Из юнг – в капитаны

Люди и события

Валерий Неклюдов был юнгой Северного морского пароходства второго набора

После окончания Великой Отечественной войны Валерий Константинович остался в пароходстве, прошел путь от матроса до капитана. Но до сих пор хранит в памяти учебу в школе юнг и первые морские походы.

– Я с детства мечтал стать моряком, – говорит ветеран. – К началу Великой Отечественной мне исполнилось десять лет. Помню, 22 июня мы были в цирке. Сначала попросили выйти всех военных, командиров, потом объявили: война. Страшно, непонятно… Отец был политработником в звании капитана, 23 июня он ушел в армию. Остался я с матерью и пятилетней сестрой. 41-й прожили более или менее, а в 42-м начались бомбежки Архангельска. Однажды средь бела дня над нами пролетел самолет и сбросил две бомбы. Они упали совсем рядом, разрушили два соседних дома…

В 1942 году открыли школу юнг при Северном государственном морском пароходстве. Валерий Неклюдов попал туда по второму набору, осенью 43-го. На буксире ребят отвезли на Экономию, там они и жили. А весной 1944 года направили на пароходы. Группу Валерия – на «Мудьюг», переоборудованный из госпитального судна в транспортное. На носу была установлена пушка, на крыльях мостика – два «Эрликона», американские зенитные автоматы. По боевому расписанию юнга был подносчиком патронов к этим орудиям.

– Первый рейс был в Кандалакшу с каким-то снаряжением, нас сопровождали два тральщика – бывшие рыболовные суда, тоже переоборудованные для военного времени. Помню, в Белом море было много плавающих мин, сорванных с места во время шторма. В Кандалакше во время выгрузки заметили вражеский бомбардировщик. Краснофлотцы начали стрелять. Снаряды к «Эрликонам»  подавались в дисковых барабанах, уложены были поочередно: трассирующий – бронебойный – зажигательный. Немецкий летчик испугался, в спешке сбросил бомбы и улетел. Так прошел первый рейс, – вспоминает Валерий Константинович.

Приходилось юнге стоять и на двухстреловой лебедке. Они были паровыми, управлялись с помощью вентилей. Сигнальщик жестами отдавал команды: вира, майна, а юнги выполняли. Как-то на рейде Мезени выгружали продукты, в том числе мешки с мукой. Их укладывали в сетку и лебедками перегружали в лодку. Юнга управлял грузом, выведенным за борт.

– Вот груз перешел на мою сторону, сигнальщик показывает «майна» – начинаю опускать. Он – «совсем майна», и я открываю вентиль больше. Сетка с мешками почти падает на дно лодки, та черпает бортом. «Вира, вира!», – поднимаю сетку на борт парохода, за нее зацепились трое грузчиков. Мешки остались в полузатопленной лодке. Я испугался – все бросил, убежал в кубрик. Но ничего, обошлось, мука подмокла совсем немного…

В Северном морском пароходстве были однотипные суда: «Мудьюг», «Карелия» и «Поморье». «Поморье» подорвалось на мине в самом начале войны, двум другим повезло больше. Конечно, попадали в штормы, бывало, в очень сильные. Самое главное было – удержать судно носом на волну. «Мудьюг» выстоял, а «Карелию» в районе Шойны выбросило на мель. Повреждений серьезных не было, и после шторма судно сняли с мели. А однажды произошел курьезный случай. Проплывали мимо острова, поросшего кустарником, и наши военные открыли стрельбу – тренировались. Кусты загорелись. Корабль пришел в Архангельск, а по городу идет слух: «Мудьюг» загорелся и затонул…

Закончилась практика юнг на судне – и снова за учебу. Теперь уже в Архангельске. Жили на судне «Вятка», которое стояло на зимнем отстое, а учились в четвертой школе. Потом юнгашей перевели в шестую школу, там жили и учились. Преподавали и общие дисциплины, и специальные: сигнализацию, судостроение, устройство судов. Весной 45-го – опять на практику, теперь на судно «Вологда». Оно побольше «Мудьюга», на нем тоже перевозили грузы, но ходили подальше, в том числе и на Кольский полуостров, весь Терский берег до Рыбачьего. И в другую сторону – до Югорского Шара.

После окончания войны Валерий Неклюдов работал на судах СМП. Заочно окончил Ленинградскую высшую мореходку. В 1968 году впервые вышел в рейс капитаном  судна «Приморск», в этой должности и вышел на заслуженный отдых.

 

Евгений КОЖИН

Яндекс.Метрика