Автобусные остановки – к общему знаменателю

Архив новостей, Городское хозяйство

Городские власти разрабатывают единую концепцию остановочных комплексов – чтобы подходили к нашему климату и соответствовали требованиям безопасности.

С и. о. заместителя главы Архангельска по инфраструктурному развитию Юрием Максимовым мы недавно подробно обсудили проблему автобусных перевозок в столице Поморья. В продолжение нашего разговора – тема развития всей транспортной инфраструктуры.

– Юрий Александрович, комфорт пассажироперевозок зависит от многих факторов, в том числе и того, где и как ждать автобус. В Архангельске остановки неподходящие для Севера – они не спасают людей ни от ветра, ни от снега, ни от холода. Посмотрите на узкие стекляшки у «Пингвина», например. А где-то павильонов нет совсем. Что в этом плане делается?
– Согласен, это проблема № 2 после наведения порядка в автобусных перевозках. Конечно же, расставляя приоритеты, в первую очередь нам нужно навести порядок непосредственно с перевозками, все же горожане в автобусах едут дольше, чем стоят на остановке.
Что касается павильонов, задача нам главой города поставлена: привести все к общему знаменателю. Начали с элементарного – с реестра уже имеющихся. Как оказалось, до этого в Архангельске вообще никто не считал, сколько у нас остановочных пунктов, оборудованных павильонами. Никакой плановой работы не велось, закупалось оборудование хаотично. К нам от имени горожан обращаются депутаты гордумы: они жалуются, что либо нет остановок, либо они ни от чего не спасают.
После предварительного подсчета выяснилось, что необходимо установить около 200 павильонов – это только там, где их нет совсем. Причем не только на окраинах, даже в центре города такое наблюдается. Как только повсеместно сойдет снег, еще раз будем выезжать на места, смотреть, в каком состоянии находятся имеющиеся объекты – возможно, какие-то нужно подремонтировать, убрать граффити.

– В градостроительстве разработан единый дизайн-код. Коснулось ли это остановок?
– К сожалению, пока здесь нет единой концепции, кто во что горазд. Кое-где еще с советских времен сохранились кирпичные павильоны – они, кстати, самые хорошие, потому что и антивандальные, и непродуваемые, и противотаранные. Последний пункт очень актуален, посмотрите, сколько в последнее время случаев по стране, когда пьяные водители вылетают на остановку, гибнут люди. Но их век уходит, при расширении дорожного полотна их приходится сносить. Вопрос – на что менять?
Некоторые павильоны устанавливались бизнесом. Да, привлекательно внешне, много яркой рекламы. От дождя можно укрыться. Но зимой они бесполезны – продуваемы со всех сторон, задняя стенка в виде сетки, не закрыты, с железными скамейками. Красиво, но холодно. Мы с депутатами гордумы уже обсуждали единую концепцию остановочных комплексов – чтобы они и к нашему климату подходили, и требованиям безопасности соответствовали. Пришли к выводу, что наиболее оптимальны на сегодняшний день павильоны, которые повсеместно устанавливаются в Ленинградской области. Они буквой «С» с глухой задней стенкой, боковые на выбор – можно закрытые, можно открытые. Из-за особенности конструкции вихревые потоки ветра внутрь не заходят. Стенки антивандальные, из очень прочного противоударного пластика. Что важно: в наличии противотаранный барьер, который задержит автомобиль в случае аварии, погасит удар. Здесь же по проекту закрытый мусорный контейнер. Все в единой цветовой гамме. И кстати, после установки этих павильонов в Ленинградской области снизилась аварийность, а себестоимость оборудования стала заметно ниже из-за оптовых поставок.

– Сколько такая красота будет стоить?
– По нашим подсчетам, для Архангельской области установка одного такого остановочного комплекса обойдется от 450 до 500 тысяч рублей. Да, это недешево. Особенно если учесть, что нам 200 павильонов только нужно установить там, где их нет. А еще сколько заменить поломанных и непрактичных. На мой взгляд, наиболее оптимальным выходом было бы включение этого оборудования в федеральную программу «Безопасные и качественные автомобильные дороги», когда магистрали Архангельска ремонтируются в комплексе.

