На одной волне с «королем инструментов»

Культура

Молодая архангельская органистка Полина Бойко считает, что без самоотдачи в музыке успехов не добиться

Первая встреча Полины Бойко с «королем инструментов» оказалась случайной, но судьбоносной. В 2012 году в Архангельском музыкальном колледже, где девушка работала, появился электронный орган. Молодой пианистке предложили взяться за это направление. Самостоятельно освоив технику игры на необычном инструменте, Полина стала преподавать ее студентам.

Сегодня, спустя всего несколько лет, она единственная в Архангельске органистка, артистка Поморской филармонии, способная удивить органной музыкой самую взыскательную публику. Ее сольный концерт под названием «Параллели» стал одним из ярких событий, завершавших творческий сезон в Кирхе в этом году. У Полины Бойко тем временем много новых планов.

– Полина, с чего начинался ваш путь в музыке? И когда вы впервые сели за архангельский орган, являющийся визитной карточкой Кирхи?

– В детстве я училась в музыкальной школе в Соломбале, которая сейчас носит имя Ангелины Павловны Загвоздиной. Затем поступила в Архангельское музыкальное училище (теперь это колледж), а после него окончила Петрозаводскую консерваторию по классу фортепиано.

Я работала в родном музколледже, когда меня пригласили в филармонию для участия в детских абонементах. Тогда и произошло мое знакомство с архангельским органом. В профессиональном становлении мне очень помог наш известный органист Виктор Ряхин. Когда он узнал, что в музыкальном колледже появился электронный орган, то связался с директором и предложил свою помощь в работе со студентами. Мы, конечно, с удовольствием за эту возможность ухватились. Когда Виктор Борисович приезжает в Архангельск с концертами, всегда приходит к нам и
безвозмездно консультирует ребят. Он умеет емко и в доступной форме рассказывать даже о сложных вещах, находит понятные каждому сравнения.

Именно Виктор Борисович предложил организовывать весенний студенческий концерт в Кирхе, чтобы итогом обучения ребят в течение года становился выход на большую сцену. Сейчас это уже ежегодный проект, и, надеюсь, он продолжится дальше. Это большое событие и для меня как преподавателя, и для начинающих музыкантов.

– В этом году Поморская филармония стала основным местом вашей работы, раньше вы играли здесь в свободное от преподавательской деятельности время. Как это отразилось на вашем творчестве?

– Я в полной мере окунулась в филармоническую жизнь. Это совершенно другой уровень, большое количество выступлений, работа практически без выходных – Новый год и другие праздники всегда здесь. И я чувствую, что мой уровень как органистки за год возрос.

К тому же я решила всерьез посвятить этому делу жизнь и в прошлом году поступила в Санкт-Петербургскую консерваторию на отделение органа. Мне очень повезло: поступила в класс к известному музыканту Даниэлю Зарецкому. В консерватории ты оказываешься в среде, где все играют, все заинтересованы, все чают больших достижений в культуре. Замечательные педагоги, которые застали еще школу тех преподавателей, которые учились до революции. И это не просто педагоги, а концертирующие музыканты с большим опытом. Любое занятие у них наполняет тебя большим багажом информации.

Любому музыканту, как и актеру, художнику, иногда нужен совет другого профессионала. Взгляд со стороны на его творчество. Так как со временем может снижаться острота восприятия того, что ты сам делаешь. Поэтому я особенно ценю мое пребывание в консерватории. Съездишь туда, напитаешься удивительной духовной и интеллектуальной атмосферой – и перед тобой в творчестве сразу огромная дорога вперед открывается.

К тому же в Санкт-Петербурге хожу в Мариинский театр, в различные костелы, где проходят органные вечера. Конечно, я не только органную музыку слушаю, мне все интересно.

– Вы и сами продолжаете преподавать. Чем вам нравится эта работа? И строгий ли вы педагог?

– Я требовательный к себе человек, и эта требовательность распространяется и на моих учеников. В нашем деле самое главное – постоянное движение вперед, ежедневные занятия, изучение литературы по специальности, большая любовь к своему делу. И я рада, что увлеченные ребята в колледже есть. Тех, кто всерьез настроен стать музыкантом, заметно сразу. Например, у нас учится замечательный молодой человек Александр Патрушин. Когда он стал посещать занятия по органу, то впервые задумался о карьере органиста. И сейчас серьезно работает в этом направлении. Возможно, это будет первый студент музыкального колледжа, который поступит в консерваторию как органист.

– Полина, в этом году Поморская филармония представила новую концепцию своего развития, директор Василий Ларионов много рассказывал о расширении форм работы, необычных способах привлечения публики. Ощущаются ли эти перемены изнутри и как вы их воспринимаете?

– Мне очень нравится все, что происходит. Интенсивность и разнообразие нашей деятельности за прошедший сезон повысились. Следующий год обещает стать еще более необычным, есть много планов. Во-первых, мы с моим мужем – артистом Поморской филармонии Арменом Вартаняном готовим программу для скрипки и органа.

Во-вторых, я приму участие в продолжении проекта «Другое», который Армен начал в этом году. В стенах Добролюбовки у нас запланировано два концерта, где скрипка прозвучит в сочетании с фортепиано и старинным инструментом спинетом. Армен находит очень необычные произведения, которые вообще редко исполняются.

В-третьих, поскольку в консерватории я изучаю не только орган, но и прохожу курс клавесина, то предложила устроить концерт целиком с участием этого инструмента. Клавесин можно будет услышать и сольно, и в составе ансамбля. Чем сильнее погружаешься в свою профессию, тем больше нового для себя открываешь и хочешь поделиться этим со зрителями.

 

Кстати

10 июля Поморской филармонии исполняется 80 лет, она была основана в 1937 году. За эти годы она стала музыкальным центром нашего региона, площадкой для проведения традиционных фестивалей: «Похвала органу» (с 1991 года), «Зимние грезы» (с 1978 года), «Музыка белых ночей» (с 1977 года). Среди новых проектов наиболее масштабным стал Большой пасхальный фестиваль.

 

Наталья СЕНЧУКОВА