Редакция
163000 г. Архангельск, Троицкий, 61, 3 этаж
+7 (8182) 21-42-76, agvs29@mail.ru

Ремонт дорог: новые планы и подходы

01.02.2023 15:57
В перечень дорожных объектов 2023 года в Архангельске вошли шесть улиц и два моста. Работы должны стартовать уже 10 апреля.
10 февраля станут известны подрядчики на выполнение дорожного ремонта в рамках нацпроекта. Какие улицы Архангельска попали в перечень объектов, подлежащих ремонту в 2023 году в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги»? Какие требования предъявит власть к новому подрядчику? На эти и другие вопросы ответил в интервью глава Архангельска Дмитрий Морев.

Что дал Архангельску БКД?

– Протяженность дорожной сети Архангельска – около 550 километров. Значительная часть дорог в грунтовом исполнении и относится к III категории. Это особенность нашего города.
Еще одна особенность – большая по сравнению с городами с аналогичной численностью населения протяженность дорог, что обусловлено условиями развития города. Это также весомая нагрузка для городского бюджета.

– Какая часть этих дорог в нормативном состоянии?

– К сожалению, этот показатель еще очень далек от идеала, но существующие механизмы по финансированию ремонта и строительству дорог позволяют нам постепенно развивать нашу дорожную сеть.
Один из таких механизмов – национальный проект «Безопасные качественные дороги». Благодаря ему Архангельск совершил большой прорыв в приведении дорог в нормативное состояние. Таких денег мы на дороги прежде никогда не получали.

Стоит отметить также, что нацпроект предполагает комплексный капитальный ремонт дорог. Не ямочный, не картами. И если в 2017-2018 году он заключался только в замене дорожного полотна, то с 2019 года мы ремонтируем уже не только дорожное полотно, но и всю прилегающую дорожную инфраструктуру – бортовой камень, тротуары, дорожные знаки, разметку и прочее.

Ежегодно мы направляем на ремонт дорог в рамках национального проекта 450 миллионов рублей. Эта сумма была определена на старте проекта на все годы его реализации. И в этом, на мой взгляд, большой недостаток. Инфляция, удорожание материалов приводят к тому, что с каждым годом этого финансирования хватает на все меньший объем работ. И если, к примеру, в 2019-м в рамках этой суммы мы ремонтировали 20 километров дорог, то сегодня уже только 14 километров.

Тем не менее значимости нацпроекта для Архангельска это не умаляет. К слову, я считаю, что измерять результаты работы в рамках БКД в километрах, наверное, не совсем объективно, потому что есть дороги с двухполосным движением, а есть с четырех. Разумеется, объем выполненных работ на одном километре этих дорог будет разным, как и затраты.

Между тем в прошлом году мы отремонтировали почти 14 километров дорог Архангельска. Выполнен капремонт улиц Вологодской, Маяковского, Шабалина, Садовой, Красноармейской, Серафимовича, Смольный Буян, Первомайской, Рабочей, Менделеева, Гидролизной, Юности, Буденного, набережной Седова и дорог в Турдеевске.

  – Что запланировано на 2023 год?

– Тоже достаточно большой объем работ. В частности, приступаем наконец-то к капитальному ремонту улицы Гагарина. На ее состояние администрация ежегодно получает десятки, если не сотни жалоб от горожан. Мы их учли и в этом году дорогу отремонтируем от Кузнечевского моста до улицы Тимме. Причем, работы здесь будут действительно комплексные. Сначала заменим коммуникации. Устройство кольцевого водовода уже выполняет «РВК-Архангельск», а с ТГК-2 достигнута договоренность о реконструкции теплосетей до устройства новой дорожной одежды.

Кроме того, в этом году будут отремонтированы проспект Советских Космонавтов от улицы Розы Люксембург до Поморской, улицы Карла Маркса, Котласская, Маймаксанское шоссе и улица Орджоникидзе.

