Недолитры, недокилограммы

Политика и экономика

В магазинах все чаще появляются продукты с привычной стоимостью и внешним видом, но непривычно маленьким весом или объемом

На профессиональном сленге изменение объемов товара без изменения цены называется «скрытым подорожанием» или приобретающим в последнее время популярность словом даунсайзинг.

Союз потребителей «Росконтроль» провел проверку крупных сетевых магазинов. Оказалось, подобными уловками пользуются многие крупные товаропроизводители. В магазинах Архангельска ситуация складывается идентичная. Более «стройные» упаковки с сахаром и крупами, «похудевшие» упаковки молока и масла можно увидеть в любом из них.

Молоко всегда продавали литрами. Форма, размер и цвет упаковки могли быть разными, но объем оставался неизменен. Сегодня на прилавках магазинов можно встретить стандартные коробки и бутылки молока объемом 950 мл, 930 мл, а то и меньше. В основном это крупные торговые марки – «Домик в деревне», «Простоквашино». Что касается наших производителей, «Белозорие» (Архангельск), «Устьянское молоко» и «Молоко» из Северодвинска остаются верны традициям и с объемами не играют: как наливали в упаковки литр молока, так и продолжают наливать.

Зато в упаковках сливочного масла, со времен СССР считавшихся двухсотграммовыми, теперь все чаще всего 180 грамм. Здесь местные товаропроизводители не отличаются от крупных федеральных: что московское «Простоквашино», что наши «Белозорие», «Вельская коровка» и «Холмогорочка» – все по 180 грамм. «Похудел» даже маргарин, так необходимый в полном объеме тем, кто любит побаловать семью выпечкой строгой рецептуры.

С остальной молочной продукцией не все стабильно. В «полулитровых» коробках с кефиром, «Снежком» и ряженкой теперь можно встретить не только 500 грамм, но и 450, и 470. Цена у продукции, соответственно, разная, но из-за разницы в объемах определить с ходу, какая продукция выгоднее, без калькулятора невозможно. На молочной витрине одного из сетевых магазинов мы, для примера, берем «Снежок». Выбираем из трех вариантов одинаковой жирности. «Снежок» из Северодвинска – 500 грамм за 30,98 рубля, «Снежок» торговой марки «Вологжанка» – 470 грамм за 29,98 рубля и «Снежок» из Вельска – 450 грамм за 29,98. Нехитрые вычисления на калькуляторе, и вот результат: за 1 гр «Снежка» из Северодвинска мы платим приблизительно 6,2 копейки, за грамм «Снежка» торговой марки «Вологжанка» – 6,4, а за «Снежок» из Вельска все 6,7 копеек за грамм. Результат налицо.

Стало очень сложно найти на торговых прилавках упаковки с «круглым» весовым значением. Упаковка майонеза «Слобода» – 187 грамм. Питьевые йогурты «Чудо» и «Эрмигурт» теперь всего 290. В коробках сока «Любимый» и «Фруктовый сад» – 950 мл. В бутылках растительного масла теперь тоже не всегда литр. Торговая марка «Раздолье» – 0,9 литра, а торговая марка «Настенька» – 0,86. Сахар фасуют в упаковки по 900 грамм, горох, рис, гречку – по 800. 340 грамм – банка сладкой консервированной кукурузы, 430 – стандартная упаковка пельменей. Даже глазированные сырки и те всего 43 грамма. Хотя, казалось бы, с них-то что взять? Вес стакана с мороженым торговой марки «Домашнее кафе» еще буквально пару лет назад было 330 грамм. Теперь – всего 250. В лотках с пломбиром разных торговых марок вместо 500 грамм теперь чаще всего 475 или 450. Вафельный стаканчик всегда был 100 грамм, теперь есть даже по 65. В общем, жизнь стала не такой сладкой.

Аналогичная ситуация складывается и с непродовольственными товарами – стиральными порошками и моющими средствами.
Производители товаров рассчитывают на невнимательность покупателей, однако «провести» удается далеко не всех. Интернет-форумы пестрят недовольными комментариями, а на портале «Российская общественная инициатива» даже появилось предложение установить строгие требования относительно расфасовки товара: вес и объем упаковки должен быть «круглым».

– Я люблю печь тортики, и было бы намного удобнее следовать кулинарному рецепту, если бы вес товаров всегда был «круглым», – считает архангелогородка Виктория Кокорина. – На самом деле, если нет необходимости, я не обращаю внимание на вес товара, поэтому даже не замечаю, как он меняется. В первую очередь я слежу за ценами. В магазине, конечно, нет возможности высчитывать, какой товар выгоднее купить, если и вес и цена разные.

Опыт изменения объемов и массы продукции без изменения внешнего вида упаковки и цены российские производители переняли у западных коллег в конце прошлого десятилетия во время экономического кризиса 2008–2009 годов, приведшего к снижению покупательской способности населения. Экономить россиянам приходилось буквально на всем, к покупке продуктов стали относиться тщательней, и поэтому выбор между дорогим и дешевым товаром чаще всего падал на последний. Чтобы не терять клиентов и, соответственно, свою прибыль, товаропроизводители изменяли вес и объем товара, но не трогали цену, дабы у покупателей складывалось впечатление, будто все остается по-прежнему.

Формально подобные манипуляции с весом и объемом товаров нельзя назвать обманом покупателей, так как реальный вес на упаковках все-таки указан.
– Информация до покупателей должна быть доведена в полном объеме. По ГОСТу или ТУ изготовлен тот или иной товар, должно быть указано на таре, упаковке, ярлыке, этикетке, в технической документации. В соответствии с техническими условиями производитель самостоятельно устанавливает вес продукции, – объяснила Ирина Любова, начальник управления по торговле и услугам населению мэрии.
Что посоветовать покупателям в таком случае? Разве что быть внимательными при выборе товаров: дешевая продукция может проигрывать дорогой в объемах.