите о вашей школе…
– Она у нас достаточно большая, состоит из двух зданий. Одно 1953 года постройки, второе – 1973-го. В «нулевых» годах произошло присоединение к 77-й школе 83-й.  Это здание, расположенное на Адмирала Макарова. У нас около 1200 детей. В основном здании на улице Дежневцев они учатся с 1-го по 11 класс, на Макарова – с 1-го по 9-й.

Здание на Адмирала Макарова находилось в аварийном состоянии. С ним мы попали в проект «Школа-2025» и стали единственной школой в Архангельской области, которая получила финансирование на капитальный ремонт. Федеральный бюджет выделил 65 миллионов рублей, еще почти девять – область и город.

По условиям проекта ремонт было необходимо выполнить за один календарный год. Работа была проделана очень большая. Изначально многие даже не верили, что за 9 месяцев можно справиться с таким объемом работ, потому что от старого здания остались только стены. Был сделан ремонт крыши, фасада, заменили все внутренние коммуникации, перекрытия. Все работы были выполнены четко по графику – 25 декабря прошлого года мы приняли отремонтированное здание и после каникул, с началом нового года, дети пришли учиться уже в новую школу.

– Преобразования на этом завершены?
– Нет. В этом году у здания на улице Адмирала Макарова запланировано благоустройство территории. Мы разработали его проект. Его стоимость – 41 миллион рублей, поэтому он разбит на три этапа. В этом году на его реализацию запланировано 10 миллионов рублей. Будет произведено выравнивание территории, заменены части ограждения и другие работы. Следующими двумя этапами благоустройства предусмотрено асфальтирование территории, установка малых архитектурных форм, высадка деревьев. Также будут установлены три спортивные площадки – две многофункциональные и площадка для сдачи норм ГТО.

Когда проект будет полностью реализован, мы надеемся, что школа станет центром притяжения для всех жителей микрорайона.
Может быть, и не я это придумал, но я так вижу: школа должна быть драйвером развития территории. Приведу такой пример: мы выполним благоустройство территории, откроем кванториум, и к нам будут приходить семьями – дети пойдут в кружки, папа – заниматься на тренажерах или, например, играть в футбол, а мама – гулять с коляской! Замечательно?

Другой пример: сейчас мы договорились с Ростелекомом, что к нам в здание на улице Адмирала Макарова, 33 проведут «оптику». А соответственно, во всем микрорайоне  появится высокоскоростной интернет. Это же здорово? Ну и сегодня сложно представить себе учебное заведение без Wi-Fi (технология беспроводной локальной сети). Конечно, доступ должен быть обеспечен во второй половине дня, когда школьники будут заниматься в кружках – мы планируем, к слову, охватить их работой не только учеников нашей школы, а будем обслуживать весь левый берег. Дети будут к нам приезжать заниматься, и это тоже своего рода драйвер развития.

– Илья Игоревич, за счет чего вашей школе удалось сделать такой рывок вперед в развитии?
– Это в первую очередь зависит от отношения власти. За последние полгода и губернатор Александр Витальевич Цыбульский, и глава Архангельска Дмитрий Александрович Морев побывали в нашей школе дважды – и в процессе ремонтных работ, и в уже отремонтированном здании. В ходе этих встреч решались ключевые вопросы развития учреждения – по созданию кванториума, организации питания, реализации проекта благоустройства, замене окон.

Я уже два года работаю в должности директора и могу отметить, что с приходом новых людей во власть в области и городе отношение к обычной школе на окраине города кардинально изменилось, за что я искренне благодарен.

Кванториум – новое качество образования

– Вы говорите сейчас о возможностях кванториума, который будет работать на базе вашей школы?
– Да, на создание кванториума министерством образования Архангельской области из федерального бюджета в рамках нацпроекта «Образования» выделен 21 миллион рублей. Еще 1,8 миллиона направлено на приобретение базового набора оборудования. Определены пять классов под его размещение. Наш кванториум должен начать работу уже 1 сентября.

В рамках технопарка мы можем также выступать в роли точки для консультаций, мастер-классов и поддержки для всех школ. Кроме этого, есть проект «ТОП-500», который реализует Министерство просвещения Российской Федерации. Он предусматривает, что так называемые сильные школы будут оказывать информационно-методическое сопровождение более слабым школам. Например, наша будет помогать повышать качество образования Катунинской. Несмотря на то, что это другое муниципальное образование.

Тотальное повышение квалификации

– Вы называете свою школу сильной? По каким критериям – уровню материально-технического обеспечения, педагогического коллектива?
– Мы постоянно работаем над повышением качества образования и за год провели большую работу – с последнего места в рейтинге поднялись сразу на 10 позиций. Задача на этот год: подняться еще на 10 и вый-ти на средний уровень по успеваемости в Архангельске. Конечно, нам пока сложно конкурировать, например,  с 3-й гимназией или 24-й. Но поступательное движение у нас есть.

