Чем поможет горожанам муниципальный жилконтроль?

Городское хозяйство

Внеплановые проверки жилищные инспекторы вправе проводить только по письменному обращению граждан

В мае начальником управления муниципального жилищного контроля администрации Архангельска был назначен Александр Шестаков, ранее работавший в министерстве строительства Архангельской области.

На новой должности он ставит задачу повысить эффективность работы муниципального жилконтроля, усилить обратную связь с горожанами, создать такое взаимодействие с «игроками» на рынке ЖКХ, чтобы реакция на обращения людей была максимально оперативной.

В интервью нашей газете Александр Шестаков рассказал о том, как сегодня работает муниципальный жилищный контроль и в каких направлениях будет развиваться.

– Александр Владимирович, давайте напомним читателям, какие задачи стоят перед муниципальным жилищным контролем и какими инструментами для их выполнения вы обладаете.

– Необходимо начать с того, что контрольные полномочия органов местного самоуправления были предус-
мотрены в 2003 году, когда приняли 131-й федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а непосредственно сам институт муниципального жилищного контроля введен только в июне 2012-го с принятием федерального закона № 93-ФЗ. Управление же как подразделение, уполномоченное осуществлять функции муниципального жилищного контроля, создано в апреле 2013 года.

Мы осуществляем контрольные функции только в отношении муниципального жилфонда. С претензиями по качеству оказания коммунальных услуг, содержанию дома, работе управляющих компаний к нам могут обращаться те, кто проживает в квартирах по договорам социального найма. Доля домов, в которых есть муниципальные квартиры, достаточно велика и составляет порядка  80 процентов.

Нашу деятельность регулирует более 20 нормативных правовых актов. Прежде всего это Конституция, которая закрепляет за гражданином право на жилье, Жилищный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, федеральный закон
№ 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и ряд других. В том числе  административный регламент исполнения  муниципальной функции по жилищному контролю, утвержденный постановлением администрации города Архангельска. Новая редакция регламента была принята в июле 2017 года, в том числе в связи с изменениями в федеральном законодательстве, в частности, в уже упоминавшемся 294-м законе. Кроме того, теперь управление наделено полномочиями по профилактике нарушений обязательных требований. Этим же регламентом утверждены  формы документов, которые мы используем в своей деятельности.

– Как у муниципального жилищного контроля строится работа с населением?

– В управлении работают шесть муниципальных жилищных инспекторов, которые исполняют контрольные функции – проводят плановые и внеплановые проверки, они в свою очередь могут быть выездными и документарными.

Хочу обратить внимание, что внеплановые проверки мы сейчас можем проводить только на основании письменных обращений граждан. У нас разработана специальная форма заявления, она размещена на официальном сайте администрации города, ее можно распечатать и заполнить.

Важный нюанс: обращение человек должен подать лично – обратиться к нам в управление по адресу: Троицкий проспект, 60, либо направить его по почте. Кроме того, мы сейчас налаживаем взаимодействие с администрациями территориальных округов: чтобы люди могли заполнить заявление в муниципальный жилищный контроль прямо там, после чего оно будет передано нам для принятия соответствующих мер.

– А через Интернет подать заявление можно?

– Обращения и заявления от граждан в форме электронных документов могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации, например через Государственную информационную систему ЖКХ.

По любым другим обращениям, поступившим по телефону, электронной почте либо размещенным на обычных сайтах, выходить на проверки мы не имеем права. Это связано в том числе и с тем, что, защищая интересы граждан, законодательство также не забывает о правах представителей бизнеса и ограждает их от административного давления и проявлений недобросовестной конкуренции.

– Какая работа ведется после получения жалобы?

– Получив письменное обращение гражданина, мы первым делом смотрим, есть ли в доме муниципальный жилфонд. Если есть, то подготавливаются приказ о проведении проверки и соответствующее уведомление. В назначенный срок инспектор выходит на проверку, при необходимости для более обстоятельного разбора ситуации привлекает экспертов. Кроме того, приглашаются представители органов внутренних дел, когда есть информация о проживании в муниципальном жилье граждан, ведущих асоциальный образ жизни, а такие случаи, к сожалению, не редкость.

Если во время проверки претензии жильцов подтверждаются, то муниципальным жилищным инспектором  составляется акт, который представитель УК либо гражданин (в зависимости от объекта проверки) должен подписать. Обслуживающей дом организации выдается предписание об устранении выявленных нарушений. Сроки для устранения устанавливаются разные, в зависимости от масштаба существующей проблемы. Если, к примеру, зимой с дома опасно свисает наледь, хватит и одного-двух дней, чтобы ее убрать, а если из-за выхода из строя какого-либо технологического оборудования нет горячего водоснабжения или отопления, то понятно, что на это требуется гораздо больше времени.

По истечении назначенного срока проводится повторная проверка, чтобы проконтролировать – выполнено предписание или нет. В случае невыполнения составляется протокол об административном правонарушении.

– Много ли обращений поступает от архангелогородцев? И с какими жалобами чаще всего они приходят?

– В 2016 году управление муниципального жилищного контроля провело 202 внеплановые проверки, 172 из них – по заявлениям граждан или юридических лиц, 30 – по контролю за исполнением выданных предписаний. В 61 случае выявлены нарушения. Управляющим организациям выставлены штрафы на общую сумму 719 тысяч рублей. В этом году количество обращений примерно на таком же уровне: по состоянию на 15 июля  проведено 150 проверок. Бывают ситуации, когда обращение в наш адрес написано, но проверка не проводится – нет законных оснований. Тем не менее ответ заявителю, безусловно, направляется с соответствующими разъяснениями.

Самые распространенные жалобы – на несоответствие параметров горячего водоснабжения, подпоры канализации, подтопление подвальных помещений, отсутствие освещения в подъездах, проблемы с уборкой территории и вывозом мусора, неисправности трубопроводов.

– Как у муниципального жилищного контроля складываются взаимоотношения с управляющими компаниями?

– Не скажу, что на сто процентов конструктивно: есть такие УК, которые не выполняют либо неохотно выполняют предписания. Но откровенного саботажа с их стороны нет. В большинстве случаев управляющие компании нацелены на устранение нарушений, причем некоторые стараются сделать это еще до начала проверки.

Сфера жилищно-коммунального хозяйства очень непростая, и в ней действительно много проблем. Чтобы их решить, жильцам надо быть активнее: использовать такой механизм, как создание совета дома, взаимодействовать с управляющей компанией, а мы в рамках своих полномочий готовы оказать им всяческую помощь.

Понимая то, что управление многоквартирным домом является одним из социально значимых видов предпринимательской деятельности, нашей конечной целью не является возможность наказать управляющую компанию. Наша задача – оперативно отреагировать на непредоставление или предоставление ненадлежащего качества услуг, за которые гражданин вносит соответствующую плату, и стимулировать таким образом УК надлежащему исполнению своих обязанностей по управлению многоквартирным домом.

 

Наталья СЕНЧУКОВА