 Новые подходы и собственные проекты

– Дмитрий Александрович, не секрет, что в прошлом году подрядчик, пришедший на объекты в рамках нацпроекта, свои возможности переоценил. Какие выводы сделала администрация Архангельска из ситуации прошлого года? Что будет по-новому?

– В этом году мы уже запустили конкурсные процедуры. Они должны завершиться 10 февраля. Чтобы не повторять возможных ошибок прошлого года, мы разделили объемы на два лота. В каждый лот вошли по три улицы – один крупный объект и два небольших.
Кроме того, мы решили, что определять подрядчиков будем на открытых конкурсах. В этом случае мы ориентируемся не только на ценовое предложение компании, но и на уровень ее квалификации, возможности выполнять работу, опыт на аналогичных объектах.

– Вы отметили, что большая часть городских дорог – грунтовые. Они не могут претендовать на финансирование в рамках нацпроекта. Есть у администрации собственные возможности для их ремонта?

– В текущем режиме эти дороги обслуживает Мезенское дорожное управление, в контракте с которым отдельной строкой прописан в том числе ремонт дорог III категории – грейдирование, подсыпка и прочее. Конечно, мы понимаем, что суммы, заложенные в контракте на эти работы, а это порядка 20 миллионов рублей в год, недостаточно. Поэтому в этом году мы постараемся изыскать возможность, чтобы кратно увеличить финансирование именно на ремонт грунтовых дорог. В том числе и на островных территориях.

– Поможет в реализации этой задачи увеличение дорожного фонда за счет транспортного налога?

  – В том числе. Мы рассчитываем на его пополнение за счет передачи муниципалитету 80 процентов собираемых средств от транспортного налога.

 – Дмитрий Александрович, горожане с воодушевлением приняли муниципальный проект по ремонту дворовых проездов. А в прошлом году стартовал аналогичный и по ремонту тротуаров. Продолжится ли эта работа в текущем году? Учитывая дефицитный бюджет, есть ли на этот проект у города деньги?

– Программа будет продолжена. Уже сейчас в бюджете Архангельска заложено 64 миллиона рублей на ремонт внутриквартальных и дворовых проездов. При этом мы также рассчитываем и на помощь региона в софинансировании программы.

Как вы знаете, в том году, по инициативе губернатора Архангельской области Александра Витальевича Цыбульского город получил из регионального бюджета 50 миллионов рублей. К этим деньгам мы добавили свои 50 миллионов рублей. У нас есть такая же договоренность и на 2023 год.

То же самое в части тротуаров. Пока средства на их ремонт в бюджете не заложены, но мы рассчитываем, что на весенней сессии городской Думы рассмотрим этот вопрос и выделим дополнительное финансирование, чтобы продолжить программу по ремонту тротуаров. Точно так же и в правительство области обратимся за поддержкой этой программы. 
 
Мосты Северного округа

– В нацпроекте появилось новое направление – ремонт мостов и путепроводов. Участвует ли Архангельск в этой программе?

– У нас 34 мостовых сооружения. Большая часть находится на балансе нашего муниципального предприятия «Городское благоустройство». Они разной степени значимости, разного тоннажа и сложности конструкций. Есть стратегические мостовые сооружения – Краснофлотский мост, например. Он находится в управлении Упрдор «Холмогоры». Северодвинский железнодорожный – в двойном управлении. Большая его часть, конструктивная, – в управлении РЖД, а «Городское благоустройство» обслуживает автомобильную часть.

Если говорить о текущих проектах, то на Краснофлотском мосту продолжается ремонт. Он будет завершен в 2024 году. Из тех сооружений, что требуют проведения капитальных работ в первую очередь, следует выделить пять мостов и путепроводов. Безусловно, это Кузнечевский мост. Также это два моста через Соломбалку: один в Маймаксу, другой – в Северный округ.