– За счет чего случился такой прорыв?
– В первую очередь это тотальное повышение квалификации. Все педагоги вовлечены в этот процесс, и я его жестко контролирую. Также у нас с коллективом состоялся диалог о важности аттестации на квалификационные категории – первую и высшую. Прежде всего, я мотивировал учителей тем, что с повышением категории и заработная плата становится выше. Объяснял на своем примере: работая в вузе, я понимал, что, если хочу больше зарабатывать, должен написать диссертацию, стать кандидатом наук, доцентом и так далее.

– Убедили?
– Да, сегодня более 60 процентов учителей школы имеют категорию.

Кадры стали приходить

– А есть ли в школе дефицит кадров?
– Когда я пришел, проблемы с кадрами были. Например, не хватало учителей английского языка, начальных классов, истории. Но специалисты к нам стали подтягиваться. В том числе и за счет проводимой нами информационной политики, благодаря которой школу стали узнавать. И зарплаты у нас достаточно высокие – даже выше, чем в некоторых школах, расположенных в центре города. Потому что у нас довольно эффективное штатное расписание и учителя предпочитают работать не на одну ставку, а, допустим, на полторы. Кстати, согласно статистике, чем выше в регионе заработная плата, тем выше и коэффициент совместительства.

– А молодые специалисты приходят к вам? Остаются в профессии?
– Конечно, коллектив у нас возрастной, и, наверное, это связано с тем, что в стране достаточно низкие пенсии, поэтому и в нашем коллективе присутствует такое логическое сочетание и возрастных, опытных педагогов, и молодежь приходит. Мы с удовольствием берем молодежь и на практику, а если в перспективе есть вакансия, то обязательно приглашаем к нам на работу.

– С зарплатой у молодых специалистов, наверное, картина несколько иная? Ведь у них пока нет стажа, категорий и прочего?
– Новая система оплаты труда подразумевает стимулирующие выплаты, и, в принципе, если нам очень нужен специалист, мы можем ему платить повышенную заработную плату. Это входит в компетенции директора образовательного учреждения. То есть, если есть молодой талантливый педагог, но у него нет стажа и так далее, мы готовы ему доплачивать. У нас детей много, поэтому мы получаем большую субвенцию на зарплату и можем выплачивать стимулирующие. Во всяком случае, ни один педагог не жаловался мне на зарплату, а она у нас по школе средняя порядка 45-50 тысяч рублей.

Советская система нам не подходит

– Илья Игоревич, как вы оцениваете качество подготовки молодых учителей? В родительском сообществе бытует мнение, что и советская система образования была лучше нынешней, и учителя, конечно, тоже. Многие, сравнивая уровень воспитания современной молодежи, говорят, что в СССР молодые люди были более воспитанными…

– Это известная проблема отцов и детей, на мой взгляд. Та система, которая существовала в Советском Союзе, совершенно не подходит для наших детей, для так называемого поколения Z (Авт.: цифровое поколение – термин, применяемый в мире для поколения людей, родившихся примерно в период с 1997 по 2012 гг.).

Они не хуже и не лучше, а просто другие – дети своего времени. Они живут в другой среде. С появлением интернета, социальных сетей дети, действительно, стали совершенно другими и преподавать им надо по-другому. Потому что система, которая работала в советской школе, когда учитель являлся единственным носителем информации, не актуальна. Сегодня ребенок с первого класса имеет гаджет и может самостоятельно эту информацию добыть, а значит, нужны другие методики преподавания.

Так что ту картину мира, которая существовала 30-50 лет назад, нельзя проецировать на современных детей. У них другое мышление, другие ценности, восприятие информации. Молодым педагогам в данном случае даже проще находить с ними общий язык, потому что они и сами являются детьми этого времени и говорят с современными школьниками на одном языке. Конечно, это не значит, что опытные педагоги должны все уйти – нам необходимо разумное сочетание молодости и опыта. К тому же сейчас активно внедряется система наставничества, и мы в нашей школе прорабатываем этот вопрос.

На мой взгляд, сегодня учитель из единственного носителя информации должен и перевоплощается в человека, который… направляет ученика. Подсказывает, какие области ему надо изучить, какую образовательную траекторию выбрать. Убежден, что интернет и электронное обучение ни в коем случае не заменит педагога. Более того, я считаю, что сегодня роль учителя возрастает. И это в том числе связано с тем, что появилось огромное количество информационных ресурсов, и здесь задача педагога – направить ученика в нужное русло, ведь он видит, что тому требуется. Тем более что и для самого учителя это большое подспорье для самообразования. А что касается школьников… то давайте представим себе ситуацию, что учащийся хотел бы более углубленно изучать, например, физику. Школьный курс достаточно ограничен, а существующие образовательные порталы в этом могут помочь.

