Редакция
163000 г. Архангельск, Троицкий, 61, 3 этаж
+7 (8182) 21-42-76, agvs29@mail.ru

Непостановочная жизнь Павла Пастушенко

18.11.2021 11:27
Какая она есть – веселая, грустная, беззаботная или тревожная. Конечно, такое снять намного сложнее, но интереснее
В эти дни в Усадебном доме Е. К. Плотниковой проходит персональная выставка Архангельского фотографа Павла Пастушенко «Тихое обаяние улиц». 

Она продолжает ряд выставочных проектов Музейного объединения, посвященных художественному образу Архангельска разных лет. С Павлом Степановичем на выставке мы поговорили о сегодняшнем дне фотографии, фотоискусстве и о том, что его вдохновляет на новые работы.

Павел Пастушенко – коренной архангелогородец. Фотограф, автор любительского кино, участник городских и областных фотовыставок, лауреат конкурсов в сфере фото– и киноискусства, победитель 10-го Международного фестиваля мультимедийного творчества «Мультиматограф» в номинации «Игровой фильм» (2014). 


– Павел Степанович, расскажите, пожалуйста, как давно вы занимаетесь фотографией?

– Наверное, я учился в первом классе, когда отец купил старшему брату простенький фотоаппарат «Смена-6». Брат тогда занимался в фотокружке. В то время мне это все казалось каким-то чудом. Весь этот процесс, начиная от зарядки пленки, потом проявки и печати в свете красного фонаря. Просто магия какая-то. 

Потом, где-то в 11-12 лет, я увлекся любительским кино, посещал кружок во Дворце пионеров. Но именно фотографией более серьезно занялся уже после армии. Первая фотовыставка, где были представлены несколько моих работ, состоялась в 1983 году. Она называлась «Архангельск-400», была очень представительной и проводилась в рамках подготовки празднования 400-летнего юбилея нашего города. Один из моих снимков, представленных на той далекой выставке, – называется он «Чумбаровка» – можно увидеть сегодня здесь, в этом зале. 


– Получается, с тех пор вы начали постоянно фотографировать город?

– Не скажу, что прямо постоянно этим занимался. Наверное, как и все начинающие фотолюбители, фотографировал друзей, знакомых, родственников. У кого-то свадьба была – ее снимал, различные события, праздники, поездки. Я думаю, в этот период начали появляться какие-то навыки и умение видеть кадр, событие, момент жизни. К слову, недавно оцифровывал весь свой пленочный архив. Масса воспоминаний и впечатлений! Как будто снова жизнь прожил. Уже более-менее серьезно начал фотографировать, когда в конце 80-х стал сотрудничать с Архангельским музеем изобразительный искусств, теперь это музейное объединение «Художественная культура Русского Севера». 


– Начиналось как увлечение, а потом стали работать фотографом в музее? 

– Нет, в музее я работаю по другой специальности – специалист по обслуживанию звуковой и проекционной техники. Так что в этом смысле я фотолюбитель. Иногда предлагают что-то поснимать, например, нужны фотографии живописных работ или икон для издания тех или иных материалов, книг или альбомов. Я с удовольствием берусь за такую работу. Всегда интересно соприкасаться с работами и современных художников, и старых мастеров, с древними иконами и скульптурой. Здесь тоже много чисто технических тонкостей и особенностей, как и в любом другом виде съемки.


– Но при этом ваши основные работы на выставке – съемки города. С чем это связано?

– Наверное, с тем, что мне предложили сделать фотовыставку именно по этой теме. Я люблю свой город, у меня много фотографий, снятых на улицах Архангельска в разное время. И на этих улицах часто можно увидеть что-то интересное и красивое, в этой игре света и тени. Например, кот, удобно усевшись в форточке, с интересом разглядывает тебя, старые автомобили, засыпанные опавшими осенними листьями, словно вспоминают свою молодость, запорошенные снегом тротуары, голуби, спрятавшиеся от ветра в выбоинах старой стены…


– Выглядит так, словно им туда корм специально сыпали, чтобы сидели…

– Нет, на самом деле никакого корма там не было. Просто удачное стечение обстоятельств и немного терпения. Я заметил, что, когда дует холодный ветер, голуби забиваются в эти выбоины и пережидают там непогоду. Вообще, я достаточно неоднозначно отношусь к постановочным кадрам. Ведь в фотографии документальность и художественность – две ипостаси, которые иногда «конфликтуют».