Необходимо ремонтировать путепроводы через Кировскую и Повракулку.
Благодаря нацпроекту в 2023 году мы приступаем к ремонту двух из этих сооружений. Это мост через Соломбалку, ведущий в Северный округ, и путепровод на улице Кировской. В феврале пройдут конкурсные процедуры по определению подрядчика. Мы знаем, что потенциальные их участники есть – профессиональные компании, занимающиеся ремонтом мостов, уже подтвердили свою предварительную готовность. Поэтому мы ожидаем, что конкурс состоится. На ремонт двух мостов будет направлено 300 миллионов рублей.

– Дмитрий Александрович, а когда ремонт планируется завершить?

– Планируем закончить работы в текущем году. При этом Северный округ никоим образом не должен быть отрезан от жизни города, поэтому все мероприятия по ремонту мостов будут спланированы таким образом, чтобы не нарушить его транспортную доступность.

Безусловно, жители округа столкнутся с определенными неудобствами, но надо потерпеть.

– Тем не менее какой выход предлагает администрация на время ремонта?

  – Рядом с мостом через Соломбалку на время ремонта будет устроен временный мост. А путепровод на Кировской будет работать в реверсивном движении, и ремонтировать его полосы мы будем поочередно. Кроме того, разработан объездной путь через промзону с выездом в районе Первых Пятилеток.
 
Комплексное развитие

– Дмитрий Александрович, Архангельский торговый порт развивается, растет его грузопоток. А значит, увеличивается и нагрузка на дороги города, по которым следуют большегрузы. Готовы ли они к таким нагрузкам? Как обеспечивается их сохранность?

– Вы правы, грузооборот Архангельского морского торгового порта ежегодно увеличивается на 7-8 процентов. Это серьезный рост, особенно в текущих условиях, который говорит и о развитии Северного морского пути, и о востребованности Архангельска как логистического центра перевозки генеральных грузов. Они поступают в порт как железнодорожным, так и автомобильным транспортом, и мы видим возможности для наращивания грузооборота именно автотранспортом.

По железнодорожному есть определенные ограничения, связанные со станцией Соломбалка, путями и необходимостью больших инфраструктурных вложений для увеличения емкости железнодорожных путей. Так что автомобильный путь сегодня более предпочтителен. Хотя мы и продолжаем на уровне региона переговоры с РЖД с тем, чтобы компания вкладывалась в инфраструктуру, которая поддержит Архангельский порт.

Мы же совместно с правительством региона и федеральным центром реализуем собственные мероприятия, направленные на развитие порта. Тот же ремонт Краснофлотского моста призван увеличить пропускную способность наших автомобильных дорог.

По той же самой причине Окружное шоссе передано Упрдор «Холмогоры», которое направляет свои средства на расширение магистрали и перенаправление грузовых потоков, идущих с М8. Следуя через Краснофлотский мост по Окружному шоссе, они проходят либо по Кузнечевскому мосту, либо по понтонной переправе в Северный округ. Дальше – по Маймаксанскому шоссе, которое мы будем ремонтировать в этом году, улице Победы, также отремонтированной в рамках нацпроекта.

Таким образом, большой объем дорожных работ уже выполнен для того, чтобы увеличить пропускную способность наших дорог, в том числе и для перевозки грузов в Архангельский морской торговый порт. Единственным узким «горлышком» на этом пути пока остается Кузнечевский мост.

Для того, чтобы увеличить пропускную способность этого участка дорожной сети, по сути, нужно строить новый мост. Мы с областным правительством прорабатываем разные варианты решения этого вопроса. В том числе и по механизму концессионных соглашений. Предполагается, что рядом с Кузнечевским мостом будет построен мост-дублер с последующим закрытием автомобильного движения на старом.

Предварительно стоимость проекта оценивается в 10-12 миллиардов рублей. Пока такое финансирование взять неоткуда. Ну а все остальное – что до моста и после – во многом уже реализовано.