Проблем с гаджетами нет

– Не придем ли мы в итоге к тому, что педагоги и вовсе останутся не у дел и человечество перейдет на самообразование?
– Один знаменитый педагог сказал, что истинное образование дается только путем самообразования, и это замечательно, когда человек ищет новые знания самостоятельно. Мы  уже сейчас пришли к  образованию в течение всей жизни, потому что живем в очень быстро изменяющемся мире, где если человек хочет быть компетентным, профессиональным, то просто обязан постоянно учиться, получать новую информацию. И именно электронные ресурсы в этом большое подспорье. Но ими тоже кто-то должен научить пользоваться.

Воспитание – часть образования

– А как вы считаете, непосредственно воспитание – это функция школы или родителей? На чьей стороне вы в этом извечном споре?
– Конечно, школа и сегодня выполняет воспитательную функцию. В законе об образовании закреплено, что воспитание детей и молодежи – обязательная часть образовательного процесса. Неправильно, когда родители полностью перекладывают всю ответственность за воспитание детей на школу. И об этом тоже говорится в федеральном законе – они обязаны участвовать в воспитательном процессе.

Школа обязательно воспитывает. Кроме того, что педагоги во время уроков прививают определенные ценности, определенные моральные принципы, у нас достаточно большая внеурочная деятельность. В частности, до пандемии проходило большое количество различных мероприятий. Сейчас с открытием кванториума мы эту внеурочную деятельность расширим, и дети найдут себе занятия по душе. Те, кто не хочет заниматься научной работой, могут выбрать спорт.

Классный папа, классная мама

– Скажите, осталась ли прежней функция классных руководителей?
– Классные руководители сегодня получают за свою работу неплохую доплату – с учетом выплаты от Федерации в пять тысяч, умноженной на районный коэффициент – 1,7, а также областных выплат. Это порядка 12 тысяч в месяц за один класс.

Что касается функций, то я не думаю, что они кардинально изменились со времен советской школы. Классный руководитель традиционно выступает в роли классной мамы или классного папы. И, конечно, в приоритете его работы – воспитание, человеческие отношения с детьми, помощь и тьюторство (Авт.: наставничество).

Школа – центр притяжения

– Илья Игоревич, как в вашей школе построено взаимодействие с родительским сообществом? Есть ли какие-то камни преткновения?
– В целом нет. Я, например, всегда открыт, и ко мне любой родитель может прийти и обрисовать проблему. Мы всегда реагируем оперативно. Другое дело, что сейчас и родительские собрания проблематично проводить из-за карантинных ограничений, и совместные праздники, к которым я отношусь очень трепетно. Например, если уж мы проводим мероприятие в День знаний, на Масленицу или какой-то спортивный праздник, то обязательно приглашаем родителей. Повторюсь, я убежден, что школа должна быть центром притяжения.
Думаю, что сейчас, когда пандемия начинает спадать, а ограничения будут снимать, мы снова возобновим эту работу даже в большем формате.
– Система образования сейчас, на мой взгляд, находится в постоянном реформировании. Это, по-вашему, нормальный процесс или, может быть, перемены происходят слишком часто?
– Перемены, конечно, нужны. Просто мне не нравится, когда бросаются из одной крайности в другую, и все-таки какая-то последовательная политика в этом реформировании должна быть.

Последовательная политика

– Что вы имеете в виду?
– К сожалению, у нас на федеральном уровне нет преемственности: приходит новый министр и старые проекты остаются заброшенными, возникают новые. И получается, что мы вроде бы сориентировались на одно, но теперь все, что было раньше, забыто – начинаем делать новое. Это мне не нравится. У государства должна быть последовательная политика в области образования, рассчитанная на длительную перспективу. Чтобы все педагогическое сообщество понимало, что,  например, к 30-му году мы должны прийти к этому, к 40-му – к этому. И чтобы не было такого: меняется человек и совершенно меняется вектор развития образования.

Вообще, образовательная система консервативна. И это правильно, а вот эти частые перемены, когда люди только настроились на одно, а уже появилось другое, воспринимаются, конечно, негативно. Поэтому всем нам хотелось бы больше стабильности, последовательности и независимости от субъективного фактора, связанного со сменой команды на федеральном уровне, который задает все тренды. Но перемены именно в образовательных технологиях, естественно, необходимы.

Ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя

– Ушинский говорил, что в деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Часто ли в расчет берется мнение педагога, когда законодатели или минпросвет предлагают свои новеллы в сфере образования?

– Конечно. Действительно, любой педагог может высказать свое мнение по тому или другому вопросу. Для этого есть педагогические советы в том числе. И если говорить о нашем департаменте образования, то он проводит осознанную и достаточно стабильную политику.

