Большие перспективы для городских сетей

Городское хозяйство

На архангельский «Водоканал» обратили внимание сразу два потенциальных инвестора

Об этом на пресс-конференции журналистам рассказало руководство предприятия. Обсудили также текущее состояние и приоритетные направления развития МУП «Водоканал».

– На настоящий момент в администрацию города поступило два официальных обращения от потенциальных концессионеров о предоставлении информации о текущей деятельности предприятия, чтобы они могли подготовить свои инвестиционные предложения, – рассказал Эдуард Смелов, первый заместитель директора «Водоканала». – Ответы на данные запросы мы направили, поэтому в течение июля ожидаем официальных предложений. Одно из ключевых условий, что прорабатываются с потенциальными концессионерами, – это внесение авансового платежа. Подразумевается, что после подписания  соглашения в течение трех месяцев концессионер должен внести авансовый платеж, которым мы сможем закрыть основную задолженность предприятия, остальная же будет реструктурирована. В этом случае предприятие сможет активнее реализовывать проекты модернизации.

Таких приоритетных проектов развития у предприятия несколько. Один из них – создание в городе единой системы водоснабжения и водоотведения. Для этого, во-первых, необходимо сделать так, чтобы не осталось бесхозных сетей. На начало прошлого года в Архангельске было выявлено более 284 километров водопроводных и порядка 245 километров канализационных сетей, которые никем не обслуживаются.

– Еще в 2016 году «Водоканал» начал работу по принятию на баланс предприятия бесхозных городских сетей, – рассказал Эдуард Смелов. – В настоящее время принято 19,8 километра водопроводных сетей и 19,9 километра канализационных сетей, в числе которых двухкилометровый коллектор по улице Выучейского, который долгое время создавал проблемы горожанам. В ближайшее время предстоит принять коллекторы из Аэропорта и в микрорайоне Затон.

Другой проект касается очистных сооружений, которые будут проданы с торгов в рамках процедуры банкротства Соломбальского ЦБК. Администрация области и города приняли решение о приобретении их на баланс города, что станет еще одним шагом на этапе формирования единой городской системы водоснабжения и водоотведения полного цикла.

Кроме того, «Водоканал» целенаправленно прекратил все отношения со сторонними организациями, осуществлявшими аварийный ремонт и обслуживание объектов водоснабжения и водоотведения. Теперь все работы по ремонту и обслуживанию системы производят исключительно сотрудники муниципального предприятия, а это значит, именно на них лежит ответственность за качество исполнения этих работ.

Отдельное направление работы по развитию системы водоснабжения и водоотведения – это присоединение новых абонентов к сети. В настоящее время оно осуществляется исключительно за счет платы непосредственно абонентами. Тариф на подключение был утвержден в 2014 году и с тех пор не менялся, однако воспользоваться возможностью  могут далеко не все, протяженные сети оказываются слишком дорогими проектами, поэтому остаются нереализованными. Цель «Водоканала» – изменить эту систему, чтобы возможность подключиться к городским сетям была у каждого жителя города, в частности, планируется ввести регрессивную шкалу оплаты: чем длиннее сеть, тем меньше цена за метр.

Иван Бридько, исполняющий обязанности директора МУП «Водоканал», рассказал о состоянии канализационных и водопроводных сетей предприятия на сегодняшний день и о том, какие меры были предприняты, чтобы улучшить его.

– Большой проблемой для горожан были подпоры на сетях самотечной канализации, в прошлом году фиксировалось порядка 500-600 подпоров ежедневно, то есть с работой канализация не справлялась, а на сегодняшний день их около 40-60 в день, – объяснил он. – Чтобы добиться этого, мы промыли все центральные магистрали самотечной канализации в городе. Прочистку делаем более качественно, так как приобрели и внедрили комплекс телеинспекции: теперь при необходимости получаем визуальную информацию о состоянии коллекторов и можем определить неисправности. Все ремонтные работы проводятся собственными силами. Исключение – ремонты дюкерных переходов.

Состояние водопроводной сети тоже немаловажно. С начала года «Водоканал» устранил более семисот различных неисправностей. Две трети повреждений связаны, как правило, с неисправностью запорной арматуры, эта же проблема влияет на сроки устранения повреждений. Именно поэтому сейчас предприятие устанавливает новые задвижки, соответствующие  российским и европейским стандартам по конструкции, качеству изготовления, герметичности и покрытию. Срок службы такой арматуры – не менее 50 лет. С начала года заменено около ста задвижек различного диаметра.

– Если раньше «Водоканал» все силы бросал на ликвидацию аварий, то сейчас значительные усилия идут на планово-предупредительные работы, – отметил Иван Бридько.

Кроме того, «Водоканал» приобрел и полностью интегрировал в ремонтные работы современный течеискатель. Его эффективность заметна уже через несколько месяцев использования.

– В начале 2016 года потери на сетях составляли около 56 процентов, в этом году мы рассчитываем на снижение потерь до уровня менее 50 процентов, что составляет около двух миллионов тонн воды в год, – рассказал Иван Бридько. – В июле-августе закончим зонирование: город поделили на 9 зон, на входе и выходе из них устанавливаем расходомеры. Это позволит выявить крупные утечки и в дальнейшем отслеживать состояние сети.

Владимир Шагов, коммерческий директор МУП «Водоканал», рассказал о том, как растет качество обслуживания населения и улучшается сервис.

– Начиная с мая 2016 года, после успешного внедрения собственной многофункциональной аналитической расчетной системы, предприятие самостоятельно производит расчеты с абонентами за потребленные коммунальные услуги, – объяснил он. – С января 2017 года подключен «Личный кабинет» для абонентов, с его помощью можно дистанционно решить множество вопросов, связанных с начислениями, без посещения предприятия. Активно пользуются этой функцией порядка пяти тысяч абонентов. В мае 2017 года подключен функционал «Семейного личного кабинета», пользователям предоставлена возможность привязать к своему лицевому счету другие.

С мая этого года специалисты предприятия проводят проверку абонентов, подключенных к водопроводным и канализационным сетям. Выявлено восемь многоквартирных жилых домов, подключившихся самовольно. В настоящее время практически по всем адресам этот вопрос урегулирован, исключение составляет лишь один дом.

 

Анна СИЛИНА,
фото автора