– Что ж, будем надеяться, что порадуете горожан удобной красотой. Но за всем этим еще и хозяйский глаз нужен. Снова возникает вопрос качества расчистки от снега заездных карманов, льда на остановках.
– Уборка остановочных карманов входит в муниципальный контракт по содержанию дорог. Подрядчик – Мезенское дорожное управление – обязан их очищать от снега, бороться с наледью. Замечаний поступает к нам много, но они обычно быстро устраняются – нужно отдать должное подрядчику. Пожалуй, один из наиболее проблемных участков – район магазина «Пинвин» на Воскресенской, там и к содержанию кармана есть нарекания, и переход через дорогу сложный, много аварий. Пешеходы жалуются – скользко зимой, летом вода застаивается. Отвод воды там плохо организован – таков был проект, к сожалению, не учли подобные важные нюансы. То есть нужно уделять больше внимания проектно-сметной документации, разработке проектов при ремонте дорог и прохождении экспертизы.

– В продолжение темы Воскресенской. Вся третья полоса занята машинами, «подснежники» стоят там с осени. Даже автобусы и «газели». Аналогичная ситуация на набережной – автомобили мешают уборке, в итоге улица смотрится неприглядно. Планируете ли вы внедрять систему запрета стоянки автомобилей по четным и нечетным дням?
– Вопрос находится в проработке. У подобных проектов есть как плюсы, так и минусы. Но для этого в Архангельске должна быть четко отлаженная система эвакуации, создана специальная служба. ГИБДД просто не справится с таким огромным объемом работы.
И опять же, парковок во дворах не хватает, поэтому люди и ставят автомобили на дорогах. Проблему нужно решать кардинально. Почему мы сейчас возвращаем много проектов по комплексному развитию застроенных территорий? Потому что там не предусмотрено достаточное количество парковок и развитой сопутствующей инфраструктуры. А без этого современное строительство невозможно. Но есть и хорошие примеры – проект жилой застройки на Варавино-Фактории, где сначала создана инфраструктура и социальная база, а к ней уже будут возводиться жилые комплексы.

– Раз уж заговорили об отдаленных районах города, изменится ли что-то для «островитян»? На дворе 21 век, а людей на открытых буксирах по холоду возят.
– Абсолютно с вами согласен. На сегодняшний день разработано техзадание на проектирование двух судов ледового класса, которые будут заниматься перевозками пассажиров с островных территорий. Мы со стороны города внесли свои коррективы в техническое задание, оно отдано в работу министерству транспорта области. Проект находится на контроле у губернатора, мы также внимательно следим за ним. Как только эти суда будут построены, их передадут городу. Учтены пожелания островитян – суда могут возить людей практически круглогодично, там будет отдельное теплое помещение для пассажиров.
Надеюсь, что этот транспорт решит проблему островных перевозок для Архангельска.

– А вообще, в столицу Поморья вернется ли другой пассажирский транспорт кроме автобусов? Многие горожане с ностальгией вспоминают троллейбус и трамвай. Между прочим, самый северный в мире трамвайчик у нас был.
– Нужно поставить памятник архангельскому трамваю. Он, как и троллейбус, вряд ли уже появится – слишком варварски и с корнем вырвали его из города в свое время. Миллиарды рублей на восстановление никто вкладывать не будет.
Но ведь в Архангельске уже появился альтернативный транспорт – так называемый рельсовый автобус, в Москве его называют наземным метро. Он достаточно давно уже ходит на Северодвинск, недавно запущен рейс на Онегу. Очень хорошо разгружает потоки в город корабелов. Сам лично ездил и оценил удобство – идет сорок минут, на машине едешь практически столько же, но там еще и очень аварийная трасса, и пробки. А здесь спокойно сел на ж/д вокзале, приехал вовремя. Рельсовые автобусы пользуются спросом у населения.
Насколько я знаю, в региональном Минтрансе прорабатывается возможность развития сети рельсовых автобусов в сторону Экономии, второго лесозавода, на Новодвинск. Считаю, что это очень перспективное направление, и в Архангельске оно может активно развиваться.