Другой вопрос, что если можно обойтись без перемен, то зачем лишний раз озадачивать педагогов? В нашей школе мы стараемся решать ряд вопросов за счет администрации. Например, формулировать отчеты.

– Илья Игоревич, кстати, о бюрократической отчетности. Как этот вопрос решен в школе № 77?

– Все-таки мы своих педагогов бережем, и я вообще считаю, что учитель должен учить, а не заниматься какой-то бюрократической отчетностью. Поэтому мы по максимуму стараемся, как я уже сказал, оградить учителей от лишней отчетности и эти вопросы решать в рамках администрации.

Разгрузить школы от бюрократии

– Это ваша личная политика?
– Здесь, действительно, очень многое зависит от директора школы. У нас в школе нет балльной системы, например. Я считаю, что она связана с дополнительной отчетностью для  учителей, в которой необходимо отразить, сколько мероприятий проведено, сколько в них приняло участие детей и прочее.

Ну а кроме того, сейчас решается вопрос о снижении бюрократической нагрузки учителей. По этому вопросу есть поручение главы Архангельска, а мы ведем переговоры с региональным министерством образования и науки. Решить этот вопрос поможет автоматизированная система управления образованием региона. Буквально на прошлой неделе мы встречались с министром образования и науки области Олегом  Владимировичем Русиновым – обсуждали эту тему.

Внедрение этой системы действительно позволит разгрузить школы от отчетности, которая должна собираться в автоматизированном режиме.

Система как пылесос

– Как это будет работать?
– Сейчас эта система работает так: поступает запрос из федерального министерства, приходит в область, затем рассылается во все муниципалитеты, а уже затем – в школы. И все это в формате Microsoft Excel или Microsoft Word – таблицы, в которую «забивают» необходимые данные. А так быть не должно. Система должна работать… как пылесос! Должна быть единая база данных. Школы периодически вводят в нее информацию об оценках, о количестве классов, учеников, о мероприятиях и прочее. И если необходимо выполнить какой-то запрос, то министерство формирует его с помощью специального  конструктора, который обращается в базу данных и собирает информацию. А школы даже не знают, что такой запрос поступал. И мы такую систему обязательно внедрим! Потому что она жизненно необходима.

Государство – лицом к педагогу

– Илья Игоревич, в завершение нашей беседы не могу не спросить вашего мнения о сложностях преподавательской работы. Нередко мы слышим о конфликтах между учениками и педагогами, о неуважении к учительскому труду. Как вы считаете, эта проблема действительно существует или она надумана?

– Все зависит от конкретного педагога. Конечно, сейчас говорят, что мол, учителя во многом бесправны, но и это, опять же, зависит от самого человека в профессии. А еще от атмосферы, которая существует в школе. Если у нас возникают какие-то проблемы, связанные с неуважением к учителю, я тут же реагирую – это моя функция! Мы не должны их давать в обиду и не даем.
К тому же, я вас уверяю, сегодня государство повернулось, лицом к педагогам. В 90-е годы, да и в «нулевые» престиж профессии был очень сильно потерян, как, к слову, и научных работников. Вспомните, сколько в советские годы было снято художественных фильмов о людях этой сферы. Сейчас надо тоже повышать престиж профессии…

– А в вашем понимании престиж профессии – это что? Достойная оплата труда или что-то еще?
– И достойная оплата труда, ведь сложно уважать профессию, если она малооплачиваемая, и почет и уважение общества. Это освещение деятельности педагогов в средствах массовой информации – то, чем занимаетесь вы, журналисты. Это пропаганда на уровне государства, что быть педагогом – это почетно и престижно. И этим надо заниматься. А я считаю, что когда школа будет драйвером развития микрорайона, то и профессия учителя будет вырастать в глазах населения.

– А свою задачу как директора вы здесь в чем видите?

– Безусловно, первая задача – создать условия для качественного учебного процесса и для учителей, и для учеников. Согласитесь, сложно говорить о качестве образования, если ребенок сидит в кабинете в куртке, потому что в классе холодно. Ребенок должен учиться в комфортных условиях. Школа должна быть красивой! С современными интерьерами, качественным интернетом и, конечно, высококвалифицированными педагогами. Чтобы ребенок мог получать качественное образование не только в определенных школах города или области, а чтобы каждая школа была такой.
Моя задача как директора заключается в том, чтобы ребенок после окончания учебных занятий мог выбрать себе по душе кружок, чтобы он мог заниматься спортом, если у него возникнет такое желание. Чтобы родители с удовольствием приходили в школу, чтобы у нас были совместные мероприятия. Чтобы школа к себе притягивала и люди хотели в нее приходить, отдавать учиться туда своих детей. Чтобы объединяла.