Где деньги, Зин?

Александр Гревцов

Впервые публично «Где деньги, Зин?» поинтересовался поэт Владимир Высоцкий в 1973 году. И с тех пор, когда где-то на что-то не хватает средств, мы всегда вспоминаем этот ставший риторическим вопрос.

Особенно часто этот вопрос задается депутатами, когда нужно найти средства на содержание дорог, благоустройство территорий, оплату труда работников муниципальной сферы или приобретение очередного спортивного комплекса для жителей Архангельска.

И в этом случае городским властям приходится идти двумя путями. Первый путь – анализировать уже имеющиеся затраты и… «ужиматься, ужиматься и еще раз ужиматься» в расходах. То есть бережно, рачительно использовать каждый бюджетный рубль.

Второй путь, он более сложный, – искать дополнительные источники доходов для муниципальной казны. И здесь важно понимать, что жители города сегодня вместе со страной переживают сложные времена, поэтому возлагать на них дополнительную нагрузку непозволительно.

На прошлой неделе на заседании комиссии по бюджету в городской Думе как раз и обсуждалось, как наполнить муниципальную казну. Как известно, жители Архангельска и предприятия города перечисляют в бюджеты всех уровней около 21 миллиарда рублей. Из них в региональном центре остается лишь около четырех миллиардов рублей, примерно столько же поступает из областной казны.

Горячие головы могут воскликнуть: «Отдайте все собранные деньги нам!». Но здравые люди понимают: это невозможно. Архангельск является городом-донором, а потому несет ответственность не только за себя, но и за жизнь всего региона. Так что необходимо искать решение, которое позволит защитить интересы архангелогородцев и учесть потребности жителей области.

Обратимся к транспортному налогу. Архангельские автовладельцы ежегодно платят примерно 240 миллионов рублей транспортного налога. По областному закону примерно 40 процентов этой суммы, или чуть меньше 100 миллионов рублей в год, будет направлено в городской бюджет. Эти деньги целевые – они идут на «дорожную деятельность». Именно эту сумму учитывают городские власти при составлении бюджета Архангельска, формируя планы ремонта дорог.

Да, в течение года власти областного и федерального уровней находят возможность выделить городу дополнительные средства на дорожный ремонт. Однако происходит это в мае-июне, из-за чего работы начинаются ближе к осени. Это связано с тем, что просто так деньги на ремонт дорог подрядчику не отдать – необходимо провести аукцион, а на это требуется время. Таков закон.

Решение этой проблемы может быть довольно простым. Например, увеличить норматив отчисления транспортного налога из областного дорожного фонда в городскую казну с 40 до 70 процентов. Это даст дополнительные 70 миллионов рублей в бюджет Архангельска именно на дорожную деятельность, а значит, городские власти смогут заблаговременно проводить конкурсные процедуры, чтобы уже в начале лета приступить к ремонту дорог.

Или другой вид налога. Ежегодно от предпринимателей Архангельска в областной бюджет поступает более миллиарда рублей налогов по упрощенной системе налогообложения. Город же не получает ничего. Между тем ежегодно поддержка малых предпринимателей обходится муниципальному бюджету в сотни миллионов рублей. То есть город вкладывается в поддержку бизнеса, а отдачу не получает. Несправедливо.

Справедливо, если часть собранных с предпринимателей города налогов будет оставаться в Архангельске и работать на его развитие, на улучшение жизни простых горожан.

То же касается и налога на имущество организаций. Каждый год предприниматели платят около двух миллиардов рублей, но в город они не поступают. Тогда как даже треть этой суммы стала бы дополнительным стимулом для развития промышленности на территории муниципального образования.

Конечно, такие предложения кому-то могут показаться революционными. И меняя политику межбюджетных отношений, необходимо помнить, что Архангельск хоть и столица, но все-таки часть Поморья. Однако от благополучия нашей столицы, ее развития зависит и благополучие всего края.

Яндекс.Метрика