Наверняка у кого-то было такое в детстве, когда приходит фотограф в класс снять репортаж и начинает руководить: «Ты пишешь в тетради, ты смотришь на учительницу, и 
т. д.». И вроде бы он все говорит правильно, и композиция выстраивается правильная. Но фото делается ведь не ради того, чтобы все в кадре находились в идеальных местах. Главное в таком снимке – дети, каждый со своим характером и особенностями. А чаще всего такие фотографии получаются неестественными – улыбки натянутые, все напряжены и какие-то слишком одинаковые. Зато на спонтанных кадрах видны эмоции, истинные чувства и раскрывается индивидуальность. Иными словами, искренняя и непостановочная жизнь, такая, какая она есть, – веселая, грустная, беззаботная или тревожная. Конечно, такое снять намного сложнее.

Мне кажется, если фоторепортаж претендует на документальность, то не должно быть постановочных сцен. Другое дело – художественная фотография. Там возможно все что угодно и все зависит от художественного замысла автора. Но это только мое мнение. И, знаю, многие с ним не согласятся.


– У вас на выставке есть фотография, где молодая пара держится за руки на фоне набережной. Здесь все-таки удалось передать эмоции.

– Но и этот снимок не постановочный! Как я говорил ранее, город живет своей жизнью, и на этом снимке это отлично видно. Просто так получилось, что в один момент времени на фоне судна, стоящего на рейде, на пристани оказались абсолютно разные люди. Женщина гуляет с коляской, по своим делам спешит священнослужитель. А справа в кадре стоит девушка с фотоаппаратом, судя по объективу – профессиональный фотограф. В тот момент она проводила фотосессию молодоженов на фоне набережной. Но мне показалось, что если они попадут в кадр, то все остальные сюжеты на этом снимке померкнут. И они бы перетянули все внимание от главных героев кадра – молодой девушки и парня, которые держатся за руки и говорят о чем-то важном.


– Сюжет на фотографии действительно выглядит очень интересно. Вы как-то планируете свою «фотоохоту»? Например, идти на набережную в оживленный день?

– Нет, я не люблю набережную, когда на ней толпы народа – в праздники, во время гуляний и всяких торжеств. Планирую ли я съемки на улицах? Бывает, но очень редко. Я просто часто хожу пешком. Когда никуда не торопишься, то замечаешь много интересного. 

К примеру, однажды вышел с работы – и в этот момент пошел первый снег. Сразу же достал фотоаппарат и сделал пару снимков. Ведь вполне возможно, что через пару часов он растает или будет уже в совершенно иной форме, а в данный момент – это очень красиво. 

Бывали, конечно, случаи, когда специально ездил за сюжетами. Однажды увидел в интернете снимки вечерней Соломбалы и подумал: почему бы мне ее не снять. Собрался как-то вечером, походил по улицам, сделал несколько снимков. Но такое крайне редко бывает. При этом я не ездил специально снимать какие-то достопримечательности, а просто искал то, что могло показаться интересным в Соломбале в этот поздний час.

К слову, о достопримечательностях. Я читал статью одного фотографа, который писал о том, что, приезжая в незнакомый город, идите в ближайший киоск и купите открытки с видами города. Это будет инструкция, как не надо снимать. И действительно, то, что мы видим на открытках, – это совершенно другой город. С достопримечательностями, красивыми видами, уникальными объектами, но другой. Жизнь горожан не сконцентрирована вокруг памятных мест, а во дворах порой можно увидеть очень интересные места и сюжеты. У каждого свой взгляд на город. 

– Допустим, вы увидели интересный план, но как много снимков вы делаете для того, чтобы получился красивый кадр?


– Обычно это несколько снимков, но делаю их, скорее, на всякий случай. По своему опыту заметил, что когда что-то увидел и это показалось интересным, то, как правило, самый лучший кадр – первый. Это то, что идет от каких-то чувств внутри. Увидел, что это красиво, и снял. А когда делаешь следующие снимки, то начинаешь уже подключать голову, строить композицию по правилу третей и т. д. И получается уже как-то не так душевно. Можно сказать, что начинаешь думать головой, а не сердцем. 
Например, однажды я был в Малых Корелах, и на самом верху длинной лестницы лежал опавший осенний лист, на котором были капельки воды. На заднем плане перспектива лестницы вниз. Мне показалось это красивым. Сделал снимок, а после начал снимать иначе, думая, что и как нужно правильно расположить. А когда потом смотрел отснятый материал, то больше всего понравился первый кадр, хоть он не соответствовал некоторым правилам композиции. Наверное, все эти законы фотосъемки существуют, чтобы их нарушать. О них, конечно, нужно помнить, но слепо им следовать ни в коем случае нельзя.


– А что касается оборудования, какому фотоаппарату вы отдаете предпочтение?

