Редакция
163000 г. Архангельск, Троицкий, 61, 3 этаж
+7 (8182) 21-42-76, agvs29@mail.ru

Кузнечевскому мосту – 65!

20.10.2021 10:10
20 октября 1956 года был сдан в эксплуатацию железобетонный подвесной мост через реку Кузнечиху, соединивший центр Архангельска с Соломбалой
Конечно, и до этого грандиозного события мост через Кузнечиху в Архангельске был, но деревянный. По нему, кстати, даже трамваи ходили.

В 1935 году было принято решение заменить деревянный мост на более современное инженерное сооружение. И более прочное, конечно же. В начале 1941 года на Дебальцевском металлургическом заводе на Украине было изготовлено 750 тонн металлических пролетных конструкций для нового моста. Планировалось завершить изготовление остальных конструкций к 1 июля, а в третьем квартале начать их отгрузку железнодорожным транспортом и завершить строительство моста к концу 1941 года. Но этим планам помешала Великая Отечественная война и отодвинула долгожданную дату окончания строительства на целых 15 лет.

Изначально проект строительства Кузнечевского моста был разработан ленинградской проектно-изыскательной конторой государственного треста коммунального и дорожно-транспортного строительства. А уже после войны проект был доработан в Московском бюро Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта профессором Григорием Петровичем Передерием.

А знаете ли вы, что общее количество мостов, спроектированных им и в большинстве своем построенных, составляет несколько десятков? Среди них железнодорожные мосты через реку Обь у Барнаула, реки Иню, Бердь и Чумыш (1913), виадук через Бешеную протоку на западном подходе к мосту через Амур (1914), железобетонные виадуки на линии Арзамас – Шихраны (1915) и виадуки на линии Мерефа – Херсон (1915), мост через Днепр у Екатеринослава, металлический мост через Волгу у Саратова (1917−1923) и многие другие. По проектам Григория Передерия построены также мост в Вологде (1930) и мост им. Володарского через Неву в Ленинграде (1936).

Современники выдающегося инженера-мостостроителя говорили, что характерным для проектов, разработанных Григорием Петровичем, является новаторство. Предлагаемые им решения пролагали новые пути в развитии конструкций. Каждый из проектов мостов вносил что-либо новое в отечественное мостостроение. Многие его предложения опередили время на 15−20 лет. Это утверждение относится и к нашему Кузнечевскому мосту. Считается, что он был одним из первых мостов такого типа, построенных в Советском Союзе, – висячим.

Со строительством моста связана и драматичная история. Ее изложение попалось мне на просторах Рунета. Так вот. Строительством моста, которое началось еще в 1936 году, руководил Эммануил Давыдович Дашевский – заместитель начальника Сульфатстроя. Но он успел поставить только опоры моста. 7 апреля 1937 года его арестовали за «вредительство» и обвинили в том, что опоры моста он поставил с нарушениями технологий. Причем умышленно. По приговору судебной коллегии Верховного суда СССР Эммануил Давыдович был расстрелян.

В 1956 году, в год сдачи моста в эксплуатацию, Дашевский был реабилитирован. Посмертно… Вот такая история у Кузнечевского моста.

Стоит отметить, что железный старожил давно нуждается в капитальном ремонте – речь об этом на разных уровнях власти идет уже несколько лет, но пока решения нет. Хотя вариантов озвучено несколько. Например, предыдущий градоначальник Архангельска рассказывал о том, что существует проект концессионного соглашения по реконструкции Кузнечевского моста. Доходы концессионера складывались бы благодаря платному проезду коммерческого транспорта и большегрузов. Предполагалось собрать рядом временный мост, отремонтировать Кузнечевский, а конструкции нового перенести на Талажское шоссе.

Действующий глава Архангельска Дмитрий Морев озвучивал вариант строительства нового моста рядом с существующим. В этом случае Кузнечевский мог бы стать пешеходной достопримечательностью города. Но судя по всему, решение будет другим - на днях администрация Архангельска достигла договоренности с бизнесом о финансировании работы по проектированию транспортной развязки на съезде с Кузнечевского моста в районе улиц Советской и Валявкина, чтобы разгрузить этот транспортный узел.