– Этот вопрос всех интересует. Иногда люди, посмотрев выставку, подходят и говорят: «Наверное у вас очень хороший фотоаппарат». Но хочется сказать, что фотоаппарат – это в первую очередь всего лишь инструмент в руках фотографа. Вы ведь никогда не задумываетесь, кисточками какой фирмы писал свои работы Микеланджело. 
Некоторые снимки на этой выставке вообще сняты на мобильный телефон. Все же отвечу на вопрос. На сегодняшний день у меня два фотоаппарата – Nikon D750 и беззеркальный Olympus OM-D E-M10.

Вообще, я не приемлю полемику, когда спорят, что лучше Canon, Nikon, Sony и т.д. У каждой системы есть свои плюсы и минусы. Что-то лучше, что-то хуже. Скажу больше: если есть желание заняться фотографией, не нужно сразу покупать дорогую камеру. На вторичном рынке можно купить неплохой Nikon D3100 за пять-семь тысяч рублей. Или подобный Canon.


– Но почему-то многие считают, что если получаются красивые снимки, то это обязательно благодаря дорогому фотоаппарату.

– Вообще, если говорить о технике, то лучше покупать ту, которая по карману. Безусловно, дорогими камерами работать комфортней и удобнее. Но это не значит, что бюджетным фотоаппаратом нельзя хорошо снять. Думаю, профессионал сможет сделать красивый снимок и на самую простенькую технику, а вот у новичка даже с дорогой камерой вряд ли так получится.


– А если говорить о последующей обработке снимков. Как часто пользуетесь фотошопом?

– Есть фотографы, которые кичатся тем, что они не используют фотошоп. Говорят, мол, нужно правильно настроить камеру, и тогда никакая постобработка не потребуется. Однако сам по себе современный фотоаппарат – это компьютер, в котором заложены различные настройки контраста, яркости, цвета и т. д. Если хорошо им владеешь, то, возможно, фотошоп и не потребуется. 

Но для абсолютного большинства фотографов намного удобнее использовать постобработку, видя снимок на большом мониторе и решать, что из акцентов нужно усилить, а что, наоборот, скрыть. Наверное, у каждого фотографа есть свои любимые плагины и инструменты в программах обработки изображений. Эти программы просто еще один дополнительный инструмент.


– А вы как-то монетизируете свое творчество? Продаете фотографии?

– У меня какое-то время был опыт работы на фотостоках (площадка в интернете, на которой фотографы продают свои работы, – прим. ред.). Некоторые фотографии покупали, и было интересно посмотреть, из каких стран были покупатели, и даже увидеть, где использовались твои снимки. Денег я там много не заработал. Но стал замечать, что вместо красивых видов, пейзажей и интересных портретов стал искать то, что может с большей вероятностью продаться на стоках. Ну и забросил это дело. Слишком оно ломало мой внутренний мир. Другое дело – съемка произведений искусства. Там тоже иногда что-то зарабатываю и при этом остаюсь в гармонии с собой. А в целом фотография – это мое любимое занятие для души. Многим нравятся мои снимки, и я рад, что они будят какие-то чувства у зрителей. Люди что-то вспоминают, о чем-то задумываются.


– Получается, что вы фотографируете ради зрителей?

– Не только ради зрителей. Хотя приятно, когда люди со стороны дают высокую оценку твоим работам. Когда что-то получается и ты понимаешь, что это не просто открытка, а целый рассказ со своим драматизмом и лирикой, то всегда получаешь от этого удовольствие. Наверное, все это и называется радостью творчества. И как бы зрители ни относились к творчеству фотографа, автор всегда сам остается главным судьей и критиком своих работ. 


– В завершении хотелось бы спросить у вас совета. Сейчас практически у каждого человека есть страничка «ВКонтакте» или «Инстаграме», и многие делятся фотографиями. Что вы можете посоветовать, чтобы снимки получались более красивыми?

– Наверное, это самый сложный вопрос в этом интервью. Если мы говорим не про бесконечные селфи, а про что-то другое в окружающем нас мире, что показалось вам красивым и интересным, то снимите это прямо сейчас. Не откладывайте на потом.
Завтра здесь все будет по-другому: и свет, и погода, и облака, и воздух, и ваше настроение. Проверено много раз. 

И еще хотел бы посоветовать, блуждая на просторах интернета, почаще заходить на ресурсы, посвященные изобразительному искусству и художественной фотографии. Ну и, конечно, посещайте различные художественные выставки. Благо, в нашем городе есть прекрасные музеи, где есть на что посмотреть. Все это поможет вам развить чувство композиции и понять, что не так на ваших снимках. И вообще, знакомство с искусством обогащает людей – они становятся добрее, светлее, чуточку лучше.